Юзабилити воспринимается как что-то цельное. Но на самом деле, даже в ходе самого рядового рутинного процесса пользователь решает очень много мелких задач, каждая из которых отнимает чуточку его внимания и времени.
Часто именно эти мелочи становятся причиной того, что даже идеально отрисованными вполне продуманным с виду сайтом невозможно пользоваться без крепкого словца и порции бодрящей ненависти.
Чтобы избежать появления этих проблем, и нужно составлять профили задач для каждого пользовательского сценария.
Что это такое?
Профиль задачи — это комплексное формализованное описание процесса взаимодействия пользователя с сайтом на определенном этапе.
Как карточки товара в интернет-магазине — только применительно к пользовательским задачам, для каждой из которых мы анализируем и описываем три характеристики.
- Частота. Сколько раз пользователь выполняет задачу. Чем выше показатель частоты — тем приоритетнее профиль и тем больше внимания нужно уделить работе с ним.
- Состав. Проработка сценария взаимодействия и раскладка задачи на мелкие подзадачи.
- Сложность. Комплексный показатель, который формируется на основе балльной оценки подзадач состава.
Как составить?
А теперь — к практике. Составим профиль для несложной и понятной задачи — регистрации пользователя на сайте.
Возьмем обычную форму и на ее примере рассмотрим, как все происходит:
Частота
- Заполнить форму.
- Подтвердить e-mail.
- Войти на сайт.
Задача разделяется на три подзадачи. Но все не так просто, потому что каждая из них распадается на еще более мелкие части.
Заполнить форму:
- Локализовать поле Имя.
- Навести курсор на поле Имя.
- Заполнить поле Имя.
- Локализовать поле Фамилия.
- Навести курсор на поле Фамилия.
- Заполнить поле Фамилия.
- Локализовать поле Логин.
- Навести курсор на поле Логин.
- Заполнить поле Логин.
- Локализовать поле Пароль.
- Навести курсор на поле Пароль.
- Заполнить поле Пароль.
- Локализовать поле Подтверждение пароля.
- Навести курсор на поле Подтверждение пароля.
- Заполнить поле Подтверждение пароля.
- Локализовать поле Электронная почта.
- Навести курсор на поле Электронная почта.
- Заполнить поле Электронная почта.
- Локализовать кнопку Зарегистрироваться.
- Навести курсор на кнопку Зарегистрироваться.
- Нажать кнопку Зарегистрироваться.
6 полей и одна кнопка = 21 действие пользователя. А ведь это только начало.
Подтвердить e-mail
- Перейти в почту.
- Локализовать письмо подтверждения регистрации.
- Навести курсор на письмо.
- Открыть письмо.
- Локализовать ссылку на подтверждение регистрации.
- Навести курсор на ссылку.
- Кликнуть по ссылке.
Еще 7 действий буквально на пустом месте.
Войти на сайтa
- Перейти на страницу авторизации
- Локализовать поле Логин.
- Навести курсор на поле Логин.
- Ввести логин.
- Локализовать поле Пароль.
- Навести курсор на поле Пароль.
- Ввести пароль.
- Локализовать чекбокс Запомнить меня на этом компьютере.
- Навести курсор на чекбокс.
- Поставить отметку в чекбоксе.
- Локализовать кнопку Войти.
- Навести курсор на кнопку.
- Кликнуть на кнопку.
Еще 13 действий, чтобы войти на сайт.
В общем, регистрация на сайте с такой формой и подтверждением емейла требует 41 действия от пользователя. Сорок одного!
Сложность
Каждой подзадаче присваивается балл. Обычно это 0.1 для мелких операций, но если пользователю в ходе выполнения задачи нужно переходить в другую вкладку или окно — то каждый переход добавляет 1 балл. Сложность рассчитывается как сумма баллов. Для каждой задачи расчет сложности начинается с 1. Если итоговый балл является числом дробным — округляем до ближайшего целого по правилам математики.
Заполнить форму: 1 + (21 * 0.1) = 3.1 (Сложность подзадачи — 3)
Подтвердить e-mail: 1 (из-за перехода во вкладку с почтой) + (6 * 0,1) = 1.7 (Сложность подзадачи — 2)
Войти на сайт: 1 (переход по ссылке из письма) + (12 * 0,1) = 2.2 (Сложность подзадачи — 2)
Сложность задачи Регистрация на сайте: 3 + 2 + 2 = 7
Когда мы определили частоту, разложили задачу на составляющие и подсчитали сложность — можно скомплектовать профили для подзадач и задачи.
Профили задачи и подзадач
Задача:
Подзадача 1:
Подзадача 2:
Подзадача 3:
Так как без регистрации и последующей авторизации пользователь в нашем случае не может нормально пользоваться сайтом — всем подзадачам и общей задаче мы присвоили высокий приоритет. Еще одна причина для этого — пользователи могут отсеиваться на этапе регистрации из-за усложненной формы или попадания писем в спам, что автоматически ведет к практически 100% потере клиента.
Внешний вид профиля задачи может отличаться в зависимости от особенностей проекта, целей исследования и эстетических предпочтений тестера. Вот пример оформления карточки от коллег и США:
Как использовать профили задач?
Теперь самое интересное. Когда у нас есть профиль задачи — мы можем заняться оптимизацией пользовательских сценариев.
В нашем случае очевидно, что 41 шаг — это слишком много для такой простой, хотя и важной задачи, как регистрация пользователя на сайте.
Что же делать?
Шаг 1: сократить количество переходов между вкладками
Так ли нужно нам требовать обязательное подтверждение с последующим логином? Ведь проще сразу перенаправить пользователя в кабинет, а регистрационный данные выслать на почту.
Решение — убираем Подтвердить e-mail и Войти на сайт.
Результат — сложность задачи упала до 3, а количество необходимых для регистрации действий сократилось до 21 (почти вполовину!).
Шаг 2: сокращаем количество действий в подзадаче Заполнить форму
Каждое поле — это три действия для пользователя. Если сократить количество полей — можно существенно упростить этот этап для потенциального клиента.
Решение — убрать все лишнее и оставить только поле для ввода электронной почты и кнопку регистрации. Почта будет логином, а временный пароль можно выслать в письме. Имя, фамилия, адрес и другие данные легко добавляются через личный кабинет. Пользователь может сделать это в любое другое время.
Результат — теперь наша задача состоит из следующих этапов:
- Локализовать поле E-mail.
- Навести курсор на поле.
- Заполнить поле.
- Локализовать кнопку Зарегистрироваться.
- Навести курсор на кнопку.
- Нажать кнопку.
Сложность задачи – 2 (округленная сумма 1+ (6 * 0.1) ).
6 шагов и сложность 2 вместо первоначальных 41 и 7, соответственно. Но это еще не предел. Если мы автоматически поставим курсор в поле ввода электронной почты — то выпадет еще один этап. И хотя на оценке сложности это не скажется из-за округления — пользователю будет еще проще и удобнее выполнить эту задачу.
Общие выводы и примеры
Профиль задачи дает нам объективную информацию и показывает направления для оптимизации пользовательских сценариев. В нашем примере изначально был 41 этап, а общая сложность достигала 7 баллов. В несколько простых шагов мы смогли уменьшить количество этапов до 5, а сложность — до 2 баллов.
По этому принципу мы проектировали форму регистрации в AskUsers:
Есть и альтернативный вариант — регистрация при помощи социальных сетей.
Важно понимать, что профили задач — это прикладной инструмент, который позволяет находить пути для оптимизации пользовательских сценариев и улучшения юзабилити сайта.
Подводя итоги
- Составление профилей задач — простой и действенный способ находить пути для оптимизации и улучшения сайта.
- Профили задач дают объективную информацию для анализа юзабилити проекта.
- Составление профилей задач для всех пользовательских сценариев дает возможность многократно улучшить взаимодействие с пользователям в рамках каждого сценария.
- Возможно составление профилей как отдельных, так и взаимосвязанных, созависимых задач.
А вы используете профили задач для улучшения своего проекта? Или все еще делаете все на глазок?