Специалисты, работающие с Google Analytics, видели или знают, что в отчетах с параметром “Страница” (Page) одна и та же страница может дублироваться за счет добавления разных параметров.
В этой статье я расскажу, откуда берутся эти параметры, почему их наличие может мешать, а главное — что с ними делать.
Что такое параметры запроса URL
Параметры запроса URL (URL Query Parameters) — это дополнительная информация, которую можно добавить в URL-адрес. Состоит из двух обязательных элементов: из самого параметра и его значения, разделенных знаком равенства (=).
Параметры указываются в конце URL, отделяясь от основного адреса знаком вопроса (?). Можно указать более одного параметра, для этого каждый параметр со значениями отделяется от следующего знаком амперсанда (&).
Виды параметров
Есть параметры, которые влияют на страницу, к URL-адресу которой они добавлены.
Например:
- Параметры для перемещения между разными страницами постраничной навигации (пагинации).
- Параметры для сортировки товаров в каталогах (по цене, популярности и т. п.), а также фильтрации по каким-то критериям.
- Параметры запросов при поиске по сайту и пр.
И есть параметры, никак не влияющие на страницу, к URL-адресу которой они добавлены. Их обычно используются для передачи какой-то информации о посещении сайта.
Например:
- UTM-метки (например: utm_source_utm_medium и т.п.) — используются для отслеживания эффективности рекламных кампаний;
- _ga — параметр для настройки междоменного отслеживания;
- fbclid — параметр с информацией о рекламном переходе из Facebook и т. п.
Как посмотреть параметры запросов
Чтобы увидеть все параметры запросов, с которыми взаимодействовали пользователи на сайте, в Google Analytics надо:
- Перейти в отчет “Поведение → Контент сайта → Все страницы”.
- Раскрыть фильтр (нажать кнопку “Ещё”).
- Выбрать параметр-фильтр: “Включить → Страница → Содержит → ?” и применить фильтр.
На многих сайтах можно увидеть большое количество страниц с разными параметрами.
Что плохого в параметрах запросов
Основная причина, по которой наличие большого количества параметров —плохо, это “размытие” данных о странице.
Посмотрите на отчет ниже. Это данные по взаимодействию с главной страницей и её параметрами за последние 6 месяцев.
В нижнем правом углу показано количество строк в отчете. Более 55 тысяч уникальных параметров, на которые приходится около 20% от всех просмотров главной страницы.
При этом, если сравнить выведенные метрики качества основной главной страницы (/) и главной страницы с параметрами, мы видим существенные отличия.
То есть неконтролируемые параметры могут сильно искажать данные о странице.
Что делать с параметрами
Самое просто решение — исключать их из отчетов Google Analytics. При этом исключаются не сами взаимодействия, а удаляются параметры из URL-адресов страниц, “приклеивая” оставшуюся информацию к основной странице. То есть, если в отчете есть информация о 10 взаимодействиях с основной страницей и информация о 10 взаимодействиях с параметрами этой страницы, после исключения параметров мы получим 20 взаимодействий с основной страницей.
Google Analytics по умолчанию сам умеет исключать параметры (_ga, UTM-метки). Для исключения других параметров в Google Analytics есть удобный встроенный инструмент исключения параметров запросов URL. Находится он в разделе “Администратор > Представление > Настройки представления”.
Достаточно указать в данном поле через запятую все параметры, которые надо исключать из отчетов, и в момент внесения изменений данные в представлении будут отображаться без параметров.
Тут стоит сделать две важные ремарки:
- Хорошим тоном для работы со счетчиками Google Analytics является создание двух представлений: чистое представление, данные в котором не меняются, и “рабочее” представление, в которое вносятся все правки. Это важно, так как изменение данных на уровне представления откатить нельзя, и, если появится какая-то ошибка, правильные данные можно извлечь из чистого представления.
- Иногда я слышу опасения, что исключение параметров может исказить отчетность. Этого можно не бояться, так как распределение данных по отчетам Google Analytics проводит на этапе обработки сырых данных. Сначала Google Analytics распределит данные по отчетам, а только потом исключит все указанные параметры.
Какие параметры запросов исключать
Из отчетов надо исключать параметры второго вида, то есть те, которые не влияют на работу сайта, но передают дополнительные параметры.
Но перед удалением параметров обязательно надо обсудить с командой проекта, не связан ли какой-нибудь отчет с этими параметрами.
Ниже пример параметров, которые мы обычно исключаем:
utm_banner,_openstat,mixid,field_city_tid,yclid,block,pos,utm_adid,field_,fb_comment_id,field_works_value,Firstname,utm_keyword,pm_source,pm_block,pm_position,roistat,roistat_referrer,roistat_pos,campaignid,adgroupid,loc_physical_ms,device,placement,phone,Phone,fmode,back_url_admin,pageurl,comment_id,type,url,cm_id,p,rb_clickid,type,source,added,block,pos,key,campaign,retargeting,ad,phrase,gbid,device,region,region_name,redir-setuniq,yclid,target_ref,turbo_url,mlid,msid,lr,t,stid,from,lang,target_ref
Без предварительной подготовки из отчетов не рекомендуется исключать параметры, которые влияют на работу сайта: пагинация, фильтрация, сортировка, действия пользователей. Так как эти параметры могут служить хорошим источником информации для разных исследований и гипотез. Например, какие фильтры с какими значениями предпочитают выбирать пользователи из разных рекламных кампаний.
Отойду от темы и скажу, что часть информации из параметров лучше отправлять в пользовательские параметры. Но это тема отдельной статьи.
Инструмент сбора параметров URL запроса
Раньше для сбора параметров из отчетов Google Analytics необходимо было выгрузить данные из отчетов, выделить параметры, подчистить их, проанализировать.
Но коллеги из 3whitehats разработали инструмент “Google Analytics Query Parameter Extractor”, который позволяет автоматизировать весь процесс, сведя его к нескольким простым шагам. Сам инструмент работает на базе Google Таблиц + расширения Google Analytics Spreadsheet Add-on.
Как пользоваться инструментом:
- Перейдите по ссылке и сохраните копию себе (Файл > Создать копию).
- Установите расширение Google Analytics Spreadsheet Add-on.
Все настройки проводятся на первом листе “Query Parameter Extractor”.
- В поле “Google Analytics View ID” укажите ID представления для анализа. Узнать его можно в разделе “Администратор > Представление > Настройки представления” в поле “Идентификатор представления”.
- В поле “Start Date” укажите дату, начиная с которой надо анализировать данные.
- В поле “End Date” укажите крайнюю дату сбора данных.
Данные в полях с датами необходимо указывать в формате YYYY-MM-DD.
- В поле “Row Limit (Optional)” указывается количество строк, которое будет запрошено через API Google Analytics. Чем больше данных в проекте, тем больше строк надо. С другой стороны, это поле можно оставить пустым, тогда будут получено максимальное количество строк из API.
- Запустите расширение “Дополнения > Google Analytics > Run Report” и дождитесь завершения формирования отчета.
- Нажмите кнопку “Analyze”, чтобы извлечь все уникальные параметры URL.
Может потребоваться авторизация скрипта.
В поле ниже будут собраны все найденные параметры, а в круговой диаграмме – частота появления этих параметров.
Надеюсь, эта статья поможет вам внести ясность в тему параметров URL-запросов, а инструмент позволит обрабатывать эти параметры эффективнее и быстрее.