Как завести сообщество с нуля

12 базовых советов

Сегодня «Хабрахабр» объявил, что будет выходить на англоязычные рынки (в их случае это именно весь язык, а не конкретные страны). Во-первых, поздравляю, во-вторых, верю в успех. Писал недавно, что медиа мне интереснее всего именно как сообщество, и сейчас, когда дешевых каналов маркетинга все меньше, а платформы ведут себя, мягко говоря, биполярно, это особенно важно. Сообщество и хорошо выстроенные социальные механики — это конкурентное преимущество, которое невозможно повторить.

Окей, но что же делать, если сообщества у вас еще нет и все только запускается? Я часто обсуждаю это с разными проектами и собрал базовые советы из практики успешных строителей сообществ.

Пишите первыми

Самый главный шаг, про который многие забывают.

Люди любят общаться, но кто-то должен показать им, как тут принято. Помогите преодолеть эффект «социального мамонта»: первыми постами, комментами, видео или что у вас там еще придумано в проекте.

По сути, любое комьюнити начинается с редакции, даже если это все один человек. Да, иногда жизнь заводится сама собой, но редко и не факт, что она вам понравится.


banner-to-text-KM


Будьте собой

Невозможно руководить сообществом, если вы не ощущаете себя его участником. Автор, отвечающий в коментах, всегда интереснее и живее. Руководитель проекта (как говорят староверы, админ), которого видно и слышно — еще круче.

Людям важно понимать, кто и зачем управляет сообществом и иметь с ними прямой контакт. Пусть кто угодно сможет писать вам лично, пусть каждый знает, кому и по какому поводу писать.

Но не только собой

Да, я именно про 24 разных личности, как в фильме «Split». К вам будут приходить разные люди, постарайтесь понимать мотивацию и желания разных аудиторий. Для читателей и создателей нужны разные подходы, например.

Некоторые вообще в начале пишут из-под сотни ботов, но это, конечно, крайняя и не всем подходящая модель.

Просите друзей

Каждый ваш приятель может что-то для вас сделать. Хотя бы иногда и хотя бы то-то.

Например, известный продакт-ментор Иван Замесин периодически заставляет меня расшаривать нужные ему вакансии. Конверсия совсем не 100%, но иногда я все-таки это делаю.

Если хотя бы 5% ваших френдов в соцсетях сделают для вашего проекта что-то хорошее, это уже существенно лучше нуля.

Не стесняйтесь неуникальности

Сколько раз я слышал фразу «мы будем делать уникальный контент». Проблема с уникальным контентом одна: делать его много очень дорого.

Ищите способы взять уже готовое. Сокращайте, комбинируйте, просите автора продублировать что-то у вас или адаптировать.

Подумайте, как максимально упростить первый шаг

Гениальность ленты FB в том, что заполнение профиля создает контент само по себе. Залили фотку, она попала в ленту, друзья лайкнули и прокомментировали словом «Очень!» Все, вы уже на крючке.

Поэтому мне очень нравится формат опросов — это уже какое-то вовлечение. Открытые вопросы еще лучше: люди крайне охотно рассказывают, откуда они родом и что они любят.

Увеличивайте значимость сообщества в интерфейсе

Маленькие уродливые коменты под большим красиво сверстанным текстом очень хорошо показывают соотношение сил.

В лучшем случае в таких коментах родится сопротивление.

В худшем там будут обитать одинокие спамеры и шизофреники по весне.

Не пытайтесь платить раньше времени

Деньги уместны только в сообществах про деньги: ставки, инвестиции и все такое.

Во всех остальных случаях внутренний драйв людей имеет другую природу. В профессиональных сообществах важно ощущать себя профессионалом, во всех без исключения — чувствовать свою значимость в сообществе.

Пока ваши участники не дорастут до того, что участие в вашем сообществом станет для них основным делом (как у YouTube-блогеров), лучше потратить деньги на что-то еще. Хотя разовые конкурсы и премии иногда вполне себе работают.

Не пытайтесь решить все проблемы алгоритмами

«Нагенерируем», «спарсим», «сделаем автоматический фильтр» — постарайтесь меньше думать об этом на ранней стади.

Пока жизнь не завелась, работать стоит исключительно вручную. Во-первых, чтобы чувствовать реальные проблемы продукта. Во-вторых, потому что в интернете уже более чем достаточно всего посредственного и роботизированного, и искренне заинтересовать может только что-то реально живое и человеческое.

Тщательно и оперативно модерируйте

Не бойтесь удалять и банить. Спамеры уйдут, а кто-то слишком горячий, но преданный все равно вернется. Если не вы формируете правила поведения, их за вас сформируют худшие из ваших пользователей.

Знакомьтесь лично с активными пользователями

И в онлайне, и в оффлайне. Во-первых, людям приятно, это дает дополнительное ощущение своей важности. Во-вторых, вы узнаете о их мотивации много такого, о чем вообще не подозревали.

Особенный эффект это производит на тех, кто устраивает у вас в сообществе «отрицалово» (такие появляются обычно после первых же изменений) — иногда личной переписки или встречи достаточно, чтобы самый горячий оппонент превратился в вашего искреннего фаната. Просто люди не понимали вашу мотивацию и неверно интерпретировали ваши действия.

Берите на работу первых пользователей

Это самый простой способ найти сотрудников, которым действительно важен проект — проблема, которая для многих проектов без комьюнити выглядит практически нерешаемой («через пять лет я вижу себя уж точно не в вашем adtech-стартапе»).

Советую вам это как человек, которого позвали работать, потому что я писал слишком много комментариев.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.

Подпишись на рассылку

Рассылка Безумных Котиков интернет-маркетинга, спонтанная, субъективная, обо всем.
Email *
Имя *
Нажимая кнопку «Сохранить», вы подтверждаете, что ознакомились с Условиями обработки персональных данных и принимаете их.