Унижай меня везде: как не нужно делать попапы

Исследование: чем плохи попапы

Вы видите интересный заголовок, переходите на сайт и только устроились поудобнее, чтобы прочитать материал, как — вжух! — и в игру вступает попап, вылетающий из ниоткуда во весь экран.

Немного раздражает, но ведь можно закрыть и забыть, правда? Не тут то было! Потому что это альфа-попап: вы еще даже сообразить ничего не успели, как он уже начинает вас унижать.

jumpout-link

Чтобы просто отказаться от навязанного целевого действия нужно признать, что мне плевать на эффективность моего сайта.

Вам не кажется, что это манипуляция? Бессовестная, беспринципная и беспощадная. Я прямо вижу, как неизвестный вебмастер и дизайнер смотрят на меня с обратной стороны монитора. И ждут.

Или вот еще один пример. Это шаблон, который предлагает к использованию один из сервисов по созданию всплывающих окон.

jump-2

Получить что-то бесплатно или признать себя идиотом, который готов потратить 8 часов, вместо того, чтобы скачать прямо тут за 5 минут?

Какой чарующий выбор. Чем-то напоминает предложение, от которого нельзя отказаться, из одного очень известного фильма.

Или вот еще вариант: на этот раз от белорусского интернет-магазина.

jump-3

10 белорусских рублей — это около 5 долларов. И они меня определенно интересуют. Но не сейчас. И есть вероятность, что вообще никогда — я только зашел и еще ничего не понял, как вы мне уже суёте свои сказочные предложения.

Еще один пример из е-коммерса:

jump-4

Это выскакивает сразу, как только вы двинетесь к выходу. Не подписался — без эксклюзивных скидок остался.

Вариант манипуляции покорректнее от очередного гуру инфобизнеса:

jump-5

«Спасибо, мне не интересен инфобизнес» — после заголовка «Как перестать суетиться и начать зарабатывать от 200 000 рублей в месяц» выглядит так, как будто отказываешься от нереально перспективного шанса. Не хватает только мелкой приписки внизу: «Вы закроете этот баннер, никогда его больше не увидите и навсегда останетесь нищим».

А вот еще пример — попытка юморнуть на фоне все такой же беспринципной манипуляции:

jump-6

Ха-ха. Вот только юмор не отменяет того, что это попытка поставить пользователя в неудобную позицию, чтобы добиться своего.

В английском языке для такого рода манипуляций придумали специальное слово — confirmshaming. Это производное от confirmation — подтверждение, и shaming — стыдить, позорить.

Унизить, чтобы добиться подтверждения — примерно так этот термин можно перевести на русский. В этом и состоит суть таких попапов.

Сама ссылка отказа от действия, к слову, тоже заработала свое определение. Ее назвали manipulink. Еще одно производное: от manipulate — манипулировать, и link — ссылка. Манипулятивная ссылка.

Почему так делать нельзя

1. Это оскорбительно для пользователя.

Вы сознательно ставите посетителя в ситуацию, когда ему предстоит выбор между принятием предложения и унижением. Нужно ли говорить, что это крайне неприятный выбор.

2. Потеря лояльности.

Часть пользователей, увидев попытки грязного манипулирования, сразу закроет вкладку. И с большой долей вероятность никогда больше на сайт не зайдет. Про лайки и расшаривания в соцсетях можно забыть: кому захочется делиться с друзьями подобным.

3. Низкое качество лидов.

Если пользователь все же подпишется — заслужить его доверие будет сложно. Не располагает к доверию диалог, который начинается с оскорблений и унижения. Мазохистов не так много. И если вы планируете монетизировать подписчиков — сделать это будет непросто.

И хотя A/B-тестирования показывают, что манипулятивные ссылки работают немного лучше, чем обычные всплывающие окна с корректными формулировками отказа — это игра на короткой дистанции.

Кейт Мейер и Ким Флагерти — авторы исследования — указывают, что тесты не учитывают последующие отписки, отправку писем в спам и коммерческие показатели монетизации рассылки. И тем более не учитывают, что набирая аудиторию таким способом, вы можете раз и навсегда испортить свою репутацию.

Мы решили проверить

Чтобы проверить их выводы, я провел свое собственное исследование. 10 респондентам в AskUsers я дал простое задание:

Из двух вариантов попапов (всплывающих баннеров, которые появляются автоматически) выберите тот, на который вы бы нажали. Ответ обоснуйте, назовите 3 основных причины.

jump-7

Первый вариант унижает пользователя, второй — предлагает корректный и ненавязчивый вариант отказа от предложения. Второй вариант отличается только одним: я обрезал строку, чтобы убрать манипуляционную часть.

Я выбрал самых обычных людей для опроса:

jump-8

jump-9

И получил очень интересные результаты:

Выбор асессоров:

  • Вариант баннера № 1 (манипулятивный) — 2 человека.
  • Вариант баннера № 2 (корректный) — 6 человек.
  • Оба варианта — 1 человек.
  • Ни один из вариантов — 1 человек.

Выводы:

Пользователи обратили внимание, что анализируемые два баннера отличаются в общем-то только одним: отказом в виде надписи мелким шрифтом внизу.

В первом варианте данная надпись выглядит следующим образом: «Нет спасибо, мне без разницы до эффективности моего сайта». Данная надпись привлекла внимание и заставила задуматься о ситуации лишь двоих человек из десяти. Большинству же она совсем не понравилась. «Отталкивает, вызывает негатив», «звучит грубовато», «неприемлемо для использования», «уловки маркетинга, от которых тошнит» — так озвучили свое отрицательное мнение по 1 варианту баннера пользователи.

Во втором варианте нижняя надпись такая: «Нет спасибо». Этот вариант привлек большинство пользователей — 6 человек. «При отказе нет навязчивости», «Нет неприязни, он довольно сух, строг и лаконичен», «Минимум маркетинга, простое, точное и четкое предложение», «Вежливость тоже в данном варианте переламывает в свою сторону» — сообщили свое мнение посетители.

Один человек указал, что выбрал бы оба варианта, поскольку, как он заявил, для него не имеет значения вид данной надписи, к тому же оба варианта как ясно описывают услугу, так и дают возможность отказаться от нее. Еще один из опрошенных ответил, что не выбрал бы ни один вариант по той же причине: для него нет отличий в обоих типах надписи. Но данный пользователь обратил внимание и на другой момент: для него оказалось недостаточно самого предложения, которое он предлагает развернуть, расширить, чтобы показать, что люди теряют, отказавшись от него.

Можете посмотреть полный отчет по пользователям и общий. Но уверенно можно сказать, что в российских реалиях пользователи открыто говорят о том, что манипулятивные ссылки им не нравятся. И хотя мы не знаем, как поведут себя пользователи в отсутствие выбора: подпишутся на оскорбительный попап или проигнорируют его — это серьезный повод задуматься, стоит ли портить себе карму и репутацию подобными методами привлечения аудитории.

Вместо завершения

Интересный факт: я просмотрел с десяток сервисов, которые предлагают создание такого рода попапов, и всплывающие окна выскочили буквально на паре сайтов. Остальные нежно и тактично пытались увлечь меня с помощью ненавязчивых методов традиционного белого интернет-маркетинга.

Выводы вы можете сделать сами.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Нажимая кнопку «Отправить комментарий», вы подтверждаете, что ознакомились с Условиями обработки персональных данных и принимаете их.

Подпишись на рассылку

Рассылка Безумных Котиков интернет-маркетинга, спонтанная, субъективная, обо всем.
Email *
Имя *
Нажимая кнопку «Сохранить», вы подтверждаете, что ознакомились с Условиями обработки персональных данных и принимаете их.