Выступления перед публикой: советы спикерам-новичкам

Разное

Онлайн- и офлайн-конференции, вебинары, семинары и лекции – без них развитие интернет-маркетинга представить сложно. Это очень динамичная ниша, где все меняется почти ежедневно, а самой большой ценностью выступает опыт практикующих экспертов. На таких мероприятиях как раз есть возможность поделиться собственными знаниями и узнать что-то новое. Но какой бы интересной и важной ни была информация, если ее неправильно преподнести, она не зайдет аудитории. Это значит, что для удачного выступления и насыщенного мероприятия необходимо уметь быть спикером.

Страх публичных выступлений есть чуть ли не у каждого второго. Он проявляется еще в школе, когда нам не хочется отвечать у доски или защищать реферат, и сопровождает уже во взрослой жизни, когда надо сделать доклад перед коллегами или незнакомыми людьми. С точки зрения психологии он объясняется неким перфекционизмом и слишком большой озабоченностью чужим мнением.

А если я облажаюсь?
А если зададут вопрос, а я не знаю ответа?
А если не будут слушать?
А если будут втихаря смеяться?

Этот «список неуверенности в себе» можно продолжать бесконечно. Но мы не будем так делать, а вместо этого приведем несколько практических советов, которые помогут взять себя в руки и выступить действительно классно.

Что делать с нервами?

До выступления считаные часы, по спине предательски течет холодный пот, руки дрожат, все мысли вылетели из головы. Знакомо? Принимаем меры по спасению нервной системы.

  • Успокоительные. Не советуем увлекаться, так как на разные организмы препараты (даже растительного происхождения) действую по-разному. Если вас вдруг начнет сильно клонить в сон, приятного будет мало. Лучше выпить чай, какао или другой вкусный напиток, съесть любимую сладость – это немного успокоит и подарит положительные эмоции. Поговорите с кем-то на отвлеченные темы, только не старайтесь зубрить весь текст выступления в последние моменты – в голове будет каша, сделаете только хуже.
  • Жестикуляция и язык тела. Стоять или ходить? Что делать с руками? Куда смотреть? Многие люди теряются, как вести себя непосредственно во время выступления. Если вы проводите вебинар, все просто: сидите в кресле и держите руки на столе, чтобы переключать слайды. Если выступаете в зале, все зависит от его площади, количества присутствующих, места, отведенного для спикера. Пространство позволяет? Можно немного подвигаться, только не расхаживайте из угла в угол. Его слишком мало? Просто стойте рядом с экраном. В руках можно держать планшет с кратким докладом (достаточно выписать основные пункты) и ручкой, чтобы делать пометки по ходу выступления. Смотреть надо так, чтобы охватывать взглядом всю аудиторию.
  • Страх неудач. Его надо побороть. Да, проще сказать, чем сделать, но постарайтесь не думать о том, что не получится. Ошибки бывают у всех, и у вас тоже есть на них право. Задали вопрос, на который не знаете ответа? Спросите аудиторию! Примерно так: «Да, очень интересный вопрос, сам над ним думал, а вот как считаете вы?» Возможно, ответы слушателей натолкнут вас на правильную мысль.

Технические моменты и обстановка

Перед выступлением обязательно проверьте всю аппаратуру: ноутбук, микрофон, наушники, проектор, освещение – все, что собираетесь использовать. Технические неполадки случаются, но иногда они сильно выбивают из колеи, а вы же хотите, чтобы все было на высшем уровне?

Если проводите вебинар дома, попросите членов семьи не беспокоить и не отвлекать вас. Домашних животных тоже лучше отправить в другую комнату.

Заранее подумайте, что вам понадобится. Бутылка с водой, включенный кондиционер или обогреватель – подготовьте все перед мероприятием. Вам должно быть комфортно.

Репетиции – наше все

Чувствуете себя очень неуверенно? Расскажите презентацию другу, попросите его задавать вопросы, а в конце дать рецензию – что понравилось, а над чем надо поработать. Еще вариант – записать выступление. Так вы сможете посмотреть на себя со стороны.

Придирки идут на пользу

Только грамотные. Допустим, вы сделали презентацию. Сбросьте ее коллегам или друзьям и попросите по-настоящему придраться, найти непонятные моменты, задать каверзные вопросы. Пусть такие комментарии исходят от знакомых людей – так у вас будет время подготовить ответы и не ударить лицом в грязь перед публикой.

Обратная связь

Это скорее работа на будущее. Заранее подготовьте онлайн-форму или анкету и попросите слушателей оставить отзыв о выступлении. Лучше, если он будет анонимным – так больше шансов на правду. Не расстраивайтесь, даже если увидите негативные комментарии: это всего лишь направление, в котором стоит работать. Вам укажут на ошибки, и в следующий раз вы их исправите.

Не бойтесь импровизации

Заучивать весь текст выступления не нужно. Выпишите себе основные моменты, а остальное рассказывайте. Возможно, прямо во время доклада вам в голову придет интересная мысль или новый вывод – поделитесь ими с публикой, подискутируйте. Так ваше выступление будет живым, а люди запомнят вас как хорошего оратора.

Пара слов о самой презентации

Новички в плане выступлений часто пытаются «запихнуть» на слайды почти весь текст выступления, а потом просто читают с экрана. Так делать не нужно. Во-первых, читать люди и сами умеют, зачем им ваша озвучка? Во-вторых, это просто скучно. Слайды должны только иллюстрировать и дополнять вашу речь. Размещайте на них ключевые мысли, графики, таблицы, картинки в тему, но не все то, что вы говорите. Кроме того, если на слайдах будет много информации, аудитория просто начнет читать их, не слушая вас.

Почувствуйте аудиторию

Заранее узнайте, кто будет на мероприятии. Потенциальные клиенты, коллеги по сфере, люди, совершенно не понимающие в маркетинге, или профи, которые пришли за чем-то новеньким? От этого зависит стиль выступления, подача информации и само содержание.

Вне зависимости от аудитории следуйте трем советам:

  • зажигайте;
  • не напирайте с продажами;
  • не учите слишком много.

Монотонный монолог – лучшее снотворное для слушателей. Будьте интересным спикером, придумывайте активности, задавайте вопросы – не давайте людям скучать.

Если будете слишком агрессивно продавать или продвигать услуги, это тоже оттолкнет. Конференции и вебинары могут быть маркетинговыми инструментами, но использовать их надо аккуратно, так, чтобы у слушателей возникло желание обратиться к вам.

По поводу обучения: даже если у вас очень серьезный материал, не превращайте его в лекцию. Для этого есть учебные заведения.

Лучше всего заранее узнать, кто будет присутствовать, чтобы примерно понимать уровень знаний и осведомленность людей в теме. Включите в доклад информацию, которая не знакома слушателям или знакома максимум 20% присутствующих, иначе им станет неинтересно.

Преподнесите информацию необычно. Например, расскажите историю, покажите проблему, которую будете решать по ходу выступления или мягко подведите к ее решению в конце. Так вы мотивируете людей быть внимательными и сосредоточенными все мероприятие.

Совет напоследок: сами чаще смотрите выступления других спикеров, участвуйте в конференциях, присутствуйте на вебинарах. Так вы сможете перенять чужой опыт и не допустить ошибок.

А какие фишки успешных выступлений знаете вы? Делитесь в комментариях!

Подпишитесь на рассылку новостей. Никакого спама!

Оцените статью
Поделитесь статьей с друзьями
madcats.ru
X