Четыре благородные истины о правках

Как избежать страданий и достичь просветления

Зачем печалиться,
Если все можно исправить?
И к чему печалиться,
Если ничего уже поправить нельзя?

Шантидэва, индийский мыслитель, буддийский монах, VIII в.

Любой из вас, кто был вовлечен в работу над макетом сайта (создавал, заказывал, администрировал), прекрасно знает, что самый беспокойный, конфликтный и утомительный этап начинается, как ни странно, когда дизайн уже готов. В срок, в соответствии с ТЗ, согласно заранее оговоренным требованиям … но все это становится неважным, когда заказчик открывает почтовый ящик и создает новое письмо с темой «Правки — часть 5». Однако, поверьте, этот непростой этап можно пережить с истинно буддийским спокойствием, в самом что ни на есть прямом смысле этого слова.

Четыре благородные истины — базовое учение буддизма — Будда Шакьямуни сформулировал еще в пятом веке до н.э. Эти простые и понятные умозаключения были призваны помочь освободиться от страданий и выйти из бесконечного круговорота перерождений — сансары, достигнув нирваны. Заменяем слово «страдание» на слово «правки» — и получим универсальную философию работы над макетом.

  1. Страдания Правки существуют, и они неизбежны.
  2. У страданий правок есть причина.
  3. Страдания Правки конечны. Их можно прекратить.
  4. Существует путь прекращения страданий правок.

#1. Правки существуют, и они неизбежны

Первая благородная истина, или «истина о беспокойной неудовлетворенности» (в точку!), гласит: страдания правки существуют, и они неизбежны. Почему? Потому что непросветленному уму всегда чего-нибудь не хватает. Он охвачен неведением и требует поиграть с формой квадрата, заменить зеленое красным и добавить три параллакса. Так раскручивается колесо сансары — бесконечная череда перерождений аккуратного макета, созданного по канонам современного веб-дизайна.

Принятие этого простого факта существенно облегчит работу всем сторонам. Пусть это не будет для вас сюрпризом.

Советы:

  • Если вы дизайнер — держите в уме: возможно, вам придется увеличить логотип, предусмотрите этот момент в верстке.
  • Если вы project-менеджер — будьте готовы, что вам придется выделить время на согласование, заложите это в ваше расписание.
  • Если вы заказчик — не ждите чуда: вам обязательно захочется что-то изменить в предложенном макете. Это не хорошо, это не плохо — это так.

strad1

#2. У правок есть причина

Все — от «неведения» до «старения и смерти» — возникает благодаря причинам.

Будда, «Сутра лотоса»

Однако мало констатировать неизбежность правок дизайн-макета. Важно понимать, что у страданий правок есть причина. И причина эта, по словам Будды, есть не что-либо внешнее: она кроется в нас самих.

Безусловно, есть объективная причина правок — несоответствие макета согласованному техническому заданию из-за невнимательности / приступа вдохновения / несостоятельности пожеланий клиента и прочих условностей. Несоответствие ТЗ — проблема на стороне дизайнера, даже если требования заказчика не выдерживают никакой критики и очевидно ущербны. Если в брифе черным по белому написано, что предпочтительный шрифт — Comic Sans, и вы этот бриф согласовали и подписали, то не удивляйтесь, что ваш Roboto забракуют и попросят проявить больше фантазии. То есть либо вы вообще не беретесь за проект, либо будьте готовы, что ваши усовершенствования могут быть приняты в штыки и потребуются правки.

Сложнее дело обстоит с субъективными причинами. Чаще всего они омрачают работу над дизайном, когда нет четкого технического задания и соответствующих пунктов договора.

Причина первая: исполнитель не понял задачу. Не была очерчена целевая аудитория. Не были сформулированы пожелания к стилистическому оформлению. Не были своевременно предоставлены необходимые материалы для наполнения. Заказчик сказал: «Вам виднее, вы сделайте на свое усмотрение, а мы потом поправим, если что», — а амбициозный дизайнер, уверенный в своих телепатических способностях, согласился.

Причина вторая: заказчик передумал. Пока велись работы над проектом, он подсмотрел у конкурентов анимацию и видео-фон, и теперь хочет так же, хочет «не хуже других». И это объяснимо: большинство из нас хочет быть лучшими в своей нише, или хотя бы казаться таковыми.

Причина третья: заказчика заставили передумать. Иначе говоря, он попал под дурное влияние своего окружения. Эта история стара, как первый дизайн-макет. Клиент показал сайт жене, команде продажников, корешу, секретарше и знакомому «компьютерщику» — людям, которых в силу тех или иных обстоятельств он считает более авторитетными экспертами в области веб-дизайна. Несмотря на то, что исполнитель — опытный специалист, а заказчик, собственно, владелец бизнеса. Почему это происходит — тема для отдельной статьи, которую наверняка уже написал какой-нибудь психотерапевт.

Причина четвертая: легкомысленно составленное ТЗ. Дизайнер сдал макет, а заказчик вдруг вспомнил, что не хватает раздела «Портфолио», что список преимуществ надо бы дополнить еще пятью, что половина полей в форме подбора — лишние. Подобная забывчивость отнюдь не делает его нехорошим человеком и недобросовестным деловым партнером. У него, безусловно, масса других дел и проблем, помимо заполнения брифа. Это всего-навсего одна из причин правок, с существованием которых мы уже смирились в первом пункте.

Причина пятая: некорректно сформулированные требования к оформлению. Когда в техническом задании стороны самонадеянно оперируют такими определениями, как «красивый», «стильный» и, стыдно сказать, «wow-эффект», воздерживаясь при этом от конкретных примеров и не вдаваясь в нюансы, то можно смело готовить себя к сорванным срокам, взаимным обвинениям и полной неразберихе.

strad2

#3. Правки конечны. Их можно прекратить

И вот, о братья, благородная истина о пресечении страданий. Истинно! — то пресечение страданий есть уничтожение жажды, победа до конца над страстями, исцеление, освобождение, бесстрастность. Такова, о монахи, благородная истина о пресечении страданий.

Первая проповедь Будды «Дхармачакра-правартана-сутра: Сутра запуска Колеса Дхармы»

Что делает дизайнер, когда видит на почте письмо с правками? Тяжело вздыхает и закатывает глаза. Потому что заказчик, боясь прогадать, хочет впихнуть в меню все, что только можно, чтобы «сразу видно было». Может лого побольше? А вдруг шрифт мелкий? И много чего еще, неоправданного, безвкусного, бесполезного, влекущего за собой часы всевозможных переделок детища, которым он, человек творческий, уже начал гордиться. А ведь вместо этой ерунды он мог бы…

Что делает заказчик, когда пишет такое письмо? Абсолютно то же самое, особенно если перед нами частный предприниматель и владелец компании. Его день забит встречами, переговорами, продажами, рисками, менеджментом и маркетингом, а после он вынужден глядеть в монитор и оценивать то, в чем он, прямо скажем, не очень-то разбирается. «Стоит оно, интересно, этих денег? А вдруг дешевле можно было? Вроде ничего, но я ж в этом не секу… Пойду у жены спрошу, как ей».

Но страдания эти совершенно напрасны, потому что правки конечны. Избежать их невозможно, но сократить — вполне.

strad3

#4. Существует путь прекращения правок

Какая же дорога ведёт к знанию, к умиротворению, к постижению, к пробуждению? Это благородная восьмеричная стезя.

Первая проповедь Будды «Дхармачакра-правартана-сутра: Сутра запуска Колеса Дхармы»

Четвёртая благородная истина утверждает: есть пусть к прекращению страданий правок. Путь этот в буддизме называется восьмеричным, потому что состоит из восьми предписаний, соблюдая которые человек очистит сознание от умопомрачений и аффектов и достигнет состояния нирваны.

Давайте же и мы будем придерживаться восьми простых правил, которые сведут правки к минимуму.

1. Правильное намерение

Настройтесь на продуктивное взаимодействие.

Когда исполнитель приступает к работе с намерением поскорее сделать и забыть, а заказчик ставит сроки из расчета «надо, чтобы было готово вчера», вас ждет провал.

Если вы исполнитель, то перед началом работ объективно оцените, сколько вам понадобится времени, чтобы сделать хорошо. Если вы заказчик — отнеситесь к этому с пониманием. Поверьте, ни один уважающий себя дизайнер не хочет пополнить свое портфолио убогим лендингом, собранным на коленке похмельным субботним утром. Кроме того, вы, как руководитель компании или ее отдела, разумеется, понимаете, что вы — не единственный клиент исполнителя. У него, так же как и у вас, на очереди еще несколько заказчиков. И каждого из них, как и вы в своем деле, он хочет видеть довольным проделанной работой. Согласитесь, это позитивный и продуктивный подход.

И да, зафиксируйте этот срок в договоре.

2. Правильный договор

Заключите договор.

Пропишите в нем допустимое количество итераций правок. Это как в покере, правила допускают 4 круга торгов: префлоп, флоп, терн и ривер — и точка. Пропишите сроки внесения правок. Пропишите стоимость дополнительных правок помимо согласованных итераций. Пусть и клиент, и дизайнер знают, что они допустимы, но оплачиваются отдельно.

Если вы заказчик, то вы будете спокойны, что вас не обманут, подсунув что-то противоречащее вашим ожиданиям, и не уйдут в закат с вашими деньгами. У вас будет возможность один, два или даже три раза, в зависимости от условий договора, передумать, переделать, поправить, вернуть как было. Если в силу обстоятельств или особенностей характера вы не в состоянии определиться со своими пожеланиями даже с третьего раза, то будьте готовы платить за дополнительные правки. Согласитесь, это справедливо. Вы же не станете требовать от рабочего в пятый раз бесплатно перекрасить забор на даче, потому что вы не уверены в выборе цвета, не так ли?

Если вы исполнитель, то соблюдение этого правила однозначно повысит качество вашей работы. Во-первых, вы будете готовы, что, вероятно, пару раз вам вышлют список доработок. Вы будете точно представлять, сколько времени вам понадобится для завершения работы над проектом. Во-вторых, вы будете знать, что не работаете бесплатно. Заказчик заплатил за это деньги, и вы, как исполнитель, обязаны внести эти правки, без нытья и возмущения. Не в ваших интересах затягивать сроки, но если на этот путь встает сам заказчик, то вы спокойны — вам за это заплатят.

Так мы стараемся поступать в МОАБе. При заказе лендинга мы, как правило, предусматриваем в договоре 2 итерации правок, срок 3-5 дней на их внесение в макет, после чего макет считается утвержденным. А дополнительные правки оплачиваются отдельно, в зависимости от выбранного тарифа.

3. Правильный бриф

Составьте, наконец, подробный бриф.

Это прежде всего касается исполнителей. Сделайте универсальную заготовку, ясно оформленную, с полным списком вопросов. Пропишите в нем все нюансы: цель проекта, структуру сайта, элементы и блоки, стиль, цветовую схему, примеры, на которые нужно ориентироваться.

Не стесняйтесь запросить всю необходимую информацию заранее. Это ни в коем случае не говорит о вашем непрофессионализме или недостатке опыта. Вы не гадалка и не фокусник: чем больше вы знаете о проекте, тем быстрее и качественнее вы его реализуете. Не ленитесь потратить время на подготовительный этап работ, бриф — это своего рода фундамент, на котором будет строиться проект. Соответственно, чем он надежнее, тем эффективнее будет сотрудничество.

Будьте готовы, что заказчик не захочет уделить техническому заданию столько внимания, сколько оно заслуживает. Объясните ему, почему это важно. Предложите помощь в его составлении.

How we do it in MOAB. Для каждого тарифа на лендинг есть подробнейшая анкета, где детально разжевывается, что, где и как расположено на сайте. Да, это много букв. Да, мы потратили много часов на ее проработку. Но зато клиент знает, что получит на выходе: он спокоен, он всё прописал в брифе. А если не прописал — то попросил нас помочь с заполнением, а затем утвердил. Даже если остались какие-то темные места — мы как исполнители спокойны: вина не на нашей стороне, мы честно запросили эту информацию в письменном виде, а дальше…см. пункт 2.

Если вы заказчик и сталкиваетесь с написанием брифа в первый раз, то, скорее всего, вам будет невероятно лень, и это неудивительно: веб-дизайн не ваш профиль, вы толком не знаете, как надо, как правильно, как принято, как будет лучше для вашей ниши; у вас и без того полно забот, и вы доверяете исполнителю как специалисту. Но вы, конечно, слышали поговорку: «без ТЗ — результат ХЗ».

How we do it in MOAB. Если составление технического задания наводит на вас тоску и апатию, то не бойтесь попросить помощи у дизайнера, с высокой вероятностью он пойдет вам навстречу и уделит время на составление брифа. Нет, это не входит в его обязанности, и существует масса агентств, которые берут дополнительную плату за составление документации на макет, ведь на это уходит рабочее время сотрудников. Но я, как исполнитель и в душе буддист, закрываю глаза на эти мелочи: да, сайт нужен не мне, а клиенту, это его бизнес, а не мой. Но чтобы создать этот сайт с минимумом правок, нужно полноценное тех. задание, и нужно оно в первую очередь мне. Тут вы можете посмотреть пример заполненного брифа. Как видите, ничего сверхъестественного: краткие ответы на простые вопросы, а главное — обо всем можно договориться сразу. Да, на это уйдет какое-то время, но куда больше времени уйдет в будущем, если этого не сделать.

А вот результат: сайт, который получился на выходе http://moab.pro/lab—escobar.

4. Правильная речь

Объясняйте. Доходчиво, подробно и спокойно.

Получив список правок, вы обнаружите, что половина из них неоправданны, безвкусны и даже вредны для конверсии. Помните, что основная причина, почему заказчик постоянно требует внести изменения — это неведение. Веб-дизайн — это ваша компетенция, а не его. Он занимается продажей тостеров, ремонтом УАЗиков и лечением зубов, а сайты делаете вы. Доступно объясните ему, почему ваш вариант более эффективен. Так же как он объяснил бы вам, какой тостер подарить теще, почему УАЗик не заводится и как вы всю жизнь неправильно чистили зубы.

Составляя список правок, вы, возможно, будете удивлены непониманием концепции вашего бизнеса и даже найдете ошибки в подборе изображений и тематических иконок. И причина тому — все то же неведение. Ваш бизнес — это ваша сфера деятельности, в ней вы как рыба в воде, вы знаете ее вдоль и поперек. А дизайнер — нет, потому что его зона ответственности — разработка дизайн-макетов. Поэтому, если вы не предоставили нужные текстовые и медиа материалы заранее, объясняйте. Объясните, что на фоновом изображении — варан, а вы продаете корм для игуан, которые выглядят вот так.

5. Правильный отклик

Когда объясняют вам — слушайте.

Проверено на собственном опыте, часть правок отпадает сама собой, если клиент понимает, что его представления ошибочны, а исполнитель внимательно прислушивается к его пожеланиям, задает наводящие вопросы и делает выводы.

Дизайнер не хочет обмануть заказчика и увильнуть от работ. Зачем дизайнеру сайт, который стыдно показать? В подавляющем большинстве случаев он искренне заинтересован сделать качественный продукт. Прислушайтесь к его мнению, ведь это его работа.

И заказчик составляет правки не из вредности. Он действительно хочет, чтобы его ресурс был лучшим в своей весовой категории. Прислушайтесь к нему, помогите ему достичь своей цели.

strad4

6. Правильная цель

Помните о цели. Уберите из проекта свое эго.

Если вы исполнитель, то держите в уме, что делаете сайт не для своего портфолио, а для определенной целевой аудитории. Да, вы могли бы сотворить аналог National Geographic, но какой в этом толк, если сайт продает йога-туры в Крым для пенсионеров?

Если вы заказчик, то помните, что сайт вам нужен не для того, чтобы потешить чувство собственного величия, а для роста продаж и привлечения клиентов. То, что вы считаете красивым, может быть неуместно, как девушка в длинном платье со стразами и на шпильках где-нибудь на рыбалке под Сызранью.

7. Правильное понимание субъективности

Дизайн субъективен. Просто смиритесь с тем, что ваши предпочтения могут разойтись.

К сожалению, многие заказчики оценивают дизайн, отталкиваясь от своих представлений о прекрасном, а не из соображений функциональности. Как правило, эти вопросы решаются «на берегу», то есть на этапе формирования ТЗ. Но если с ТЗ беда, а консенсуса достичь не получается — просто смиритесь и внесите эти правки в рамках пункта 2, и дело с концом.

8. Правильное взаимодействие

Уважайте время друг друга.

Если вы заказчик, высылайте полный список правок сразу. Это в ваших интересах (см. пункт 2). Постарайтесь четко их сформулировать. «Мне не нравятся иконки» — это не правка. Это всего лишь констатация ваших впечатлений, она не принесет плода. А вот «Иконки кажутся непонятными. Давайте заменим их на что-то подобное (далее ссылка на понравившийся вариант)» — это правка.

Если вы исполнитель, будьте готовы, что клиент будет выражаться туманно. Мы уже определили, что веб-дизайн — это не его конек. Он не уверен, он сомневается, он не знает, как лучше. Помогите ему. Получив сбивчивое письмо, уточните то, что осталось непонятным, задайте вопросы. Составьте подробный и четкий список правок и вышлите на утверждение — все ли вы правильно поняли? Да, на это уйдет 20 минут вашего рабочего времени. Но лучше потратить 20 минут сейчас, чем в будущем потерять рабочий день, кучу нервов и, возможно, довольного клиента.

Решайте все вопросы в письменном виде. Даже если вы все обговорили по телефону или при личной встрече — уделите 5 минут короткому письменному обзору предстоящих работ. Это поможет избежать дальнейших претензий и доработок. Учитывайте человеческий фактор: все мы люди, мы склонны забывать список дел и путать дни недели.

Вместо заключения

«Все счастье проистекает из желания счастья другим. Все несчастье проистекает из желания счастья самому себе,» — так в VIII веке писал буддистский философ и поэт Шантидэва.

Покуда дизайнер помнит, что делает макет не для себя, а для заказчика, а заказчик помнит, что создает сайт не для себя, а для клиентов — работа над проектом идет гармонично.

Приняв четыре благородные истины и следуя восьмеричному пути, мы освобождаемся от страданий правок и достигаем состояния Нирваны — просветления, мудрости, идеального дизайн-макета.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...

2 комментария на «“Четыре благородные истины о правках”»

  1. Елена:

    Спасибо, Таня! Очень интересная и полезная статья!

  2. Дионисий:

    Просто восхитительно. Даже было как-то неожиданно насколько тонкости работы над проектом, преподнесенная через призму буддизма могут оказаться более доступными и понятными. Огромное спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Нажимая кнопку «Отправить комментарий», вы подтверждаете, что ознакомились с Условиями обработки персональных данных и принимаете их.

Подпишись на рассылку

Рассылка Безумных Котиков интернет-маркетинга, спонтанная, субъективная, обо всем.
Email *
Имя *
Нажимая кнопку «Сохранить», вы подтверждаете, что ознакомились с Условиями обработки персональных данных и принимаете их.