Каким должен быть сайт музея?

Выборгский замок Разработка сайтов

Сайт для Выборгского музея-заповедника: как делать интересные и полезные проекты с небольшим бюджетом.


 

Сайт от контента

  • Команда: менеджер, проектировщик, копирайтер, редактор, корректор.
  • Начало: апрель 2016 года.
  • Срок: 7 месяцев.
  • Темп: с перерывами.
  • Объем: 40 страниц.
  • Сайт: http://vyborgmuseum.org/

Выборгский замок — единственный сохранившийся средневековый замок в России, главная достопримечательность Выборга. Не просто музей, скорее — сердце города, центр культурной и всякой вообще жизни. Тут все время что-то происходит — не средневековый фестиваль, так музыкальный, не рыцарский турнир, так регата, не что-то театральное, так что-нибудь спортивное. И хотя в Выборге и другого интересного немало, туристы приезжают в город в первую очередь ради замка.

В конце 2015 года музей «Выборгский замок» реорганизовали. Раньше он подчинялся комитету по культуре Ленинградской области, а сейчас вошел в состав «Выборгского объединенного музея-заповедника». Новый музей объединил замок, средневековые памятники в Выборге (ратуша, средневековые дома и т.д.), а также заповедник Ялкала в Ильичево. И новому музею нужен новый сайт.

А еще замок — и другие исторические здания «объединенного музея» — наконец начинают восстанавливать. И про реставрацию обязательно надо рассказывать, потому что это больной вопрос для жителей Выборга и главное дело для новой дирекции.

plusminus-vyborg

Со всеми плюсами и минусами задача вполне укладывалась в типовой план продукта «сайт от контента», который мы обычно разворачиваем на WordPress. В общих чертах план выглядит так.

  1. Понять, какая информация должна быть на сайте.
  2. Подготовить контент: тексты, фото.
  3. Установить WordPress и выбрать тему.
  4. Упаковать контент с учетом возможностей и ограничений этой темы.

Аналитика

Что важно посетителям сайта музея?

Ответ более-менее очевиден. Часы работы, анонсы выставок, описание достопримечательностей. Что важнее? Тут уже сложнее. Мы посмотрели зарубежные исследования и увидели, например, следующее. Каждый второй посетитель музейных сайтов хочет «спланировать поездку», а каждый пятый пришел без внятной цели.

Источник картинки: www.intk.com/en/ideas/visitor-motivation-in-online-museum-audiences Источник картинки: www.intk.com/en/ideas/visitor-motivation-in-online-museum-audiences

Информация про планирование поездки — самое важное. Это не единственная ценная мысль, которую мы вынесли из изучения статей. Вы можете скачать список тезисов, от которых мы отталкивались, продумывая общую концепцию.

[ссылка на скачивание]

Тут нужно небольшое пояснение. Например, есть глобальный тренд: музейные коллекции становятся доступными онлайн. Но это — огромный объем работы, не вписывающийся в рамки нашего проекта. Поэтому нам пришлось вернуться в реальность: в первую очередь — помочь посетителям спланировать поездку, все остальное — факультативно.

Что важно посетителям Выборгского замка?

Про это нам рассказал заказчик. Посетители звонят и задают конкретные вопросы, а общими впечатлениями и пожеланиями делятся в группе музея во «ВКонтакте». Да, у музея образцово-показательное представительство в этой соцсети, что, конечно, упростило нам жизнь.

viborg_vk

Кстати, если вы надеетесь, что публикация какой бы то ни было информации избавит от одинаковых вопросов, — спешим разочаровать. Спрашивать все равно будут, всегда есть люди, которые предпочитают личное общение.

Как у других?

Мы просмотрели около сотни сайтов — от Эрмитажа и музея Ван Гога до музея деревянной ложки в Нытве и замка в японском самурайском городке Осака.

Если вам тоже интересно, вот шикарная подборка сайтов со всего мира от Исторического факультета МГУ. А вот тут можно скачать ссылки на 18 сайтов замков:

[ссылка на скачивание]

Как никого не забыть?

В информационных проектах вместо описательных портретов пользователей удобно использовать матрицу. У нас получилось двенадцать пользователей.

viborg_matrix

[cкачать матрицу пользователей]

Какая информация у нас уже есть?

Параллельно с изучением пользователей собираем информацию от заказчика: описание программ, стоимость билетов, историческая справка, фото достопримечательностей.

viborg_paper

Как собрать из всего этого сайт?

Прикидываем информационную структуру.

viborg_table

Упрощаем.

viborg_mindmap

Детализируем в объектно-информационной модели.

viborg_oim

Контент и верстка

WordPress позволяет сразу упаковывать контент в более-менее финальном виде, поэтому над формой и содержанием работали параллельно.
Копирайтер отвечал на вопросы пользователей, где-то ориентируясь на собственный опыт, где-то — на материалы заказчика.

viborg_content

Конечно, никому не придет в голову публиковать такую простыню в надежде, что пользователь будет вчитываться.

Это полуфабрикат для проектировщика или верстальщика — информационно насыщенный структурированный документ, по которому создают страницы сайта. Один абзац верстальщик трансформирует в карту, другой сократит до трех пунктов с пиктограммами, а третий — где кратко сформулировано самое важное — скопирует целиком.

Параллельно с текстами мы работали уже непосредственно над сайтом — выбрали тему Vestige Museum, установили, допилили под наши нужды.

viborg_themes

И пошли верстать. Процесс шел нелинейно. Заказчик присылал новые материалы, мы корректировали структуру, предлагали варианты решения той или иной страницы. Что-то делали прямо на сайте, когда нужно было учитывать возможности и ограничения темы, что-то сначала прототипировали, когда требовалось быстро набросать вариант для обсуждения внутри команды или с заказчиком.

viborg_proto

Что получилось

Главная страница сразу отвечает на самые важные вопросы: что, где, когда и сколько денег приготовить. Главное меню — на все остальные.

viborg_main

Если можно упростить жизнь пользователей с помощью стороннего сервиса — нужно это сделать. А иногда просто необходимо. Так, мы вставили на сайт расписание автобусов и электричек.

viborg_bybus

Если можно дать ссылку на сайт, где пользователь легко решит свою задачу, — нужно дать.

viborg_bab

Важный момент: не стоит размещать на сайте готовое расписание или список гостиниц в надежде, что кто-то будет своевременно обновлять данные. Чаще всего такие сведения вначале просто устаревают, потом мумифицируются…

Мы находили потрясающие артефакты былых времен на действующих сайтах: «актуальное» расписание автобуса, который лет пять как отменен, настоятельный совет посетить кафе, закрывшееся в прошлом веке. Еще поискать — так и новейшее расписание драккаров на Wiborgs slott найдется.

В общем, не делайте так. Пользователи спасибо не скажут.


Рассказали, чем можно заняться в музее. Вот тут, кстати, было просто необходимо съездить, посмотреть, послушать и руками потрогать. Потому что вводные вводными, но с чужих слов писать всегда сложнее, чем по личным впечатлениям. Да и поговорить с мастерами или продавцами музейной лавки — бесценно, даже если в финальный текст почти ничего не попадет.

Плиточная верстка страницы — стандартная возможность выбранного нами шаблона.

viborg_todo

Основная информация на страницах активностей вынесена в правый блок.

viborg_clay

Реставрация — первая и главная задача новой дирекции музея. Так что отчитываться просто необходимо — и о намеченном, и о сделанном.

viborg_restoration

И так далее, и тому подобное. Лучше просто посмотреть, что получилось, на сайте.

Результат

Сайт запущен. Планировать поездки с его помощью теперь легко и удобно, но возможностей развиваться еще сколько угодно: создавать более подробные описания экспозиций, выкладывать фото, запускать спецпроекты… Стоп, что-то мы увлеклись.

Результат получился неплохим, и дирекция может переключиться на другие дела. А дел у сотрудников музея, поверьте, хватает. Впрочем, про сайт они тоже не забывают, там уже понемногу появляются новые материалы.

«Работалось с вами очень комфортно. Мы понимали состав работ и ответственность сторон за результат. Общаться было вполне комфортно. Даже когда сменился менеджер проекта, мы не почувствовали проблем.

Вашу компанию описывали нам как тех людей, которые хорошо пишут технические задания, и мы убедились в этом на собственном опыте. Мы вполне довольны процессом и результатом.

Совершенно уверенно можем рекомендовать “Собаку Павлову” в тех случаях, когда заказчик не работает в сфере IT, не имел опыта работы по созданию сайтов».

Владимир Цой, директор музея

Смысл

  • Смысл раз, банальный. Работать с тем, что любишь, — как мы любим Выборгский замок — нелегко, но очень приятно.
  • Смысл два, товарно-денежный. Скромный бюджет — не повод для рыданий. Да, иногда хочется сделать все «как в лучших домах Парижа», чтоб и онлайн-экспозиция, и прогулки интерактивные… Но и минимум миниморум можно сделать хорошо, внятно и для людей.
  • Смысл три, человековедческий. Если нельзя сделать все и сразу, нужно найти главные вопросы и ответить на них. Туристам рассказать, как доехать, как пройти и чем заняться. Горожанам — когда отремонтируют Олафа, когда Цехгаузы и спасут ли Часовую башню.
  • Смысл четыре, зловещий. Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от готовых расписаний автобусов.

Подпишитесь на рассылку новостей. Никакого спама!

Оцените статью
Поделитесь статьей с друзьями
madcats.ru
X