7 правил Agile-фрилансера, или Сентиментальный аджайл в действии

Алистер Коберн однажды сказал: «Я … считаю, гибкие методологии действительно основаны на сентиментальных идеях о создании хороших продуктов в среде, которая не просто декларирует, что люди ее главный актив, а работает так, что люди действительно являются самым важным в процессе. Таким образом, стремительный взлет интереса (а иногда и критики) к гибким методологиям — это сентиментальные составляющие ценностей и культуры» (неточная цитата из источника).

Умеющий гуглить найдет манифест Agile-разработки и вдохновится им. Возможно, гибкий подход может спасти ваш проект — если вы правильно поймете эту идеологию. Agile и Scram несколько мифологизированы, однако в их основе действительно лежит хорошая — и сентиментальная — идея совместной работы и удовлетворения потребностей заказчика на каждой итерации проекта.

Не во всех отраслях есть возможность на каждой итерации выдавать работающую версию продукта. Иногда продукт растет постепенно, и использовать его в середине процесса невозможно. Но можно позаимствовать у «гибких» разработчиков основной подход: на каждой итерации вы определяете, что должен получить клиент, и отгружаете ему то, о чем договорились. И этот принцип универсален почти во всех отраслях.

О том, как применить аджайл на фрилансе, рассказывает Елена Литвинова. Как и положено «по аджайлу», вы можете начать сразу применять каждый пункт после его прочтения )))


Основная идея Agile (аджайл) для фрилансера в том, что какой бы заказ вы ни получили, заказчик чаще всего не знает, что он на самом деле хочет и что получится в конце. И это не баг, не проблема, не ужас ужасный, а просто реальность, с которой надо научиться жить. И Agile позволяет адаптироваться к этой реальности. Вот несколько советов, которые я могу выделить из идеологии Agile и предложить вам для внедрения.

1. Будьте на связи

Важно быть на постоянной связи с заказчиком, показывая ему работу и дополняя. Находиться в совместном творческом потоке гораздо полезнее, чем просто «уйти делать свою работу», раздражаясь на его вопросы и порыкивая. Во втором случае велик шанс, что вы вернетесь к нему через месяц и обнаружите, что он хотел получить не то, и не такое, и не так. Переделывать будет некогда, критики море, и заказчик уйдет разочарованный. Да и вам будет не по себе.

2. Делайте сразу проект целиком

Представьте, что вам заказали книгу. С чего вы начнете? С согласования темы и названия? С выбора основных идей или с написания первой главы для демонстрации заказчику?

Идеология аджайл предлагает нам сразу делать проект целиком, на каждом этапе только увеличивая прорисовку деталей. Например, на первом этапе вы показываете заказчику только список глав, на втором — план каждой главы, на третьем — поабзацный план, который раскрывает основные идеи. И тогда в финале, когда заказчик получит написанную книгу, для него там не будет никаких сюрпризов. Он был в курсе происходящего на всех этапах работы. Не правда ли, гениальное решение?

Этот же подход можно использовать в создании статей, инфопродуктов, графики и во многом другом. Иногда его еще называют «методом прогрессивного джипега» — по аналогии с тем, как в современном интернете загружаются картинки. От общего плана — к мелким деталям.

3. Не стройте жестких планов

В жизни все настолько потоково и неопределенно, что пытаться это упорядочить при помощи долгосрочных планов, в которых все прописано по пунктам или при помощи набора пунктов ТЗ до запятой согласованного — невозможно. Это надо просто принять как данность — мир вот такой запутанный как есть, и это наша новая реальность.

Поэтому если вы рассчитываете попасть из точки А в точку Б по строгой прямой, вы всегда проиграете. В проекте жизнь никогда не развивается так, как вы запланировали. А значит, нет смысла тратить время и создавать себе иллюзии в виде стройных планов.

Планируйте конечную цель, основные вехи, которые надо пройти, и следующий, ближайший шаг.

4. Используйте опорные точки

Оказавшись в хаотичном мире, важно не отказаться от достижения целей вообще. Для того чтобы все-таки понимать, на каком вы свете и куда движетесь, используйте ритуалы. То есть регулярные действия. Например, каждую пятницу вы встречаетесь с заказчиком и обсуждаете, как идут дела.

Важны не только ритуалы внешней коммуникации, но и внутренние правила игры для команды. Например, вы договорились, что в начале каждой недели вы выгружаете из головы облако всех мыслей и дел, которые нужно сделать сейчас. И значит, это становится вашим ритуалом, который вы поддерживаете. Даже если договориться можно только с самим собой, все равно делайте это. Вы увидите, как в жизнь вернется порядок и свободное время.

5. Заканчивайте дела

Чтобы начать действовать в идеологии — начните заканчивать дела, а не начинать новые дела, чтобы разгрузить свою текущую жизнь.

Кто из нас не планировал, что наведет порядок в шкафу со специально обученным человеком, теряя часы и дни, чтобы с этим человеком созвониться? И не смотрел через неделю в ужасе на шкаф, в котором снова поселился бардак?

Пока вы не возьмете ответственность на себя и не приучите себя уносить тарелки в раковину и мыть их после еды, и за ваш проект некому будет взять ответственность.

6. Слушайте заказчика

Учитесь думать о работе не с точки зрения подрядчика, который хочет поделиться с миром своей гениальной идеей, а со стороны заказчика — что именно ему ценно. Не как вы считаете правильным постричь клиента, а как клиент хочет. Не как вы хотите нарисовать логотип, а что клиенту важно. Здесь и сейчас ценно и важно.

7. Используйте голову и силу воли

По какой бы идеологии вы ни работали, и как сильно вы бы ни любили свое дело, вам все равно иногда придется делать то, что вам не нравится. Рутина и простые действия — основа любого бизнеса. И делать их надо.

Поэтому следите, чтобы принятие идеологии Agile в вашем случае не превратилось в пофигизм. Когда вы смотрите на задачу и говорите «мы в Agile или VUCA мире и значит я не буду делать что-то». Если это нужно для реализации проекта, то надо делать, конечно, любовь там или нет. И применять правильные методики в этой новой Agile среде для организации себя, своей работы и своей команды.

Комментарий Котиков

Аджайл или нет, а работа итерациями прижилась уже давно и в самых разных сферах деятельности. Даже в продающих (ой) текстах предлагается разбивать сложную услугу на временные или фактические отрезки, назначая каждому свою цену. Движение по обозначенным вешкам приводит клиента к финалу более безболезненно, нежели модель «дайте много денег, а потом мы вам принесем нечто такое, что вы не пожалеете о затратах».

И если это называется agile-методология, то ура, вы знаете, какой сертификат нужно добавить в ваш список достижений.

logob24

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Нажимая кнопку «Отправить комментарий», вы подтверждаете, что ознакомились с Условиями обработки персональных данных и принимаете их.

Подпишись на рассылку

Рассылка Безумных Котиков интернет-маркетинга, спонтанная, субъективная, обо всем.
Email *
Имя *
Нажимая кнопку «Сохранить», вы подтверждаете, что ознакомились с Условиями обработки персональных данных и принимаете их.