Владелец бизнеса обращается в маркетинговое агентство за продвижением сайта. Специалисты делают анализ, разрабатывают стратегию, внедряют ее, заказчик получает результат и долгожданный рост продаж. Идеальная схема! К сожалению, в реальности все может сложиться иначе. Среди маркетологов-подрядчиков полно недобросовестных людей, цель которых – взять с клиента деньги. Все, работа и результат их не интересуют. Справедливости ради: заказчики тоже бывают теми еще чудаками, желающими получить услугу, не оплачивая ее.
Эта статья – шпаргалка для клиентов, которые пока мало или совсем не сотрудничали с подрядчиками в плане онлайн-продвижения. Она поможет распознать потенциальных обманщиков на берегу. Еще это подсказка для компаний – как не надо поступать с заказчиками. Ведь хорошая репутация принесет намного больше денег, чем один обманутый клиент.
Итак, какие факторы указывают на то, что агентство может водить вас за нос?
Запрос на полный доступ к аккаунтам
Неопытному человеку может показаться, что это во имя удобства. Вы платите за услугу, даете доступ к страничкам в социальных сетях, к админке сайта, чтобы ничто не ограничивало возможности исполнителей. Но эта информация конфиденциальна и жизненно важна для вашего бизнеса. А потому разрыв договора с подрядчиками или их прямое мошенничество способно сильно навредить компании. Вам придется создавать новые аккаунты и заново их продвигать, в худшем случае – судиться, особенно если недобросовестные исполнители решат подпортить вам репутацию.
Как защититься:
- Использовать двухфакторную аутентификацию в социальных сетях. Да, вам придется быть на связи с подрядчиками, когда они работают с вашим бизнес-аккаунтом, но безопасность того стоит. В таком случае исполнители не смогут поменять пароль и другие данные для входа без вашего ведома.
- Настроить уровни доступа. Например, в административных панелях сайтов есть возможность подключить к основному аккаунту другого пользователя, но ограничить ему доступ. Оставьте открытыми только функции, которые нужны для работы.
- Проверяйте репутацию подрядчика перед началом сотрудничества. Звучит банально, но здесь отзывы и рекомендации предыдущих клиентов сильно важны. Только речь не об отзывах, размещенных на сайтах агентств – там они априори положительные (либо нейтральные). Покопайтесь на сторонних площадках, пообщайтесь с теми, кто уже работал с компанией.
Гарантия результата
Вы платите деньги и хотите получить гарантированный результат, логично? Не совсем, но нечестные компании этим пользуются. Онлайн-продвижение – очень гибкая и нестабильная субстанция, в особенности SEO. Поисковые системы могут выкатить очередной апдейт, и позиции просядут. Значит ли это, что сеошники плохие? Нет, это говорит лишь о том, что придется корректировать стратегию с учетом новых данных.
Запомните: в рекламе нет и не может быть гарантий! Если кто-то вам их дает, бегите!
Вот простой алгоритм обмана.
- Вы видите заманчивую рекламу: «Выводим сайт на первую страницу поиска. Гарантия!» Топ – это же круто! Трафик, пользователи и все дела (а трафик без конверсий – ничто, но в эйфории вы об этом забываете). Оставляете заявку.
- Вам перезванивают или присылают длинное письмо. Вас заманивают бесплатным аудитом (хотя это еще не показатель нечестности сам по себе), рассказывают страшилки о новом алгоритме, из-за которого ваш сайт уже пострадал – создают срочность для вас, чтобы вы тут же бросились заказывать их услуги.
- Вы мало разбираетесь в тонкостях продвижения, а потому почти в панике. «Держите мои деньги, сделайте хорошо!»
- Работа начинается. Вы видите, что по некоторым запросам через пару-тройку недель ваш сайт действительно в топе, как и обещали подрядчики. Чудеса! Вы жалеете, что не нашли этих волшебников раньше, и предвкушаете рост продаж.
- Время идет. За месяцем месяц, но конверсий по-прежнему нет. Сайт в топе, но профита от этого – ноль. Исполнители твердят, что все хорошо, что поисковое продвижение – процесс медленный (хоть тут не соврали), что вам стоит просто подождать, но главное – своевременно платить.
- Прозрение. Примерно через полгода ожидания вы начинаете сами «копать» в направлении продвижения, изучаете ключевые слова и видите, что это низкоконкурентные слова, у них почти нулевая запрашиваемость. Вы понимаете обман и разочаровываетесь в поисковой оптимизации.
В чем мораль? Да, SEO – игра в долгую, но никаких гарантий здесь быть не может. И цель поискового продвижения – увеличение конверсии через этот канал, а место в топе – лишь инструмент ее достижения.
Фокус на успехах агентства
«Мы сделали», «мы запустили», «мы обработали» – это попытка казаться молодцами. Подрядчики, которые фокусируются только на успехе, однозначно чего-то не договаривают. Что здесь не так:
- Идеальных результатов в продвижении не бывает. Если маркетологи говорят о том, что получилось, то честно будет сказать и о том, что не вышло. Клиент должен знать правду. Так обе стороны вместе поймут, в чем причина неудачи, и скорректируют стратегию.
- Эгоцентризм – не агентская история. Маркетинговые компании существуют, чтобы приносить пользу заказчикам. На этом и должен быть фокус. То есть не «мы увеличили трафик в N раз», а «конверсия на сайте клиента выросла на N процентов». Чувствуете разницу?
Равнодушие к результату
Это не об обмане, но все же.
Какая модель деловых отношений вам больше нравится: “заказчик – исполнитель” или “партнер – партнер”? Нам кажется, что вторая, к тому же она выгоднее для вас. Ведь партнер будет с вами в любой ситуации: разберется, почему произошло падение, порадуется успехам и пр. – он искренне заинтересован в том, чтобы вам помочь. Просто исполнитель будет просто делать свою работу по договору, исправно отправлять отчеты и счета на оплату. Он не потратит лишний час на дополнительный анализ, не предложит нестандартное решение. Ему безразличен ваш бизнес как таковой.
Для действительно хороших результатов ищите партнера, а не просто исполнителя.
Устаревшие победы
Вы же замечали, что маркетинговые компании часто размещают у себя на сайтах кейсы и достижения? Поинтересуйтесь, сколько этим победам лет. Круто, что подрядчики продвинули совсем молодой проект в топ пять лет назад, но за это время алгоритмы и подходы кардинально изменились. И старые методы уже не сработают.
А еще у нас есть статья об обмане непосредственно SEO-специалистами. Рекомендуем к прочтению, чтобы составить полную картину.
Как выбрать хорошего подрядчика?
Только практическим путем. Но есть несколько моментов, способных рассказать об агентстве еще до сотрудничества.
- Специализация. Есть маркетинговые компании полного цикла – тут вам разработка, дизайн, SEO, SMM, контекст и другие услуги. Есть агентства, занимающиеся чем-то конкретным. Первые – просто мечта заказчика: комплекс услуг по одному договору. Но будьте внимательны: главное, чтобы количество не было в ущерб качеству. Если это большая компания с несколькими командами, то их ресурсов хватит. Если же за каждую услугу отвечает условно один специалист, можете представить, что там с нагрузкой и качеством. В таком случае «выигрывает» узкоспециализированная компания.
- Скорость ответа и умение вести конструктивную беседу. Вы оставили заявку, через какой промежуток времени с вами связались? Как менеджер общается, что спрашивает о вашем проекте и что рассказывает о своей компании? Чем больше исходных данных, необходимых для оценки проекта, из вас пытаются «выудить», тем лучше – это маркер профессионализма.
- Команда проекта. Кто будет заниматься вашим сайтом? С кем вы будете непосредственно общаться? На связи только менеджер или специалисты тоже?
- Кейсы. Их наличие – небольшой плюс к рейтингу агентства. Почему небольшой? Потому что вряд ли вы найдете кейс о факапе (хотя бывают и такие), в основном пишут об успехах, умалчивая нелицеприятные детали. Но если кейс есть, это уже говорит о том, что компания готова показать алгоритмы и результаты работы.
- Отсутствие гарантий и обещаний заоблачных результатов. Подрядчик сулит очень высокий трафик за короткий промежуток? Вряд ли стоит ему доверять, даже если он приводит в пример один из прошлых проектов. Ведь не факт, что тот опыт применим в вашем случае. Если же агентство задает множество вопросов и лишь примерно прогнозирует результаты, ничего не обещая, все ОК.
- Нацеленность на долгосрочное сотрудничество. Серьезным компаниям важен показатель LTV, а потому они заинтересованы работать с вами как можно дольше. Как это понять? Только при личном общении и, скорее всего, уже в процессе работы. Сколько вопросов и в каком тоне вам задают, уточняют ли детали, отправляют ли промежуточные отчеты, корректируют ли стратегию? Все это говорит о заинтересованности в удержании вас как клиента.
Надеемся, наши советы окажутся полезными для вас. Успехов!