Как наладить коммуникацию между программистом и SEO-специалистом

Поисковое продвижение сайтов

Добрый день! Меня зовут Николай, я – менеджер по продажам агентства “SEO за 5 минут”. Вы оставили заявку на странице “Продвижение интернет-магазина”. Я ознакомился с вашим сайтом, мы можем его продвинуть, если вы будете выполнять все наши рекомендации в течение 5 рабочих дней после их предоставления, так как в нашем штате нет программиста!”

Скажите, вы с таким сталкивались?  

Если да, тогда я иду к вам. Если нет, эта статья будет вам на будущее и послужит опытом, который вы пройдете без финансовых потерь.

Как это – нет программиста?

Всем привет, меня зовут Лиза, и я – руководитель отдела аккаунт-менеджеров в агентстве Webline Promotion, в котором тоже нет программистов. Вот парадокс: мы занимаемся “интернетами”, “сайтами”, но у нас нет программистов, и мы не можем оказать комплекс услуг. Я очень часто слышу подобные фразы от новых клиентов.
Чтобы не раздувать из мухи слона, а сразу пояснить, к чему я это все пишу, хочу сразу всем сказать:

“Да, это нормально, когда в SEO-агентстве нет программиста. И это нормально, когда оптимизатор не может настроить вам статические SEO-урлы и ЧПУ на вашем сайте”.

Поясняю на примере своих клиентов:

  • Если вы – флорист, и у вас интернет-магазин цветов, вы будете доставлять букеты?
  • Если у вас крупный интернет-магазин, ваши менеджеры разве будут оформлять посылки?
  • Если вы продаете лазерные станки, вы сможете настроить его электронику?

Продолжать данный список можно долго, но суть вы уловили: каждый должен делать то, что умеет, для других обязанностей всегда можно взять подрядчика. Так и в SEO, оптимизаторы – оптимизируют, программисты – программируют.

Я работаю аккаунт-менеджером уже 4 года, и за всю мою практику отсутствие программиста в штате еще ни разу не становилось причиной отвала проекта. Скорее это было следствие того, что я не могла раньше наладить коммуникацию и снять с клиента груз ответственности по подбору подрядчика. 

Если коротко: отсутствие программиста в SEO-агентстве – вовсе не причина с ними не работать, скорее это признак их качества, ведь они:

а. не распыляются на еще один дополнительный отдел;
б. знают, какие правки давать программисту, да еще и так, чтобы он их понял и не было лишних вопросов со стороны и клиента, и программиста;
в. могут показывать результат даже без программиста, а пользуясь лишь своими знаниями.

Благодаря советам и знаниям, добытым опытным путем, я вывела для себя очень простую и легкую формулу своей триады, состоящей из оптимизатора → аккаунт-менеджера/клиента →  программиста. Да, я объединила клиента и аккаунт-менеджера в единое целое, так как тут они будут коммуникационным звеном, почти всегда только в качестве наблюдателя.
Эта формула работает в 10 из 10 случаев, но при двух условиях:
1. Все заинтересованы в результате.
2. Ваш программист ранее не продвигал ваш сайт.
Итак, далее идет конструктив. Будем рассматривать вашу работу с SEO-агентством пошагово.

Шаг 1: знакомство

В течение первых 3-5 дней вы и агентство должны полностью быть знакомы с командой – как с вашей стороны, так и подрядчика.
Вы должны обозначить такие моменты, чтобы определить зоны ответственности и в дальнейшем не искать виновных:

1.1. Какие доступы вы сможете предоставить агентству?

1.2. Есть ли у вас программист?

1.3. Как давно вы с этим программистом? Занимался ли он ранее оптимизацией вашего сайта? Нам просто нужно понимать, будет ли он вставлять палки в наши колеса. Опишите работу с ним более детально. 

1.4. Уточните у подрядчика, работали ли они ранее с такой CMS системой, как ваша.

1.5. Попросите подрядчика сразу обозначить, какие правки он может попробовать внедрять самостоятельно. 

1.6. Если  у вас сложная, старая, редкая CMS или конструктор, спросите сразу, подрядчик вообще сможет работать с ней или нет?  

Шаг 2: начало работы

Итак, допустим, вы начали сотрудничать. Вы не можете предоставить подрядчику доступы, дать напрямую работать оптимизатору и программисту, а также решить, что делает программист, а что нет. Вообще не важно, какие ответы на вопросы выше вы дали, формула тут не меняется.

В начале сотрудничества вам нужно:

2.1. Зарегистрироваться в CRM-системе подрядчика, ознакомиться с ее функционалом, если у вас есть вопросы, задать их сразу.
В нашем агентстве мы пользуемся Bitrix24 и приветствуем клиента вот так:

2.2. Если ваш программист согласен быть наблюдателем в Bitrix24, убедитесь в том, что он принял заявку, представьте его как вашего сотрудника, проверьте, является ли он наблюдателем во всех задачах.

2.3. Ждите рекомендаций и правок.

Шаг 3: принятие задач от SEO-специалиста 

Немного пофантазируем и представим, что прошел месяц работ, подрядчики уже выполнили все свои задачи, и вы их приняли. Вот тут и нужна наша формула триады.

3.1. Попросите аккаунт-менеджера создать для вас документ, где он будет фиксировать все задачи,  которые необходимо.
Вариантов Google Sheets может быть много, ниже я покажу пример двух, которые делала для своих клиентов.

3.1.1. Сложный вариант, в котором фиксируется все и даже то, что не нужно:

По левому краю таблица разделена на категории сайта, которые поделены на подкатегории / теговые страницы и имеют каждая свое цветовое обозначение. 

Вверху таблица разделена на два крупных сегмента: внутренние работы / внешние работы.

Также в таблице есть все ссылки, даты закрытия, дедлайны, комментарии и еще очень много параметров, которые на тот момент были важны для сотрудничества. Этот вариант детально мы рассматривать не будем, так как за него клиентам нужно платить, его заполнение и актуализация занимает очень много времени. Мы остановимся на втором варианте, который более удобен в использовании для начинающего или малого бизнеса.

3.1.2. Ниже примеры уже рабочих документов, которыми пользуются клиенты:

А это – самый девственный документ, созданный буквально в первый день работы над проектом:

Более подробно по ссылке.

3.1.3. Если вы работаете в подобных CRM-системах, попросите, чтобы все задачи, которые требуют вашего внимания и работы вашего программиста, выставлялись на вас. Как это делаю я?

По каждому проекту у меня есть бессрочная задача “Контроль и внедрение правок”.

  • Ответственный: клиент.
  • Соисполнители: программист, оптимизатор.
  • Наблюдатели: вся команда.
  • Постановщик: аккаунт-менеджер.
  • В тело задачи дублирую ссылку на общий документ с правками.

Каждая такая задача имеет свои подзадачи:

  • Ответственный: клиент.
  • Соисполнители: программист/контент-менеджер/копирайтер.
  • Наблюдатели: вся команда.
  • Постановщик: аккаунт-менеджер.
  • Срок задачи: в зависимости от ее сложности – 15-30 дней.
  • В тело самой задачи дублирую две ссылки – на родительскую задачу, которую делал оптимизатор, и ТЗ.

В теле подзадачи аккаунт-менеджер может выставить все пункты чек-листом, добавить описания, ссылки, примеры, прикрепить документы.

Вы, наверное, сейчас ждете экшена и какого-то продолжения? Но нет 🙂 На этом у меня все. Все так просто и написано очень простым языком, а казалось, будет сложно.
Давайте сейчас коротко резюмирую то, что пишу уже 4 часа 🙂 

Аккаунт-менеджер:

  1. создает общий документ со всеми задачами и заполняет его;
  2. выставляет все задачи на вас/вашего программиста в CRM-системе;
  3. каждый раз при необходимости актуализирует документ;
  4. сигнализирует вам о том, что есть новая задача для вас;
  5. доносит вам то, что вы также во всем этом принимаете участие не меньше нас.

Далее дело за малым:

  • SEO-специалист пишет понятные технические задания, которые минимально вызывают дополнительные вопросы,  и выставляет приоритетность задач, чтобы не было вот так:
  • Аккаунт-менеджер всегда ведет данный документ, актуализирует его, настаивает на том, чтобы вы все выполняли.
  • Вы даете зеленый свет программисту на работу. 
  • Если программисту что-то не понятно, он всегда может зайти в  Bitrix24 по ссылке в документе и задать необходимый вопрос оптимизатору.
  • Вы всегда друг другу помогаете.
  • Программист всегда сообщает, что он выполнил какую-то задачу, чтобы оптимизатор мог ее проверить. Тут очень важно сообщать сразу по факту выполнения каждой задачи. Не нужно выполнять годовую норму рекомендаций и потом писать “готово”. Сделали что-то одно → отписали → приступили к следующему. 
  • Аккаунт-менеджер всегда четко распределяет зоны ответственности, чтобы все понимали, кто за что отвечает.
  • После проверки выполнения работы оптимизатор пишет свой вердикт.
  • Программист не советует, как сделать лучше, если у него в этом нет опыта и написанного кейса.
  • Программист не вносит правки в високосный год, пик сезона, в пятницу 13-го, и все будут довольны.

Вот как-то так 🙂 

Да, аккаунт-менеджеру может показаться, что у него много лишней работы, но на самом деле это не так. Гораздо больше времени мы обычно тратим на поиск рекомендаций в чате, которые не были нигде зафиксированы.

Самый большой совет для вас, наших будущих и действующих клиентов: поймите, что SEO в 2020 году требует вашего внимания, вашей работы, вашего времени. Без вас мы тоже добьемся целей, но потратим на это гораздо больше времени, а вы – средств, чем просто вникая в  нашу работу и помогая нам, вашим верным SEO-слугам.

Подпишитесь на рассылку новостей. Никакого спама!

Оцените статью
Поделитесь статьей с друзьями
madcats.ru
X