Паша и его прокрастинация

Безумные котики

Павел Федоров, ведущий популярного телеграм-канала, редактор ВКонтакте, ранее редактор «Цукерберг позвонит» и Нетологии, рассказал Котикам, как заставить эксперта написать статью, как планировать контент «вдолгую» и работать, когда вокруг шумят дети.


Содержание
  1. О редакторской работе
  2. За что вообще в ответе редактор? Кто это — редактор?
  3. На какие условия не подпишешься никогда, будь это даже условный Гугл?
  4. А какой задачей тогда завлек ВК, это же тоже корпорация?
  5. Как относишься к работе на проектах, фрилансу и найму?
  6. Работа мечты? «Всегда ли я буду редактор»? Если не редактором и не автором и вообще не про буквы, то кем?
  7. Твое отношение к джинсе и нативу?
  8. Какие статьи гарантированно не будут опубликованы (там, где работал)? Пять поводов сказать «это только через мой труп»?
  9. Технические средства: проги, сервисы, какими пользуешься и чем они помогают?
  10. Приемы длинного планирования контента?
  11. Оценки эффективности статей в Нетологии — какие KPI? А в других местах?
  12. О работе с авторами и текстами
  13. Как статью «не очень» быстро сделать нормальной, какие здесь есть приемы и хитрости?
  14. Какие самые распространенные ошибки у профессиональных авторов?
  15. А у пишущих профессионалов?
  16. Какой алгоритм, если профессионал не пишет, ну вот никак, а статья нужна, но семью в заложники взять нельзя?
  17. «Портрет» годной статьи: что в ней должно быть?
  18. О личном
  19. С чего вообще начинал, на кого учился, что было потом?
  20. Приходится работать дома, с детьми? Как получается?
  21. Зачем сделал канал в ТГ и трудно ли его вести?
  22. Скажи что-нибудь вдохновляющее всем, кто пишет за деньги

О редакторской работе

За что вообще в ответе редактор? Кто это — редактор?

Сразу оговорюсь, что я сейчас говорю о редакторе не газеты или СМИ, а о «коммерческих» редакторах, которые работают в компаниях, на проектах.

Редактор — это босс, который работает руками. Он и пишет сам, и руководит другими, и рулит процессами. А дальше всё зависит от специфики. Сейчас я 95% времени пишу сам.

На какие условия не подпишешься никогда, будь это даже условный Гугл?

Гугл так себе пример, потому что я в принципе не хочу работать в корпорации только потому, что это корпорация. Много раз видел вакансии редактора у Яндекса, но ни разу даже не почесался отправить заявку. Так что завлечь вышло бы только интересной задачей и только при условии, что на текущем месте я свою миссию выполнил или всё, выжался и не так полезен, как хотелось бы.

А какой задачей тогда завлек ВК, это же тоже корпорация?

А это ещё одна мечта — я пользуюсь ВКонтакте уже больше 10 лет и примерно половину этого времени хотел поработать внутри. И сейчас вышло.

Как относишься к работе на проектах, фрилансу и найму?

Терпеть не могу ни фрилансить, ни работать на проектах. Опыт только доказал: я максимально полезен именно в найме, фуллтайм работе на компанию. В этом случае отпадают лишние части: поиск клиентов, переговоры с ними, выбивание оплаты. Ненавижу всё это делать.

Если у меня будут две задачи — с основной работы и проектная — и обе будут гореть, а время будет только на одну, то приоритет отдам основной. Поэтому несколько текстов по проектам я сдавал очень долго. Спасало только то, что предоплату я не беру. А потом и вовсе перестал брать проекты и разовые заказы, сконцентрировался на том, что лучше получается.

Работа мечты? «Всегда ли я буду редактор»? Если не редактором и не автором и вообще не про буквы, то кем?

В детстве я хотел стать писателем и мечтал написать книгу. Странно, что заниматься всей этой темой я начал только в 20 с лишним лет, а до этого ограничивался школьными сочинениями на 3 страницы.

Если не писать, то, наверное, руководить. Но это в будущем, а пока руководить надо научиться. Как показала практика, теории мало.

Твое отношение к джинсе и нативу?

Джинсу терпеть не могу. Я даже в Телеграме помечаю всю рекламу как рекламу, даже если чётко видно, что публикация платная. И постоянно спорю с другими авторами каналов, которые считают, что у них думающая аудитория, которая должна сама понимать, где реклама. Должна, но не обязана.

Натив — удобный формат. Если только не называть нативом всё подряд.

Какие статьи гарантированно не будут опубликованы (там, где работал)? Пять поводов сказать «это только через мой труп»?

Что-то, противоречащее моим убеждениям или редакционной политике, которую мы установили. Опять же, в первую очередь джинсу. Если написал текст и хочешь о себе рассказать — честно об этом скажи, найдём способ решить проблему.

Или не взял бы статью, которую год назад уже где-то опубликовали, но «забыли» об этом сказать. Или текст, который разослали в 50 редакций.

Я вообще довольно агрессивный и вспыльчивый, только в общении по работе это не показываю. Поэтому ещё бы не взял текст от неоправданно наглого автора или от того, кто не умеет общаться.

Технические средства: проги, сервисы, какими пользуешься и чем они помогают?

Раньше работал на стационарном компьютере, поэтому хватало Хрома, Sublime Text, Clipdiary (расширенный буфер обмена), Flashpaste (быстрая вставка текста и сниппеты) и Спотифая (когда работаешь в одной комнате с детьми, без музыки никак).

Теперь перешёл на Мак и тут набор пошире, но скорее всего из-за того, что играюсь и осваиваюсь. Программ стало слишком много, чтобы выделить какие-то. Наверное, со временем удалю ненужное, тогда смогу поделиться.

Приемы длинного планирования контента?

Самый простой секрет любого планирования: ничего не держать в голове и всё записывать.

Пользуйтесь Гугл-календарём. В него можно и просто заносить встречи, и импортировать задачи из Вандерлиста или Трелло. И ещё много откуда. Главное — желание.

Записывайте всё. Даже самые мелкие вещи — они обязательно понадобятся.

Ставьте плавающие даты или даты раньше, чем дедлайн. Например, мне надо, чтобы статья вышла 30 мая. Об этом должен знать только я и должен остаться буфер, чтобы доделывать-переделывать.

Оценки эффективности статей в Нетологии — какие KPI? А в других местах?

Мы не ставили KPI к отдельным статьям, были задачи, которые в целом решал блог: узнаваемость, наращивание экспертности, трафик, лиды и продажи.

О работе с авторами и текстами

Как статью «не очень» быстро сделать нормальной, какие здесь есть приемы и хитрости?

Depend of. Я как-то составлял чек-лист для блога Нетологии.

Если проблемы в форме, то:

  1. Включить голову.
  2. Прогнать через Главреда и заметить крупные косяки, поправить их.
  3. Прочитать вслух и переписать все места, где споткнулся.
  4. Прочитать вслух и сократить все предложения, которые не смог прочитать на одном дыхании.

Если проблемы в содержании, то чётко понять структуру текста. Или нарисовать, сделать скетч. Просто берёшь лист А4 и ручку, начинаешь записывать всё, что должно быть в тексте. С рисунками, помарками — как угодно. Когда всё-всё записал, выстроить структуру уже совсем просто.

Какие самые распространенные ошибки у профессиональных авторов?

Надежда, что существуют волшебные слова, которые продадут что угодно или сделают текст супер-дупер-гига-крутым. Содержание всё-таки важнее.

А у пишущих профессионалов?

А вот у них наоборот — содержание есть, но частенько не хватает формы. Содержания иногда даже слишком много, аж за бортики выплёскивается.

Какой алгоритм, если профессионал не пишет, ну вот никак, а статья нужна, но семью в заложники взять нельзя?

Договариваешься о звонке, задаёшь вопросы, записываешь, переделываешь в монолог. Этот же алгоритм пойдёт, когда профессионал пишет, но ему некогда.

Только надо заранее оговорить время: у меня есть 20 минут, давайте уложимся. Иначе есть риск плавать несколько часов, а потом захлёбываться при расшифровке.

Иногда, конечно, и 20 минут с избытком. Я для Нетологии делал серию материалов с Алёной Владимирской. Она за 6-7 минут выдавала такой большой поток концентрированной информации, что при расшифровке просто плачешь от счастья: вырезать ничего не нужно, структура уже есть, форма есть, просто расставь запятые и убери повторы из устной речи

«Портрет» годной статьи: что в ней должно быть?

  1. Чёткая структура, без перескакиваний.
  2. Обоснование всех заявлений.
  3. Примеры, но не как основа статьи.

О личном

С чего вообще начинал, на кого учился, что было потом?

Я учился на мелкого бюрократа, специальность «государственное и муниципальное управление». Очень любил писать максимально длинными и официальными фразами в это время. Думал, что так кажусь важным.

После университета полгода перебирал бумажки в офисе, а потом меня взяли делать соцсети новгородскому медиахолдингу: куча газет и интернет-издание. Вот в этом интернет-издании я после и стал редактором. После, благодаря шумности, попал в tjournal.ru (но написал туда очень мало чего), а после в «Цукерберг позвонит».

Приходится работать дома, с детьми? Как получается?

Тяжело было, когда младшей дочери было меньше года — ей нужно было очень много внимания. А сейчас нормально. Они вдвоём занимают друг друга и их почти не слышно. Но вот первый год был реально жёстким.

Просто все советы по удалёнке не подходят к нашим реалиям. «Выделите комнату для работы». Может мне сразу отдельный дом для этого снять? У нас более актуальной будет рекомендация уметь отключаться от окружающего мира.

Зачем сделал канал в ТГ и трудно ли его вести?

Я читал всё о писательстве и редактуре, выписывал в Симплноут. А потом пошла мода на каналы и я подумал, что могу вести эту же базу знаний в Телеграме. И понеслось.

Вести не трудно, но сейчас, спустя полтора года, это уже превратилось в работу. Большая часть материалов в канале — чужие, поэтому я сильно завишу от того, есть что-то или нет. Конечно, всегда можно почитать книги и поцитировать, но вот как раз такие цитаты не заходят совсем. У меня сейчас какой-то небольшой спад и прямо чувствую, что надо что-то новое придумать.

Скажи что-нибудь вдохновляющее всем, кто пишет за деньги

Не ленитесь, не бойтесь спрашивать, если ошиблись, не стесняйтесь признавать свои фейлы.

IMG_2026

Подпишитесь на рассылку новостей. Никакого спама!

Оцените статью
Поделитесь статьей с друзьями
madcats.ru
X