Вы видите интересный заголовок, переходите на сайт и только устроились поудобнее, чтобы прочитать материал, как — вжух! — и в игру вступает попап, вылетающий из ниоткуда во весь экран.
Немного раздражает, но ведь можно закрыть и забыть, правда? Не тут то было! Потому что это альфа-попап: вы еще даже сообразить ничего не успели, как он уже начинает вас унижать.
Чтобы просто отказаться от навязанного целевого действия нужно признать, что мне плевать на эффективность моего сайта.
Вам не кажется, что это манипуляция? Бессовестная, беспринципная и беспощадная. Я прямо вижу, как неизвестный вебмастер и дизайнер смотрят на меня с обратной стороны монитора. И ждут.
Или вот еще один пример. Это шаблон, который предлагает к использованию один из сервисов по созданию всплывающих окон.
Получить что-то бесплатно или признать себя идиотом, который готов потратить 8 часов, вместо того, чтобы скачать прямо тут за 5 минут?
Какой чарующий выбор. Чем-то напоминает предложение, от которого нельзя отказаться, из одного очень известного фильма.
Или вот еще вариант: на этот раз от белорусского интернет-магазина.
10 белорусских рублей — это около 5 долларов. И они меня определенно интересуют. Но не сейчас. И есть вероятность, что вообще никогда — я только зашел и еще ничего не понял, как вы мне уже суёте свои сказочные предложения.
Еще один пример из е-коммерса:
Это выскакивает сразу, как только вы двинетесь к выходу. Не подписался — без эксклюзивных скидок остался.
Вариант манипуляции покорректнее от очередного гуру инфобизнеса:
«Спасибо, мне не интересен инфобизнес» — после заголовка «Как перестать суетиться и начать зарабатывать от 200 000 рублей в месяц» выглядит так, как будто отказываешься от нереально перспективного шанса. Не хватает только мелкой приписки внизу: «Вы закроете этот баннер, никогда его больше не увидите и навсегда останетесь нищим».
А вот еще пример — попытка юморнуть на фоне все такой же беспринципной манипуляции:
Ха-ха. Вот только юмор не отменяет того, что это попытка поставить пользователя в неудобную позицию, чтобы добиться своего.
В английском языке для такого рода манипуляций придумали специальное слово — confirmshaming. Это производное от confirmation — подтверждение, и shaming — стыдить, позорить.
Унизить, чтобы добиться подтверждения — примерно так этот термин можно перевести на русский. В этом и состоит суть таких попапов.
Сама ссылка отказа от действия, к слову, тоже заработала свое определение. Ее назвали manipulink. Еще одно производное: от manipulate — манипулировать, и link — ссылка. Манипулятивная ссылка.
Почему так делать нельзя
1. Это оскорбительно для пользователя.
Вы сознательно ставите посетителя в ситуацию, когда ему предстоит выбор между принятием предложения и унижением. Нужно ли говорить, что это крайне неприятный выбор.
2. Потеря лояльности.
Часть пользователей, увидев попытки грязного манипулирования, сразу закроет вкладку. И с большой долей вероятность никогда больше на сайт не зайдет. Про лайки и расшаривания в соцсетях можно забыть: кому захочется делиться с друзьями подобным.
3. Низкое качество лидов.
Если пользователь все же подпишется — заслужить его доверие будет сложно. Не располагает к доверию диалог, который начинается с оскорблений и унижения. Мазохистов не так много. И если вы планируете монетизировать подписчиков — сделать это будет непросто.
И хотя A/B-тестирования показывают, что манипулятивные ссылки работают немного лучше, чем обычные всплывающие окна с корректными формулировками отказа — это игра на короткой дистанции.
Кейт Мейер и Ким Флагерти — авторы исследования — указывают, что тесты не учитывают последующие отписки, отправку писем в спам и коммерческие показатели монетизации рассылки. И тем более не учитывают, что набирая аудиторию таким способом, вы можете раз и навсегда испортить свою репутацию.
Мы решили проверить
Чтобы проверить их выводы, я провел свое собственное исследование. 10 респондентам в AskUsers я дал простое задание:
Из двух вариантов попапов (всплывающих баннеров, которые появляются автоматически) выберите тот, на который вы бы нажали. Ответ обоснуйте, назовите 3 основных причины.
Первый вариант унижает пользователя, второй — предлагает корректный и ненавязчивый вариант отказа от предложения. Второй вариант отличается только одним: я обрезал строку, чтобы убрать манипуляционную часть.
Я выбрал самых обычных людей для опроса:
И получил очень интересные результаты:
Выбор асессоров:
- Вариант баннера № 1 (манипулятивный) — 2 человека.
- Вариант баннера № 2 (корректный) — 6 человек.
- Оба варианта — 1 человек.
- Ни один из вариантов — 1 человек.
Выводы:
Пользователи обратили внимание, что анализируемые два баннера отличаются в общем-то только одним: отказом в виде надписи мелким шрифтом внизу.
В первом варианте данная надпись выглядит следующим образом: «Нет спасибо, мне без разницы до эффективности моего сайта». Данная надпись привлекла внимание и заставила задуматься о ситуации лишь двоих человек из десяти. Большинству же она совсем не понравилась. «Отталкивает, вызывает негатив», «звучит грубовато», «неприемлемо для использования», «уловки маркетинга, от которых тошнит» — так озвучили свое отрицательное мнение по 1 варианту баннера пользователи.
Во втором варианте нижняя надпись такая: «Нет спасибо». Этот вариант привлек большинство пользователей — 6 человек. «При отказе нет навязчивости», «Нет неприязни, он довольно сух, строг и лаконичен», «Минимум маркетинга, простое, точное и четкое предложение», «Вежливость тоже в данном варианте переламывает в свою сторону» — сообщили свое мнение посетители.
Один человек указал, что выбрал бы оба варианта, поскольку, как он заявил, для него не имеет значения вид данной надписи, к тому же оба варианта как ясно описывают услугу, так и дают возможность отказаться от нее. Еще один из опрошенных ответил, что не выбрал бы ни один вариант по той же причине: для него нет отличий в обоих типах надписи. Но данный пользователь обратил внимание и на другой момент: для него оказалось недостаточно самого предложения, которое он предлагает развернуть, расширить, чтобы показать, что люди теряют, отказавшись от него.
Можете посмотреть полный отчет по пользователям и общий. Но уверенно можно сказать, что в российских реалиях пользователи открыто говорят о том, что манипулятивные ссылки им не нравятся. И хотя мы не знаем, как поведут себя пользователи в отсутствие выбора: подпишутся на оскорбительный попап или проигнорируют его — это серьезный повод задуматься, стоит ли портить себе карму и репутацию подобными методами привлечения аудитории.
Вместо завершения
Интересный факт: я просмотрел с десяток сервисов, которые предлагают создание такого рода попапов, и всплывающие окна выскочили буквально на паре сайтов. Остальные нежно и тактично пытались увлечь меня с помощью ненавязчивых методов традиционного белого интернет-маркетинга.
Выводы вы можете сделать сами.