Зачем вам бизнес-консультант, если вы сами все знаете

Граффити:супермен Управление бизнесом

За последние 30 лет в бизнес-образовании сформировалась очень любопытная система взглядов. Начиная с популяризации кайдзена и шести сигм, начинавших обретать популярность в середине восьмидесятых (после глобального кризиса, заметьте) и заканчивая бережливыми стартапами сейчас, такая “школа практиков” стала очень популярной.

В середине 80-х как нельзя кстати оказался опыт Тайити Оно, создавшего особую систему управления производством на Toyota. Ее и выбрали примером для своей работы консультанты: в кризис рушились старые европейские и американские бизнесы, а японцы показывали невиданные темпы роста, завоевывая рынки. Sony и Toyota были легендами того времени, как Apple и Google сейчас. И немудрено, что их опыт и переложили в эффектные книги и подходы, давшие и основу для бурного роста консалтинговой деятельности. Сложные многофакторные модели типа BSC получили более простую и наглядную альтернативу, получив признание рынка среднего и малого бизнеса.

А дальше этот снежный ком стал разрастаться. Проблемы развития малого бизнеса и “компактного” предпринимательства стали популярными в конце 90-х на фоне роста популярности концепций ведения бизнеса типа So-Ho и невероятных возможностей дот-комов. А аналогии с развитием интернет-бизнесов и возможности виртуального пространства дали старт различным lean-направлениям, но уже связанным не с бережливым производством, а со стартапами из говна и палок.

Для них за последние 15 лет была создана вся обучающая инфраструктура с максимально простыми и понятными инструментами, чей практический смысл оставался за скобками, ведь среди стартапов выживаемость близка к случайной. Главным в данных продуктах стала наглядность. А новый кризис послужил отличным толчком для популяризации: кто-то решил создать свой бизнес, кто-то решил перестать работать и начать учить.

В общем, складывается очень любопытная картина, которую я не хочу оценивать, а ставлю задачей лишь описать.

Каждый кризис порождает целую волну новых, альтернативных и однозначно эффективных решений. И в каждый кризис благодаря этим инструментам рынок консалтинга и обучения получает роскошный пинок под зад в виде материалов для работы.

Подобный консалтинг фактически обслуживает тех, кто потерялся и ищет простое, понятное и, что самое важное, иное решение своей проблемы.

Это совершенно справедливо, т.к. чаще всего повторение одних и тех же действий приводит к одному и тому же результату. Поэтому ценность предложения налицо: еще быстрее, еще проще и еще эффективнее решить задачу — от вирусной рекламы до создания инновационного бизнеса. Сейчас это таблицы со стикерами (которые есть и у меня). Это модно и актуально. Но эффективно ли?

Единственно верного способа нет

Проблема в том, что утверждать, что это неэффективно, так же глупо, как утверждать, что новые знания обладают большей эффективностью. Нет, это не так. Не существует единого верного способа и единственного набора инструментов, чтобы создать успешный бизнес. Одного и того же результата можно добиться массой совершенно разных способов. И чем больше вы их знаете, тем лучше.

“Генеральная линия бережливости” (ее же часто называют не lean, а lazy) — это одна ветка. Отрицание инструментария и визионерство — другая. Школа большой четверки — третья. И везде можно найти и вредное, и полезное. С точки зрения бизнеса.

А с точки зрения консалтинга — важно придерживаться собственной идеологии. И она, как правило, заключается в превознесении одних инструментов (своих или любимых) и критике других. Это нормальный процесс торга за своего клиента.

Но это, на мой взгляд, переходное состояние, потому как стремиться надо к другим идеалам. По мне — критически относиться ко всему, и искать скорее недостатки каждого, чем его достоинства. Невозможно, создав себе любимые инструменты и оттачивая их до совершенства, не отстать от реальности бизнеса. Но еще сложнее пропускать через себя все те одиннадцать тысяч книг и сотни тысяч статей, которые появляются в доступе и исчезают.

Недавно попался пример.

Из почти тридцати миллионов американских компаний менее пяти процентов преодолело барьер в 1 млн долларов ежегодного оборота (что по меркам рынка очень мало), и лишь десятая часть из них дотянула свои обороты до миллиона долларов ежемесячно. Это статистика. А вот инструментов, которыми бизнес может воспользоваться для бурного роста — сотни и тысячи. И с каждым годом, а точнее даже с каждым кризисом — их становится все больше, а пользоваться ими все проще. Вот только обещания — это одно, а реалии — это совсем другое.

Потому как цели производителя инструментария и того, кто им пользуется — совершенно разные.

Это правда жизни. Но тем не менее рынок консалтинга процветает и развивается, а авторов полезной бизнес-литературы прибавляется с каждым годом. Более того, как бы парадоксально это ни звучало — самая сильная экономика мира является одновременно самым крупным потребителем консалтинговых услуг и услуг бизнес-образования. Потому как любое размышление, любой инструмент, любой диалог — могут натолкнуть вас на идею, которая станет золотоносной.

Дело не в инструментарии. Дело в дискуссии вокруг него. Даже бесполезный инструмент провоцирует. Даже прочитанная глупость порой помогает. И вот это уже работает: инициирует переосмысление и приводит к изменению мышления.

Подпишитесь на рассылку новостей. Никакого спама!

Оцените статью
Поделитесь статьей с друзьями
madcats.ru
X