Digital-маркетинг – достаточно объемное понятие. Чтобы осознать его в полной мере, проведем простой анализ. Как вы думаете, что общего у копирайтеров, менеджеров, SEO-, РРС-, SMM-специалистов, разработчиков, дизайнеров? Все они работают на продажи, а значит каждый из них в каком-то плане маркетолог. Вне зависимости от того, трудитесь вы в агентстве или внутренней команде, ведете 10 проектов или сосредоточены на одном, пишете тексты или рисуете дизайн – вам просто необходимо владеть умениями и качествами маркетолога, чтобы конкурировать на профессиональном рынке.
На такую статью нас вдохновил этот материал. Но мы не стали просто переводить его, а позаимствовали ключевые мысли и дополнили актуальными на наш взгляд идеями. Скорее всего, в ближайшее время мы выпустим еще несколько статей по этой тематике – будем учиться, развиваться и достигать новых высот вместе. Поехали!
- Что такое умения и личные качества?
- 5 важных умений современного маркетолога
- Поисковая оптимизация
- Контент-маркетинг
- Email-маркетинг
- CRO
- Современное программное обеспечение
- 6 личных качеств, требуемых маркетологам
- Любознательность
- Владение технологиями убеждения
- Творческое мышление
- Мультизадачность
- Обучение как стиль жизни
- Интуиция
- Зачем мне все это?
Что такое умения и личные качества?
Умения структурированы и систематизированы, это то, что вы выучили и используете. Например, вы пошли на курсы поисковой оптимизации и теперь можете работать в SEO-команде в качестве младшего специалиста. Пройти обучение и запомнить азы вам помогли любознательность, стремление к новому, усидчивость, желание развиваться. Это – личные качества, без которых формирование навыков невозможно. Эти два понятия работают в тандеме и только так приводят к настоящему успеху.
Далее рассмотрим, без чего не обойтись любому, кто прямо или косвенно связан с продажами в интернете. Для удобства будем называть этого человека маркетологом.
5 важных умений современного маркетолога
Поисковая оптимизация
Овладейте SEO хотя бы на уровне новичка. Сколько бы ни было разговоров о том, что поисковая оптимизация умирает, это все чушь: она будет жить, пока существуют Google, Yandex и люди, которые продают и покупают в интернете (то есть вечно). Загвоздка в том, что SEO постоянно трансформируется, и за методы, которые были актуальны 15 лет назад, сегодня вы получите разве что попадание под фильтры (вспомните тексты в середине 2000-х – от обилия ключевых слов можно было сойти с ума).
Ваша задача как маркетолога – взаимодействовать с аудиторией и помочь ей совершить целевое действие. Но как потенциальные клиенты о вас узнают? Именно здесь в игру вступает SEO: это своеобразный мостик, связывающий компанию и ее аудиторию, то, что помогает людям познакомиться с вами.
Даже если вы не собираетесь становиться оптимизатором, для успешного интернет-маркетинга вам нужно:
- следить за алгоритмами поисковых систем и знать об их обновлении;
- владеть инструментами Google и Yandex – Google Analytics, Яндекс.Метрика, Google Search Console, Яндекс-Вебмастер (хотя бы на уровне новичка);
- уметь работать с ключевыми словами – собрать семантику, кластеризовать запросы, подобрать тематические слова, составить ТЗ для копирайтеров или полностью ему следовать (если вы сами пишете);
- понимать основы технического SEO (различать коды состояний, делать внутреннюю перелинковку, запрещать поисковым роботам переходить по ссылкам в статье и пр.) – хотя бы для того, чтобы вести диалог с профильным специалистом на одном языке;
- знать основы HTML и CSS – это особенно актуально для контент-менеджеров;
- уметь работать с Excel и аналитикой;
- понимать принципы мобильного SEO, ведь люди все чаще пользуются мобильными гаджетами для поиска в интернете.
Многовато пунктов получилось, не так ли? ☺ Однако это не значит, что вам срочно надо бежать на курсы по оптимизации, если вы просто пишете тексты или рисуете логотипы. Возьмите за привычку читать профильные новости и статьи, подпишитесь на каналы – просто будьте в курсе и постепенно формируйте цельную картину. Это полезно для личного и профессионального развития.
Контент-маркетинг
Тексты, видео, изображения, инфографика – все это контент. И с ним надо уметь работать, чтобы получать желаемый результат. Не нужно быть профи в маркетинге, чтобы понимать: любой тип контента должен конвертировать. Для этого изучите целевую аудиторию и выявите, какие форматы «заходят» лучше всего. Вот лишь несколько примеров и советов по созданию:
- текст – должен быть полезным, лаконичным, вовлекающим;
- посты в социальных сетях – это о креативности, заинтересованности, вовлечении;
- интервью – заранее составьте список вопросов, анонсируйте событие на своих страницах и спросите, о чем бы хотела узнать ваша аудитория;
- статьи-инструкции – должны быть понятными и подробными, желательно с оригинальными фотографиями, иллюстрирующими каждый этап (пример – строительная тематика, здесь без изображений не объяснить, как сделать ремонт или соорудить беседку своими руками);
- исследования – проводите их сами, а не копируйте со сторонних ресурсов, а далее проанализируйте их и сделайте вывод;
- видео – ролики обязательно в хорошем качестве;
- подкасты – диктор должен быть без дефектов речи, читать четко и неторопливо.
Чтобы определить, что больше нравится вашей аудитории, тестируйте разные форматы в зависимости от площадки публикации. Смотрите на метрики – количество просмотров, лайков, комментариев, на основании этого делайте вывод об эффективности того или иного типа контента.
Email-маркетинг
Пользователи не читают каждое сообщение. Они читают качественные письма, которые действительно вовлекают. Если вы хотите, чтобы ваши письма не отправились в папку со спамом или корзину, тщательно изучите азы email-маркетинга.
Необходимая база:
- составление плана и написание текстов для эффективной рассылки;
- определение частоты отправки писем;
- правильная сегментация подписчиков для отправки подходящих писем и корректного взаимодействия с аудиторией.
Конечно, это далеко не все, что вам нужно знать о маркетинге по электронной почте, но начать изучение можно с этих пунктов.
Пример интересного письма для вдохновения
8 августа я увидела в почтовом ящике вот это:
Первая мысль: у них календарь сбился? Какой новый год, когда август! Любопытство возобладало, и письмо я открыла-таки. Что было внутри:
Креативно? Да. Оценила ли я как клиент? Конечно.
CRO
CRO – это оптимизация коэффициента конверсий, система, позволяющая добиться увеличения процента посетителей, выполнивших целевое действие на сайте.
Гигантский трафик не значит ничего, если нет конверсий. Поэтому для начала определите цель – что конкретно люди должны сделать на вашем сайте: оставить контакты, заполнить форму заказа, перейти на определенную страницу и пр. Ведь намного лучше привлечь десять лидов, которые точно конвертируются в клиентов, чем заманчивые пару тысяч, которые не выполнят ни одного действия.
Изучение CRO станет ключевым, особенно когда вы прямо заинтересованы в том, чтобы люди покупали, скачивали бесплатные материалы, подписывались на рассылки и пр.
Важные термины по тематике CRO: показатели вовлеченности, воронка конверсий, А/Б-тестирование и др. Не пренебрегайте структурой, навигацией и скоростью сайта – это жизненно важные элементы CRO.
Современное программное обеспечение
Конечно, машины не создадут рекламное объявление с высокой конверсией, они никогда не напишут привлекательный для человека текст. Но программы могут выполнять рутинную работу, а вы сэкономите время для более важных задач.
Это все пресловутая автоматизация: сейчас существует огромное количество полезных программ, способных выполнять действия по заданному алгоритму. Освойте их, грамотно комбинируйте ручной и машинный труд, чтобы добиться высокой эффективности работы.
6 личных качеств, требуемых маркетологам
Если вы сфокусированы на личном и профессиональном росте, вот вам топ качеств, без которых сложно добиться успеха.
Любознательность
Маркетинг – постоянно меняющаяся сфера. А потому вам нужно всегда быть в курсе последних событий, обновлений и нововведений. Если что-то непонятно, задавайте вопросы в профильных группах, консультируйтесь с более опытными специалистами, чтобы не получить пробел в знаниях.
Еще один вариант – создавать опросы и провоцировать обсуждения на собственных страницах в социальных сетях. Можно привести цитату из понравившейся книги и спросить, согласны ли люди с таким утверждением.
Пример
«Есть много статей и колдовских книг о том, как сделать «цепляющий» заголовок. Но это все шаманизм. Чтобы заголовок зацепил, он всего лишь должен стоять над полезной статьей».
Максим Ильяхов, Людмила Сарычева «Пиши, сокращай»
Согласны или нет? Пишите в комментариях.
Интересоваться новостями сферы, оставаться любопытным и всегда открытым к новому – это показатель того, сможете ли вы конкурировать с другими специалистами на рынке труда. Ваше стремление к изучению нового никогда не должно умирать.
Владение технологиями убеждения
Насколько вы убедительны? Проанализируйте себя и оцените по шкале от 1 до 5 (только честно, вы же для себя). Если оценка стремится к 3 и ниже, с этим срочно надо что-то делать. Ведь маркетинг – это убеждение. Тренируйтесь на друзьях и знакомых, потом переходите к более сложным задачам, например, можете попробовать подойти на улице к незнакомому человеку и убедить его сделать что-то для вас (провести в ближайшую кофейню, срочно найти какую-то информацию в интернете и пр. – на что хватит фантазии). Только умея убеждать, вы сможете хорошо продавать – статьями, красивыми постами в социальных сетях или креативными видео.
И помните: все ваши аргументы должны быть построены на логике. Ваша задача – донести информацию до пользователя так, чтобы он не заметил, как вы убедили его совершить целевое действие.
Творческое мышление
Чтобы отстроиться от конкурентов, надо создавать действительно уникальный контент. Посмотрите на свои предыдущие работы и спросите себя: правда ли они неординарны, точно ли кампании креативны и помогают достичь поставленных целей?
Если ваши статьи, посты, ролики и другие виды контента однотипны, потенциальные клиенты даже не заметят их в ворохе информационного мусора, которым полон интернет. Сейчас рулит креативность.
Найдите то, что вас вдохновляет. Возможно, это выезд на природу, чтение любимой книги, просмотр фильма или спорт – эти занятия должны «разгружать» вашу голову от рутины, чтобы в ней формировались действительно креативные, яркие и работающие идеи.
Пример для вдохновения
Креативно, не так ли? Если не смотреть на слоган справа внизу («Наши костюмы просто очень хороши»), сразу не понять, что здесь рекламируется. Однако нестандартная реклама захватывает внимание и в итоге демонстрирует высокую эффективность.
Мультизадачность
Если вы способны делать более одного задания одновременно, это хорошо. Правда. В цифровом маркетинге это норма – выполнять большое количество задач параллельно. Например, вам надо научиться одновременно отвечать подписчикам в социальной сети и блоге, переписываться с клиентом и обсуждать правки с командой – примеров дел, которые приходится выполнять параллельно, полно.
Как не сойти с ума от такого ритма? Выстраивайте задачи по приоритету, рассортируйте их по мере значимости – тогда будет легче успеть все запланированное.
Обучение как стиль жизни
Все еще применяете приемы, которые были актуальны в маркетинге 5 лет назад? А как ваши проекты еще живы?
Сейчас предпочтения потребителей меняются быстрее, чем когда-либо. Тактики, которые работали раньше, могут оказаться абсолютно бесполезными сегодня. Поэтому вам надо постоянно мониторить, чем живет целевая аудитория, и подстраивать способы взаимодействия с ней под ее запросы.
Изучайте новое постоянно и не переживайте по поводу ошибок – это ваш опыт.
Интуиция
Аналитика, изучение конкурентов, четкие цели и конкретные планы – это хорошо, но вы никогда не знаете, что именно сработает и приведет к успеху. А потому не игнорируйте шестое чувство – его подсказки могут обезопасить вас от тонны проблем. Если вы – уже опытный маркетолог и хорошо понимаете целевую аудиторию, доверяйте интуиции – она поможет достичь высот.
Зачем мне все это?
Я же просто копирайтер/менеджер по продажам/разработчик/аналитик – нужное подчеркнуть. Да, вы можете выбрать одну сферу деятельности и сосредоточиться на узкой специализации, стать настоящим профессионалом и выполнять задачи, касающиеся только вашего профиля. А теперь представьте, что условный Иннокентий приходит на собеседование и говорит:
«Я пишу хорошие, понятные и вовлекающие тексты, дайте только конкретное ТЗ».
Второй соискатель (пусть будет Альберт) заявляет:
«Я пишу хорошие, понятные и вовлекающие тексты. Сначала анализирую бизнес клиента и конкурентов, могу сам собрать семантику и выделить релевантные ключевые слова, умею работать с разными административными панелями, при необходимости ищу изображения и обрабатываю их в графическом редакторе».
Как думаете, кого возьмут на работу? Если нужен автор на конвейер со ставкой за килознаки, тогда Иннокентия. Если нужен специалист на большие проекты, тогда Альберта. Как вы понимаете, уровень оплаты у них будет сильно различаться.
Нишевание и стремление стать настоящим профессионалом в узкой теме – это хорошо. Однако не пренебрегайте другими умениями и навыками. Современный маркетинг – очень динамичная сфера, и для достижения успеха важно анализировать и учитывать множество факторов. А без хотя бы поверхностных знаний в смежных отраслях эффективность работы никогда не будет высокой.