Сопротивление неизбежно: 9 кругов контентного ада

В конце — совет, как заранее избежать ада

Создание любого контента — это творческие муки и три тысячи итераций правок. И неважно, о чем идёт речь: тексте на сайте, статье с экспертом в отраслевом СМИ, посте в фейсбук или поздравлении с праздниками в рассылке. О заказчиках, которые принимают тексты без правок, на биржах фрилансеров ходят легенды. В офисных курилках нервно смеются, меряясь количеством файлов под названием «финальная версия». Голубая мечта журналиста — не одобрительное «я почти не правил» главного редактора, а просто то, что материал приняли. Существует отдельный контентный ад, и сегодня я расскажу, как пройти все его круги, сделать работу, остаться в своем уме и даже получить от этого некоторое удовольствие.

1. Волнующее начало

content-1

Любая новая задача — это возможность найти интересное решение. Вы еще не получили точное задание и только наметили детали, а они уже потихоньку начинают шевелиться внутри — вдохновение и энтузиазм.

Вы уверены в себе и знаете, что сделаете все, как надо. Изучите вопрос, уточните все детали в интервью, продумаете структуру материала, сделаете первую версию, слегка отшлифуете по замечаниям, а затем добавите блеска. Начинается все гладко.

2. Поиски неуловимого Джо

content-2

Подготовительный этап успешно завершен: вы перерыли весь интернет, прочитали десяток статей (и еще сотню добавили в закладки), посмотрели ролики на ютубе, проглядели форумы, ознакомились с новостями. И, конечно, знаете, что спросить у своего «источника». Осталось только встретиться и пообщаться 15 минут, что же может быть проще.

К несчастью, это очень занятой человек. У него горит план продаж, стоит производство, истерит клиент, и поэтому он срочно составляет медиаплан, ругается с фирмой-подрядчиком, летит в Сыктывкар.

Ничего страшного, конечно, вы подождете. Все нормально, это временные затруднения. Энтузиазм законсервирован.

3. Уточнения

content-3

Вы дождались возвращения источника из другой галактики и даже договорились о встрече. Собственно, на ней вы сейчас и находитесь, обсуждая будущий материал.

Оказывается, что кое-что изменилось, сущие детали. Нужно обновить пару цифр в исследовании, чтобы данные были свежими. Учесть события произошедшие вчера. Добавить информацию о том, что теперь на заводе три новых станка, вместо одного сломавшегося.

Ну что же, это даже вдохновляет. Новая информация стимулирует фантазию: это можно обыграть, вот это дать врезкой, а те пару слов обязательно использую как цитату. А, может, в заголовок пойдет. В голове вы уже решаете задачу и испытываете от этого острое наслаждение. Некоторые идеи проговариваете вслух и они вызывают у собеседника только одобрение.

4. Созидание

content-4

Наконец-то, вы можете сесть и погрузиться с головой творческий процесс. Работа с информацией — это своеобразный наркотик. Искать и находить новые смыслы, подбирать подходящую упаковку, создавать что-то новое, интересное, нужное. Вы внимательно перечитываете вводные, сравниваете с планом, десять раз прослушиваете диктофонную запись беседы (или пересматриваете заметки в блокноте). В общем, работаете и кайфуете. Пока не получится нечто настолько прекрасное, что захочется… ну, не заплакать от гордости, конечно, просто показать окружающим. Так вы и делаете: открываете почту и отправляете письмо с заветным файлом.

5. Ожидание

content-5

Предположим, вы достаточно загружены и более чем опытны, чтобы проверять каждый час почту, в надежде на ответ. Но ведь вам интересно, что скажут, как оценят, какая реакция будет. Пусть не на поверхности, а где-то в самом далеком и пыльном углу бессознательного, но это любопытство есть. И вы так или иначе ждете ответа. И первые пару дней это происходит легко и незаметно. Потом, конечно, начинаете слегка нервничать и переходите к активным действиям: пишите письмо, звоните, стучитесь в скайп и все такое. В ответ приходит неожиданное.

6. Обсуждение

content-6

Да, это тот самый момент, когда вы обнаруживаете, что случилась дискоммуникация. Вы не до конца поняли, что имелось в виду, сообщение было другим. Вы по-другому взглянули на задачу, подошли неожиданно, хотя от вас хотели совершенно стандартного результата. Надо переделать.

Вы еще раз выясняете все детали, занудно и педантично обсуждаете каждую деталь.

7. Переделка

content-7

Как бы не было обидно, что не удалось с первого раза, нужно все переделать. «Ну, ничего», — ободряет внутренний голос, — «это же еще один повод проявить себя, стать лучше, опытнее, мудрее, сделать реально круто». Вы потихоньку успокаиваетесь, снова находите в себе энтузиазм и в какой-то момент настолько уходите в работу, что снова чувствуете только чистую, теплую радость. Переделав, отправляете, и снова ждете. На этот раз, чуть более нервно.

8. Новая презентация

content-8

На этот раз ответное письмо не приводит вас в ужас. Во-первых, вы еще до проверки почты сняли розовые очки. Во-вторых, сам ответ не так категоричен и страшен. Ну, подумаешь «есть несколько замечаний». Это же большой шаг вперед, выход на финишную прямую — шлифовку.

9. Перезагрузка

content-9

Окончание у истории может быть любым, главное — попасть в цикл. Первый вариант: вы получаете замечания, вносите их, тем самым меняется общая картина, все снова не так, приходится переделывать. Повторять сколько угодно, пока кто-то не сойдет с ума или не хлопнет дверью, психанув. Второй вариант: внезапно проект оказывается заморожен. Например, нет денег на съемку видео, хотя готовы и сценарий, и раскадровка. Или маркетолога уволили: теперь не будет ни сайта, ни блога, ни любой другой активности, пока не наймут нового. А вместе с новым человеком появится новое видение, новое ТЗ, новые круги. В общем, вы поняли.

Как заранее избежать ада: 5 заповедей

content-10

  1. Использовать референсы. Референс — это справочный материал, модель, на которую ориентируется художник в работе (например, рисует пирожное по 2-3 фотографиям). Поступите так же: найдите примеры инфографики в том стиле, в котором собираетесь работать. Возьмите аналитический обзор, структурно похожий на будущий материал. Попросите клиента самого показать вам примеры текстов на сайтах компаний, которые ему нравятся. Часто причиной недопонимания становится наша речь — то, что в одни и те же слова мы вкладываем разный смысл. И неважно, кто прав «по Далю». Не поняли друг друга — пострадали оба. Проще всегда договариваться на пальцах.
  2. Фиксировать все устные договоренности. Заведите полезную привычку после встречи составлять отчет. Поговорили? Подробно распишите, структурированно и по пунктам, о чем вы только что договорились. Главное — быть максимально конкретным. «В качестве иллюстраций используем вдохновляющие фотографии» — плохо. «Материал оформляем фотографиями реальных рабочих мест сотрудников, сделанными на мобильный» — хорошо. Подобный «рапорт» сразу покажет, где вы друг друга не поняли. А еще он застрахует вас от внезапной «смены показаний»: в любой непонятной ситуации вы сможете апеллировать к достигнутым договоренностям.
  3. Разбивать на этапы. Не делайте работу целиком, дробите ее на несколько маленьких кусочков. Например, прежде чем писать статью, сделайте план и утвердите с редактором. Не рвитесь сразу рисовать инфографику, сначала соберите данные и напишите, как собираетесь их представлять. Прежде чем кидаться на весь сайт, напишите небольшой текст и спросите, нравится ли стилистика. Да, утверждение каждого этапа увеличивает время работы, но это намного лучше, чем десять раз переделывать все с нуля.
  4. Не вылизывать сразу. У проектировщиков интерфейсов есть такое правило: сначала схематичные прототипы — потом дизайн. Дело в том, что оформление мешает воспринимать элементы объективно. Легко влюбиться в неправильные детали или, наоборот, возненавидеть хорошее решение, потому что оно внешне пришлось не по душе. Точно так же нужно относиться и к контенту: сначала структура и логика, только потом — «бантики». Сначала смысл, потом точные формулировки.
  5. Быть настойчивым. Второй круг контентого ада не зря называется «Поиски неуловимого Джо». Знаете этот анекдот? Он не очень смешной, но показательный: Джо неуловим, потому что… его никто не ловит. Если вам нужна информация, без ответа работа стоит, а сроки горят — проявляйте настойчивость (без фанатизма). Отправляя файлы, не забывайте указать, когда нужен ответ. Например, я всегда пишу коллегам письма в таком духе: «Привет, Олег. Отправляю текст статьи про исследование медицинского сектора. Посмотри, пожалуйста, все ли верно, и пришли диаграммы. Буду ждать твоего ответа, очень надеюсь, что сможешь отреагировать до среды: если будут правки, мне понадобится время, а по плану публикация должна выйти в четверг».

Как не сойти с ума, если вы уже в аду

content-11

  • Спокойствие, только спокойствие. В творческом поиске эмоции полезны, благодаря им контент получается искренним, прочувствованным, душевным. В переговорах они только мешают. Отключайте чувства, когда обсуждаете проект, не давайте им контролировать решения. Отделяйте свое настроение от темы обсуждения, всегда помните, чего вы хотите добиться — результата.
  • Найдите настоящую проблему. Не дают информации? Может быть, вы недостаточно настойчивы. Избегают обсуждений и затягивают сроки разработки? Пообщайтесь с тем, кто напрямую заинтересован в вашей работе. Менеджер может оказаться мало мотивирован в результате или перегружен другими задачами.
  • Убегайте. Вы всегда можете сдаться и договориться об условиях развода. Да, это неприятно, но ничего постыдного в разрыве отношений нет (если он не 10-й подряд). Нормально не сходиться взглядами, рабочими графиками, подходами к решению задач.

Стоит почитать

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Нажимая кнопку «Отправить комментарий», вы подтверждаете, что ознакомились с Условиями обработки персональных данных и принимаете их.

Подпишись на рассылку

Рассылка Безумных Котиков интернет-маркетинга, спонтанная, субъективная, обо всем.
Email *
Имя *
Нажимая кнопку «Сохранить», вы подтверждаете, что ознакомились с Условиями обработки персональных данных и принимаете их.