Существует традиция — долго и дорого разрабатывать интернет-магазин. Лакировать все детали, придумывать, внедрять и полировать «фишечки» и делать это все до открытия магазина. Процесс приятный, легко залипнуть надолго. Часто так и бывает — заказчик не может остановиться. Я с этим столкнулся еще когда работал на стороне студии. Клиенты часто хотели выйти за рамки оговоренного и утвержденного проекта, постоянно носились с новыми идеями, хотели всего и сразу. Что-то прочитали в интернете, что-то увидели у конкурентов.
И конечно, оказывалось, что запускать проект без этой новой супер-идеи бессмысленно. Приходилось обсуждать, объяснять, успокаивать, переубеждать.
Проблема новичка
И знаете, что я понял? Иногда бесконечные улучшения проекта перед стартом имеют скрытые психологические причины, а не просто желание сделать лучше.
Бесконечные улучшения и правки — это способ откладывания. Прокрастинация. Подмена результата процессом. Клиент боится неопределенности, которая наступит после того, как магазин будет закончен. Отсюда желание довести все до совершенства и только когда «проект готов» — открывать на обозрение первым 30 посетителям в месяц.
Тут, справедливости ради, нужно сказать, что боязнь начать свойственна новичкам. Они не знают, что делать дальше, и стараются остаться в своей зоне комфорта — когда магазин еще разрабатывается.
Конкретика в их планах заканчивается после окончания разработки и дальше в плане стоит большой, загадочный этап «Начало продаж». А поскольку «туман войны» с этого участка еще не снят, что там делать, как там будет — непонятно, хочется подготовиться получше, прежде чем туда идти. Отсюда и душевные стенания в поисках улучшений, без которых открывать магазин нельзя.
Лечится это составлением первоначального плана продвижения, чтобы было понятно, что делать дальше, сразу после окончания работы над магазином (об этом когда-нибудь в другой статье).
Профессиональная деформация
У профи, которые в интернет-продажах заработали не один миллион, все иначе. Они заказали новый сайт взамен старого и рвутся в бой. Хотят, чтобы новый сайт был закончен быстрее. Им интересно опробовать новую базуку в бою, они предвосхищают, как офигеют конкуренты и, стрельнув друг у друга сигарету, пойдут нервно курить в стороне.
Но и тут лежат те же грабли. Опыт играет злую шутку. Опытный заказчик пытается автоматизировать в новом интернет-магазине каждый клик, предусмотреть каждую возможность, которая может пригодиться, везде скруглить углы, а где нельзя скруглить — обклеить поролоном. С таким клиентом сложнее работать, он знает, зачем ему та или иная фича, меньше прислушивается к советам, у него каждое желание аргументировано личным опытом.
Не всё сразу!
Выбирайте поэтапную разработку. Лучше запустить сначала сайт в минимальной комплектации, посмотреть на практике, что нужно пользователям, и добавлять новые функции по мере необходимости. Такой подход не только снижает затраты (ведь часть запланированного почти наверняка окажется ненужной), но и позволяет распределить по времени.
Если вы понимаете и примете это к сведению, то сэкономите время, нервы и деньги.
Делать сразу всё, что только придет в голову — ошибка. Получится дороже в разработке, займет больше времени. К тому же легко может получиться, что часть заложенного изначально функционала вам или не пригодится, или не окупится, или будет требовать доработки под ваши задачи, после того как вы поработаете с магазином и получите практический опыт.
Количество функционала, даже качественно реализованного, когда оно превышает некий разумный предел, перерастает в ухудшение качества всего проекта.
Как определить, что делать сразу, а что отложить на потом?
Чтобы ответить на этот вопрос можно пусть примерно прикинуть, сколько фича стоит, как долго будет разрабатываться и как скоро окупится.
Например, вы хотите реализовать автоматический кросспостинг в три соцсети: ВКонтакте, Одноклассники и Facebook. Предположим, что новости, статьи или новинки товаров в вашем интернет-магазине бывают не чаще 1 раза в месяц. Стоит ли автоматизировать размещение в соцсетях, если в месяц на такую работу будет уходить примерно 1-2 часа? Себестоимость такой автоматизации — низкая (2-4 тыс. руб. + 350 руб./мес. абонентка), использоваться точно будет, окупится уже через 3-4 месяца (просто за счет снижения объема работы менеджера). Поэтому есть смысл внедрять сразу.
И примерно так думаем про каждую фичу. Стоимость вам рассчитают в студии, где вы заказали разработку сайта.
Но как всегда, не так все просто. Каждая фича в отдельности может выглядеть вполне целесообразно. Но когда таких целесообразных фич набирается много, сроки и бюджет проекта раздуваются.
Если у вас именно так — выстраивайте ваши хотелки по приоритету. Сначала такие, без которых никак нельзя, следом те, без которых сложно, но можно, и последними те, без которых все хорошо, но просто интересно, что будет, если их внедрить.
Как уже все поняли, на первом этапе, чтобы не откладывать запуск, делаем только то, без чего никак нельзя. Все остальное записываем в файл, который называем «План развития». Сохраняем и постепенно внедряем. Уверен, что этот файл у вас будет меняться много раз. Существенная часть пунктов будет вычеркнута, новые добавлены, часть откорректирована.
Согласитесь, лучше, когда это происходит внутри вашего чек-листа, а не на разрабатываемом сайте, где каждый чих стоит денег и отдаляет старт продаж.
Накопительные скидки, бонусные программы, сложные системы акций, внутренний счет покупателя у вас в магазина — все, что есть у крупных интернет-магазинов на старте, вам не критически важно. Начните продавать, а уже после внедряйте программу лояльности и систему скидок. Пока у вас 3 клиента в неделю, необязательно это автоматизировать.
Придумать кучу маркетинговых ходов, сложную программу лояльности, навороченную систему скидок, одно описание которой занимает страницу, а потом оплатить разработку всего этого — рискованно. Велика вероятность, что все это добро в дальнейшем потребует доработок или совсем не пригодится.
Также вам не нужна масса возможностей для пользователя в личном кабинете. Достаточно минимального джентльменского набора — видеть свои заказы и оплачивать их.
Что точно нужно в интернет-магазине?
Необходимо только то, от чего напрямую зависят продажи. Оплата банковскими картами, расчет стоимости доставки — нужны сразу. Неплохо, когда сразу реализована автоматическая отправка покупателю е-мейла и смс-сообщения о том, что его заказ принят, и менеджер перезвонит в течение 10 минут, чтобы ответить на вопросы.
Если у вас учет товаров ведется в 1С и каталог товаров достаточно большой, то синхронизацию 1С и сайта нужно закладывать сразу. Без нее не получится показывать актуальное наличие товаров в интернет-магазине, а это повлечет много сложностей и проблем.
Чтобы было кому продавать, вам на сайте нужны посетители. Есть много платных способов получить посетителей. Но хорошо, когда часть трафика бесплатная. Поэтому не стоит на этапе разработки экономить на оптимизации сайта. Нужно как минимум в технической части сделать по SEO все правильно.
Уже сейчас на многих проектах я вижу 30-40-50% посетителей с моб. устройств (смартфоны и планшеты). Нельзя игнорировать такой процент посетителей.
Хуже, чем отсутствие адаптивного дизайна, может быть только разработка его по остаточному принципу — поисковики требуют, ну ОК, вот вам «адаптивчег».
С поиска на адаптивную версию будут приходить люди, а не роботы. Они будут попадать на неудобную адаптивную версию магазина и уходить. Результаты этого вы сможете видеть в Я.Метрике как более высокий процент отказов, меньшую глубину просмотров и конечно, меньшую конверсию у пользователей, пришедших с мобильных устройств. Чтобы такого не было, работе над адаптивным дизайном нужно уделять не меньше внимания, чем десктопной версии сайта.
До и после, найдите отличия.
Что еще влияет на продажи? Контент! Фотографии, описание товара, характеристики. К слову, контент влияет и на SEO.
Обычно клиенты уделяют мало внимания текстам и изображениям на своем сайте, но много — фишкам, которые подсмотрели в других магазинах. Это неправильная последовательность.
Контент продает, а фишки ему помогают. Не наоборот.
С контентом дело обстоит так же, как с мобильной вариантом адаптивного дизайна. Нужно понимать, что он делается для пользователей. Если его затачивать для поисковых систем, заботясь об уникальности больше, чем о смысле — хорошего будет мало.
Выводы
Не нужно пытаться внедрять в интернет-магазине все идеи и фишки, что вы придумали или смогли найти. Сосредоточьтесь на главном, постарайтесь быстрее запустить магазин и начать продавать. Делайте в первую очередь только то, без чего нельзя. Что это будет — каждый решает сам. Не зная конкретики, можно давать только самые общие советы, поскольку многое зависит от размера магазина, тематики, бизнес-процессов.
Но есть универсальный совет — поэтапное внедрение. Сначала начните работать, а потом развивайте.
Даже если бюджет позволяет и вы заложили массу приятных мелочей сверх основного функционала, постарайтесь продумать поэтапный запуск. Чтобы то, без чего магазин может работать, доделывать уже на следующих этапах, когда магазин работает, продает, индексируется поисковиками.
Запускаться только когда все до последнего пикселя готово и отполировано — это чаще всего пустая трата времени.
Все сказанное выше о поэтапности запуска, приоритетах, быстром старте — не значит, что можно подойти к вопросу наплевательски и назвать это «быстрый старт» или «тестирование ниши». Такой подход может быть причиной провала магазина.
Статья оформлена кадрами из фильма «Fanny face» с участием неподражаемой Одри Хепберн.