Что делают SEO-специалисты перед началом работы над любым проектом? Правильно, анализ. Они изучают рынок в целом, нишу бизнеса, а также конкурентов. Ведь чтобы понимать, в каком направлении двигаться, нужно знать, в чем вы превосходите соперников и в чем от них отстаете. Цель любого бизнеса – стать лучшим в своей категории, привлечь больше клиентов, что означает повышение прибыли и рост проекта. А для этого необходимо тщательно анализировать конкурентов.
Если говорить об интернет-маркетинге, то здесь речь об анализе сайтов конкурентов. На базовом уровне можно выделить три компонента любого сайта:
- технологии,
- контент,
- обратные ссылки.
Это и есть три пункта для быстрого сравнения своего ресурса с конкурентом, результаты которого покажут, где можно улучшить оптимизацию, чтобы выйти в топ в поисковой выдаче. Для написания материала мы взяли за основу эту статью, перевели ее и дополнили.
Оцените технологии, внедренные на сайте конкурента
Сайт должен быть хорошо структурированным, быстрым, простым для использования и сканирования. Посмотреть конкретные параметры, чтобы дать общую оценку, можно с помощью инструмента BuiltWith. Он на английском языке, но там все достаточно просто. Особенно важно провести сравнение с конкурентами для новых сайтов или при редизайне.
Итак, что можно узнать из вкладки «Технологии»:
- подключенные аналитические и отслеживающие системы (Яндекс.Метрика, Google Analytics, Facebook Pixel и пр.);
- виджеты;
- языки;
- фреймворк;
- мобильные технологии;
- сеть доставки контента;
- CMS;
- библиотеки JavaScript;
- подключенные рекламные системы;
- хостинг-провайдеры электронной почты;
- сертификаты SSL;
- серверы и пр.
Эти данные доступны бесплатно и без регистрации. Следующая вкладка – те же технологии, но уже более детально. За этот пласт информации придется заплатить – 99 долларов в год, также можно воспользоваться бесплатным пробным периодом в течение 5 дней, но нужно зарегистрироваться.
Архитектура сайта
Понимание архитектуры сайтов ваших конкурентов может быть полезно для формирования структуры, а также обнаружения недостатков в контенте.
Лучший и самый легкий способ определить ее – создать карту сайта для анализа конкурентов.
Один из простых, удобных и проверенных временем инструментов – Xenu`s Link Sleuth. Это компьютерная программа, которая сканирует сайт и находит практически все: битые ссылки, редиректы, ошибки и пр. ПО на английском языке, но интуитивно понятно. Помимо основных функций, есть и дополнительные, например, создание той самой карты сайта (html или xml).
Core Web Vitals
Это относительно новые факторы оценки качества сайта, разработанные Google. С мая текущего года они станут влиять на ранжирование, а потому уделить внимание им нужно обязательно. Факторы состоят из множества параметров, но основных всего три:
- LPC – скорость, с которой загружается основной контент (идеал – до 2,5 секунд);
- FID – время ожидания, пока пользователь сможет начать взаимодействие с сайтом (лучше всего – до 100 мс);
- CLS – стабильность верстки, насколько сильно она сдвигается и мешает работать с сайтом (до 0,1).
Эти параметры доступны для проверки в привычных инструментах, например:
- PageSpeed Insights;
- Chrome UX Report;
- Lighthouse и пр.
Проведите анализ контента на сайте конкурента
Поиск ключевых слов
По-прежнему важно составить правильный список ключевых слов. Скорее всего, ваши конкуренты уже потратили много времени на создание стратегии и формирование семантического ядра. Почему бы не воспользоваться их наработками? Проанализируйте их контент и используйте опыт, чтобы привлечь трафик на свой сайт.
Хороший (но платный) инструмент для исследования ключевых слов конкурентов – Ahrefs.
Там есть большая база данных поискового рейтинга по сайтам. Он позволяет легко определить, какие фразы привлекают трафик и их потенциал для ранжирования, а также самые популярные страницы. Кроме того, можно посмотреть количество ключевых слов, по которым ранжируется конкретная страница, и их список.
Как понять, где пробел, какие есть точки роста? Что такого есть у конкурентов, что ускользает от вашего внимания? Для этого подключите конкурентов к инструменту Content Gap Tool.
Можно отфильтровать ключевые слова, по которым ранжируются:
- какой-либо из конкурирующих сайтов, а вы – нет;
- как минимум два конкурента, а вы – нет;
- все сайты, а вы – нет.
Это отличный способ найти как наиболее релевантные ключевые слова, так и некоторые новые возможности для бизнеса.
Оптимизация на странице
Google, возможно, не так сильно зависит от метатегов с момента появления сети знаний (Knowledge Graph), но наличие четкой дорожной карты для пользователей и поисковых систем по-прежнему важно.
Один из способов увидеть, как конкурируют ваши страницы, – использовать бесплатный инструмент сравнения схожести страниц SEOBook.
С его помощью можно сравнить:
- заголовок страницы;
- метатег описания;
- ключевые слова (хорошо для информации о конкурентах, но не для SEO);
- количество текста и слов;
- самые популярные ключевые фразы из двух и трех слов.
Сравнив свой сайт с конкурентами, можно увидеть, чего не хватает, и доработать страницы.
Анализируйте обратные ссылки конкурентов
Было время, когда специалисты по SEO гнались за каждой обратной ссылкой конкурента. Все изменилось с появлением Penguin в апреле 2012 года.
Ссылки, которые когда-то имели нулевое значение, внезапно стали иметь отрицательное значение. Все эти мусорные ссылки, полученные в результате неизбирательного поиска, стали нести опасность.
Penguin 4.0 намного снисходительнее, но кто знает, что может принести будущее?
Это не означает, что исследование обратных ссылок конкурентов – плохая идея. Это значит лишь то, что все ссылки нужно проверять и анализировать, чтобы понять, стоит ими пользоваться или нет.
Найти ссылки конкурентов поможет тот же Ahrefs, инструмент Link Intersect. Здесь можно выбрать, кто ссылается на сайты конкурентов, но не на ваш ресурс.
Инструмент предлагает два разных варианта фильтрации:
- показать, кто ссылается на всех конкурентов;
- показать, кто ссылается на конкретного из них.
Выводы
Анализ конкурентов и дальнейшее улучшение сайта с учетом полученных данных – важный шаг на пути к первым местам в выдаче. Однако слепо копировать тоже не стоит. Всегда надо учитывать особенности конкретного проекта и думать, подходит ли опыт конкурентов для него. Основными факторами ранжирования в Google, скорее всего, останутся контент и ссылки, поэтому сосредоточьтесь на них. Кроме того, не забывайте об улучшении сайта в целом – юзабилити, скорость загрузки и пр. Комплексный подход – залог успеха.