SEO и UX: в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань

Эти две касты никогда не пересекаются. У них разные конференции, разные источники информации и незнакомые между собой гуру. Но они каждый день встречаются на одном поле — сайте клиента. Это SEO и UX.

Мало кто вспомнит, откуда цитата в заголовке. Эти слова произносит гетман Мазепа в поэме А.С.Пушкина «Полтава»:

Ах, вижу я: кому судьбою
Волненья жизни суждены,
Тот стой один перед грозою,
Не призывай к себе жены.
В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань.
Забылся я неосторожно:
Теперь плачу безумствам дань…

Речь идет о том, что любовь и жажда власти плохо уживаются в одном сердце.

Если обратить аналогию в нашу интернет-реальность, можно увидеть, как любовь (к пользователям) плохо уживается с жаждой власти над ними же. SEO в Рунете — это жесткий хак системы, стремление контролировать всё и вся, добиваясь заданных показателей путем бездушных манипуляций. UX традиционно противопоставляется SEO и выглядит как трепетная лань — юзабилити не взламывает систему, все строится на изучении и адаптации. Хотя по сути UX делает то же самое — манипулирует пользователями, добиваясь от них заданного отклика. Но этот стальной кулак прикрыт бархатной перчаткой.

О том, как уживается SEO и UX, рассказывает Вера Сусол, юзабилити-специалист 1PS.RU.


Так случилось, что я работаю аналитиком-проектировщиком в компании, которая занимается продвижением сайтов. До этого я имела смутное представление о SEO. Ну и стереотипно недолюбливала сеошников за то, что они думают только об оптимизации, а не об удобстве сайта.

Но в digital-компании невозможно не изучить основ продвижения. Пришлось узнать много новых понятий из SEO: семантическое ядро, карта релевантности, ключевые слова, H1-H6, title и description, сниппеты, ТОП, фильтры и т. д.

Сейчас я понимаю, что сеошники не такие уж плохие ребята и что последствия пренебрежения поисковой оптимизацией могут быть ничуть не легче последствий пренебрежения UX. Есть сайты-кошмары SEO-специалиста, есть сайты-кошмары юзабилиста. Посмотрим на эти две крайности и попытаемся найти решение проблем взаимопонимания SEO и UX.

Пренебрежение SEO, или кошмар сеошника

Для юзабилити-специалистов главное — это впечатления пользователя от продукта (в данном случае — от сайта). Сайт «по заветам» UX — это сайт, сделанный для людей. На таком ресурсе посетитель чувствует себя как рыба в воде.

Но часто UX-специалист даже не знает и не думает, откуда брать трафик на будущий сайт и что ему нужно будет учесть в работе, чтобы этот трафик появился. Именно так появляются красивые и удобные сайты, которые невозможно продвигать в поисковиках. В целом они делятся на два типа:

1. Красивые «хипстерские» сайты

Как правило, у таких ресурсов главный контент — это изображения или видео. В качестве примера можно рассмотреть ЖК в Москве (очень конкурентная тематика). На сайте компании практически нет текстов, только картинки.

without-seo1 Красивый сайт без учета SEO

Бесспорно, ресурс красивый, современный и даже удобный, но вот в поисковой выдаче его сниппеты выглядят не очень привлекательно из-за отсутствия текстов на некоторых страницах. Поисковым роботам просто нечего индексировать:
without-seo2

А по данным Яндекс.Метрики, из органического поиска посетители приходят на сайт только по брендовым запросам, то есть по названию жилищного комплекса. Поэтому трафик из поисковиков сравнительно небольшой:
without-seo3

Мнение SEO-специалиста: Без текста на сайте не обойтись, в любом случае нужно прописывать title, description, alt, название категорий и т.д. К тому же не стоит забывать, что контент – это один из факторов ранжирования сайта в Яндексе и Google.

2. Высокотехнологичные сайты

Сюда относятся ресурсы на Ajax с динамическим обновлением контента, где часто нет отдельных страниц.

Давайте в качестве примера рассмотрим сайт охранного агентства, на котором не создаются отдельные страницы по услугам, то есть весь контент представлен на одной странице.

without-seo5 Страница сайта на Ajax

Сайт красивый, вполне технологичный. Но у него большие проблемы со скоростью загрузки:
without-seo4

А этот показатель влияет на ранжирование сайта в поисковой выдаче. Считается, что страница должна загружаться не более 3–5 секунд, в противном случае потенциальному клиенту надоест ждать, он покинет ресурс.

Другие проблемы сайта — плохие поведенческие (отказы — 32 %) и низкий трафик (приведен трафик за 4 месяца):
without-seo5

К тому же для сайтов, которые используют Ajax, Google писал предупреждение в своем официальном источнике.

Мнение SEO-специалиста: страницы с динамическим обновлением контента не индексируются поисковыми системами, так как роботы не выполняют команды JavaScript и не видят подгружаемый контент.

Пренебрежение юзабилити, или кошмар UX-специалиста

Давайте теперь поговорим о том, какие сайты делают сеошники.

Сайт «по заветам» SEO – это сайт, который прежде всего удовлетворяет актуальным требованиям поисковых роботов: правильная перелинковка, уникальные оптимизированные тексты, наличие метатегов, структурированные заголовки, понятные адреса страниц, наличие карты сайта и файла robots.txt, быстрая скорость загрузки и т. д. Поисковым роботам нравятся такие сайты.

Большинство этих правильных параметров останутся незамеченными пользователями. Можно сделать (и делаются!) сайт, идеальный с точки зрения сеошника, который будет критически неудобен для пользователя.

Конечно, требования сильно изменились с тех пор, как зародился стереотип о вражде SEO и UX. Раньше для быстрого продвижения в поисковой выдаче использовали «черное SEO». Например, можно было прятать seo-текст под незаметные ссылки, подгонять структуру сайта под поисковые запросы и писать тексты сплошь из ключевых слов.

Хоть и кажется, что это уже давно пережитки прошлого, но недавно мы обнаружили сайт, который использует запрещенные методы продвижения.

Пример. Все ключевые запросы размещены на одной странице. Как вы видите, ресурс таким был в октябре 2016 года:

without-seo6 Пример черного seo

Но за последние несколько лет поисковики усовершенствовали свою работу и теперь за подобное они накладывают санкции, поэтому такие способы уже практически не используются. Сейчас одно из главных требований к любому ресурсу – сайт для людей, а не для роботов.

Конечно, столкновения интересов SEO и UX все еще присутствуют. Поисковым роботам обязательно нужен текст с ключевыми словами, поэтому контент приходится размещать там, где он не нужен пользователям.

Например, так делают крупные интернет-магазины, которые «сидят на игле» SEO и конкурируют с другими интернет-магазинами в очень жестких рамках 1-5 позиции в выдаче:

without-seo7 Текст в разделе каталога

without-seo16 Текст на Главной странице

Но в целом взгляд на SEO изменился и сейчас уже нет тех бредовых требований, что были ранее. К примеру, не нужно писать огромные переоптимизированные портянки, для того чтобы сайт попал в ТОП поисковой выдачи. А UX-специалист испытывает меньше боли при виде современных оптимизированных сайтов.


Комментарий Котиков: В среде сеошников начали приобретать популярность сервисы по анализу юзабилити сайтов, такие как AskUsers. Это попытка получить сокровенные знания «с той стороны», не углубляясь в дебри чуждого знания. Денис Нарижный как-то признался, что старается не использовать слово «юзабилити», заменяя его просто «удобством использования», чтобы не отпугнуть обычных владельцев сайтов. Юзабилити — это высокое (и недешевое) искусство, а нам тут надо быстренько с удобством разобраться. Результаты такого подхода выглядят очень внушительно.
diagramma_oshibok_ot_askusers


Вывод очевиден: UX и SEO должны работать в паре

Несмотря на все разногласия сторон, SEO и UX теперь связаны поведенческими факторами, которые учитывают поисковые роботы при индексации сайта. К тому же, чтобы покорить ТОП, одной поисковой оптимизации недостаточно, сайту нужен комплексный подход и при этом не надо забывать про удобство. Например, если поработать над юзабилити сайта, можно улучшить его поведенческие факторы, а значит, и позиции в поисковой выдаче.

Поэтому, если хотите получить хороший результат, то SEO- и юзабилити-специалист должны работать в одной команде.

Как обстоят дела на самом деле?

Чтобы понять отношение проектировщиков к SEO, мы в Гильдии вольных проектировщиков провели небольшой опрос и вот результаты:

1. Разрушен миф о том, что проектировщики недолюбливают сеошников:
without-seo8


2. Поняли, что UX-специалистам не хватает знаний по SEO:
without-seo9


3. Так что если вы сеошник, можете дать вашему UX-спецу почитать пару полезных статей, потому что проектировщик будет применять полученные от вас знания в своей работе:
without-seo10


4. Также смело давайте рекомендации проектировщику, он их обязательно учтет:
without-seo12


5. Не отмахивайтесь от проектировщиков, им нужна ваша помощь:
without-seo13


6. Разрушен еще один миф: о том, что никто не видит смысла смотреть показатели поведенческих факторов:
without-seo14


Так что если вы все еще враждуете с сеошником/проектировщиком – самое время прекратить и начать работать вместе. UX-специалисты настроены доброжелательно.

Если вы хотите создать сайт и не знаете, как учесть требования по SEO, то в этом поможет подход SEO-проектирования – разработка сайта с учетом дальнейшего его продвижения.

В этом подходе поисковая оптимизация предшествует работе проектировщика. На начальном этапе создания сайта должно быть составлено семантическое ядро и карта релевантности, а потом уже переходим к структуре и к проектированию интерфейса.

Да наступят светлые времена SEO с человеческим лицом.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Нажимая кнопку «Отправить комментарий», вы подтверждаете, что ознакомились с Условиями обработки персональных данных и принимаете их.

Подпишись на рассылку

Рассылка Безумных Котиков интернет-маркетинга, спонтанная, субъективная, обо всем.
Email *
Имя *
Нажимая кнопку «Сохранить», вы подтверждаете, что ознакомились с Условиями обработки персональных данных и принимаете их.