Поисковое продвижение – уже не молодая, но по-прежнему динамичная и активно развивающаяся отрасль. SEO – это интересно, увлекательно и популярно, однако, чтобы стать настоящим экспертом, необходимо приложить немало усилий. Пройти курсы или прочитать книгу недостаточно, чтобы назвать себя профессионалом. Мы нашли актуальные и работающие советы, перевели материал и делимся им. Применяйте на практике и становитесь экспертами!
Важно: это не пошаговая инструкция или прямое руководство к действию. Это рекомендации, которые помогут новичкам, не знающим, с чего начать. Помните, что здесь, как и в любой профессии, нужно искреннее желание учиться и развиваться. Поехали.
- Изучение основ всему голова
- Создание собственных сайтов – практикуемся
- Изучение WordPress – обязательно
- Google Analytics и Google Search Console – ваши постоянные спутники
- Новые знания – каждый день
- Что рекомендует Google?
- Разбираемся в результатах поиска
- За кулисами – техническое SEO
- Контент и все, что с ним связано
- Линкбилдинг – наше все, если с умом
- Чек-листы – это хорошо, но не всегда
- Конференции по SEO и маркетингу – то, что нужно
- Личные контакты – обязательно
- Курсы? Отличная идея
- Главное – не останавливаться
Изучение основ всему голова
Представьте, что ваша экспертиза – это дом, который нужно построить. С чего вы начнете? Правильно, с фундамента. В данном случае фундамент – это понимание, как работают поисковые системы и взаимодействуют аудитории, что можно сделать для эффективной оптимизации контента.
Изучение основ сводится к трем основным компонентам:
- Типы контента, который нужен пользователям и соответствует их намерениям.
- «Внутреннее устройство» поисковых систем и как на самом деле они работают.
- Инструменты и методы, необходимые для оптимизации сайтов.
Без этого фона вы сможете объяснить «что», но не «почему».
Когда вы углубляетесь в более сложные аспекты SEO, знание того, почему происходит именно так, может повысить вашу эффективность.
Создание собственных сайтов – практикуемся
Как только вы поймете основы SEO, самое время применить знания на практике. Большинство профессионалов скажут вам, что больше всего они узнали, создавая сайты, делая ошибки и устраняя их.
«Не начинайте путь в SEO с работы для крупных брендов; начните заниматься SEO для себя. Сделай что-нибудь. Будь то блог, партнерский сайт или приложение, начните делать это для себя и оттачивайте навыки таким образом».
Райан Джонс из Razorfish
Изучите HTML, выучите все теги, протестируйте. Поиграйте с контентом и посмотрите, как он отображается в результатах поиска. Выберите тему, которая вам интересна. Это упростит создание контента.
Важно: если речь о контенте, то больше времени уделяйте его оптимизации (поиску ключевых слов, разработке структуры, сравнению с конкурентами и пр.), а не написанию. Для этих целей есть копирайтеры – самое время поискать таких и договориться о сотрудничестве.
Изучение WordPress – обязательно
Треть всех сайтов построена на WordPress. WP признана лучшей CMS для поискового продвижения, она идеально подходит для функций, которые прямо (например, метаданные) и косвенно (например, UX) влияют на производительность SEO. Поэтому обязательно разберитесь в этой системе.
Но! Не WordPress единой. Почитайте и о других системах, хотя бы поверхностно в них ориентироваться нужно. Кто знает, с какими CMS вам придется работать в дальнейшем?
Google Analytics и Google Search Console – ваши постоянные спутники
SEO-специалисты используют широкий набор инструментов для оптимизации контента и анализа его эффективности. Google Analytics и Google Search Console необходимы для любого, кто всерьез занимается поисковым продвижением.
Google Analytics – это все, что касается измерения и отчетности. Бесплатный сервис с детальной статистикой.
Google Search Console – бесплатный инструмент для проверки статуса индексации и оптимизации сайта.
Если хотите стать экспертом, необходимо изучить оба сервиса.
Новые знания – каждый день
Апдейты поисковых алгоритмов, новые фишки от профессионалов в сфере, просто новости по теме – вы должны быть в курсе всего. SEO – это то, что может меняться каждый день, а потому для эффективной работы необходимо знать об изменениях и оперативно под них подстраиваться.
Что читать? Естественно, вы не сможете охватить абсолютно все тематические ресурсы. Выберите несколько авторитетных сайтов и подпишитесь на рассылку. Поищите Telegram-каналы, вступите в чаты и группы в социальных сетях, подпишитесь на авторские каналы экспертов – со временем вы найдете стоящие и информативные источники.
Некогда читать? Вообще-то без траты времени у вас не получится стать экспертом, но, если график слишком загруженный, попробуйте подкасты. Их можно слушать на фоне где угодно: в машине, во время уборки, при приготовлении еды и пр. Единственный момент: такой формат подходит не всем, некоторые люди не вникают в то, что слышат, им надо читать, они визуалы. Но в любом случае попробовать стоит, вдруг подкаст окажется тем, что нужно?
Что рекомендует Google?
Чтобы лучше понять принцип работы поисковиков, изучите «Рекомендации Google по оценке качества».
В Google работают живые люди, которые оценивают сайты, и в этом руководстве рассматриваются важные для оценки факторы. Если совсем упростить, то это известные всем E-A-T: экспертиза, авторитетность, надежность. Подробно изучите руководство, чтобы оптимизировать сайт в соответствии с рекомендациями.
Разбираемся в результатах поиска
Это ваше непосредственное «поле боя». Введите любой запрос и посмотрите, какие результаты оказались в выдаче, какой контент размещен на сайтах-топах, кто вообще занимает первые места – известные бренды, информационные ресурсы и пр.?
Теперь попробуйте немного изменить запрос и оцените, как «подстраиваются» результаты. Вот простой пример.
По запросу «как приготовить грибы» видим рецепты – в формате текста и видео.
По запросу «грибы» подтягивается информационный блок – карточка из Википедии.
Google принимает решения о намерениях, стоящих за этими запросами, и выводит контент в формате, который, по его мнению, подходит пользователям. Ваша задача как специалиста – понимать намерения людей и оптимизировать контент в соответствии с ними.
За кулисами – техническое SEO
Техническое SEO – это все, что вы делаете для облегчения сканирования и индексации вашего сайта. Сюда включены удобство пользования сайтом с мобильных устройств, скорость загрузки, структурированные данные, JavaScript и все, от чего зависит работа сайта. Эти факторы влияют на то, насколько высокую позицию занимает сайт в поисковой выдаче.
У вас может быть потрясающий контент, но медленная загрузка или большое количество ошибок ухудшат производительность. Если взять два сайта с одинаковым по качеству контентом, но на одном будет хорошая техническая оптимизация, а на другом – плохая, то в топе будет первый.
Контент и все, что с ним связано
Если техническое SEO – это больше для поисковых систем, то для пользователей важен контент. Он может зацепить или оттолкнуть, увеличить время на сайте или привести к отказам.
Сейчас глобальная стратегия создания контента – это ориентация на людей, а не на поисковые системы. Конечно, ключевые слова по-прежнему важны, но большее значение имеет их естественность и органичность в тексте. Фразы по типу «купить двери Москва недорого с доставкой» не приведут ни к чему хорошему.
Еще один момент – общая рекламная стратегия и использование нескольких маркетинговых каналов. Одного SEO уже недостаточно, поэтому изучайте РРС, SMM, email-маркетинг хотя бы чуть-чуть – это поможет разрабатывать комплексные стратегии и достигать новых высот.
Линкбилдинг – наше все, если с умом
Создание ссылок – одна из первых вещей, о которой вы узнаете при изучении SEO. А еще это один из самых сомнительных советов.
Почему? Для хорошего линкбилдинга важно делать ставку на качество ссылок, а не на их количество. Вам нужно будет искать «доноров», заслуживающих доверия, в противном случае вы только навредите сайту.
Чек-листы – это хорошо, но не всегда
Существует понятие «менталитет контрольного списка». Это когда вы настолько сосредоточены на следовании конкретным пунктам, что становитесь негибким и не понимаете, что старые правила уже не работают.
Алгоритмы поисковых систем постоянно меняются. И вы должны под них подстраиваться, а не слепо следовать давно устаревшей системе. В противном случае ваша эффективность падает.
Если то, что работало и приносило результат раньше, больше не работает, подумайте творчески. Что можно изменить, что советуют коллеги? Не забывайте: SEO – это эксперименты, и вогнать их в строгие рамки не получится.
Конференции по SEO и маркетингу – то, что нужно
Тематические мероприятия – это ценный кладезь новых знаний, практических советов и просто возможность лично познакомиться с настоящими профессионалами в SEO. Живое общение с экспертами иногда значит больше, чем тонны прочитанных книг и просмотренных видео.
Если нет возможности посетить офлайн-мероприятие, регистрируйтесь на вебинары и онлайн-конференции, к тому же сейчас их очень много.
Еще один момент – цена. Иногда участие в мероприятии платное, и нередко оно дорогое. Но если на конференции соберутся настоящие звезды SEO-сообщества, то вложенные средства вернутся интересным опытом, полезными знакомствами и актуальными знаниями. Инвестируйте в собственное образование, и оно обязательно окупится.
Личные контакты – обязательно
В каждой профессии есть узкие специализации, и SEO – не исключение. Кто-то превосходно разбирается в технической части, другой знает секреты и лайфхаки линкбилдинга, третий отлично изучил контент-стратегию. Каждый из них специалист, но в своей нише. Знать абсолютно все нереально. Но всегда можно работать эффективно, если знать, где взять нужную информацию.
Для этого и надо налаживать контакты с другими людьми. Общайтесь с коллегами в чатах и социальных сетях, на любых платформах – делитесь своими знаниями и перенимайте чужой опыт, комментируйте материалы и публикуйте свои, адекватно воспринимайте критику и аргументируйте собственную. Сеть личных контактов – это возможность получить ответы практически на все вопросы.
Курсы? Отличная идея
Если вы совсем новичок, для начала подойдут бесплатные – там вы изучите основы и поймете, интересна ли вам эта профессия в принципе. Бесплатными обычно бывают онлайн-курсы, так что вам даже не придется тратить время на дорогу.
Платные курсы, как правило, эффективнее – на них дают больше ценной информации, рассказывают о неочевидных фишках и лайфхаках из практики. Если решили двигаться дальше в изучении SEO, запишитесь на обучение. К тому же нередко лучших студентов трудоустраивают – у вас будет возможность буквально сразу найти работу и начать зарабатывать деньги, оттачивая навыки.
А еще учиться с преподавателем всегда эффективнее, чем самостоятельно. Вы можете сразу уточнить непонятные моменты, попросить проверить задание или найти ошибку и рассказать, как ее исправить.
Главное – не останавливаться
В изучении любой профессии нет конечной точки – всегда есть куда расти. Кроме того, SEO тесно связано со смежными отраслями, так почему бы не поинтересоваться разработкой, копирайтингом, дизайном или контекстной рекламой? Чем больше вы знаете и умеете, тем ценнее вы на рынке труда, тем больше можете брать за работу.
Терпение и труд – вот залог успеха в SEO. Ошибки неизбежны, но важно делать выводы и учиться на них. Следите за новостями, общайтесь с профессионалами, экспериментируйте, и уже скоро вы действительно станете экспертом.