Эра искусственного интеллекта: Сергей Цыпцын о компьютерной графике и не только в интервью для канала «Точка G»

Точка G
Пофилософствуем немного?

Сегодня у нас несколько необычный формат. Гость канала «Точка G» Сергей Цыпцын, директор и продюсер конференции CG EVENT, автор книги «Понимая MAYA» и просто неординарный человек, в интервью и ролике с ответами на вопросы зрителей рассказал о компьютерной графике, веб-дизайне и искусственном интеллекте (ИИ) не с точки зрения бизнесмена, а с позиции исследователя. Мы не будем углубляться в дебри подсчетов прибыли и анализ предпринимательства, а порассуждаем о современных технологиях, разнице между человеком и машиной, будущем, которое ждет IT-индустрию с внедрением ИИ. 

Немного о проекте Сергея

CG EVENT – самое крупное сообщество по компьютерной графике в СНГ в русскоязычной среде. 

Первая одноименная конференция прошла в 2006 году, с тех пор она проводится несколько раз в год в разных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Вильнюсе. На ней собираются люди, интересующиеся всем, что касается компьютерной графики, владельцы бизнеса, HR-менеджеры, геймеры и пр. Кто-то приходит поделиться своим опытом, кто-то – набраться его, другие – в поисках клиентов или исполнителей. 

Популярность мероприятия обусловлена тем, что оно уникально в своем роде, аналогов ему просто нет. По словам Сергея, компьютерная графика – очень узкое направление, а потому найти или организовать событие, сравнимое по масштабу и вовлеченности с CG EVENT, не так легко. 

У меня не В2В, не В2С, у меня один баскет, и все в нем варятся.

В организации и проведении конференции Сергею помогает партнер, который взял на себя все операционные процессы. Он отвечает за логистику, пожарную безопасность, финансовую составляющую, охрану и пр. Сам же Сергей общается с партнерами и спонсорами, занимается маркетингом, пиаром. 

Бизнесмен с одним проектом

На фоне растущего интереса к серийному предпринимательству (вовлечение одновременно в несколько бизнес-идей) полная самоотдача одному проекту выглядит немного странно. Однако Сергей действительно живет конференцией и даже черпает из нее энергию. Он не считает себя хорошим предпринимателем, но видит своей задачей объединение людей, что у него с успехом получается в рамках CG EVENT. Море позитива и благодарности от участников и гостей – главные мотиваторы и источники вдохновения для каждого следующего мероприятия. 

Заработок конференции 

Модель такова: ивент должен окупиться на билетах, а дополнительные поступления – спонсорские – это уже прибыль. Для спонсоров нет фиксированной цены, Сергей принимает решение в процессе живого общения с человеком. Больше всего вдохновляет сотрудничество с людьми, готовыми к творчеству, реализации новых идей и непривычных форматов. Те, кто пытается работать в пределах строгих рамок и стандартных решений, вряд ли заинтересуют Сергея. 

Драйвер конференции: «Понимая MAYA»

MAYA – редактор трехмерной графики, который используется для создания графики движения, анимации, персонажей, виртуальной реальности в игровой индустрии, кино и телевидении. 

Программа достаточно сложная, она рассчитана на профессиональное, а не любительское использование. Сергей много лет читал курсы по ней, а после рождения сына написал книгу. Здесь история классическая: с появлением ребенка ощутил острую нехватку денег и решил монетизировать свои знания и опыт. 

«Понимая MAYA» в профессиональной среде называют лучшей книгой всех времен. Вот лишь одно из описаний: 

Ключевое отличие книги Сергея от другой литературы о программном обеспечении – по ней до сих пор можно учиться, несмотря на выходы новых версий, изменения интерфейсов и прочие нововведения. Ее можно назвать своеобразной библией по компьютерной графике, она действительно уникальная в своем роде, так как информация не устаревает с течением времени. 

В чем еще заключается ценность «Понимая MAYA»? Она сыграла важную роль в построении личного бренда Сергея, а также послужила драйвером конференции. После публикации люди приходили не просто на мероприятие, но и познакомиться с автором бестселлера. Книга стала трудом, который до сих пор приносит дивиденды в плане известности и продвижения. Она давно есть в бесплатном доступе (сам Сергей ее и выложил), хотя изначально стоила довольно дорого – примерно 2000 рублей. 

О компьютерной графике и предпринимательстве 

В большинстве случаев люди, занятые в сфере веб-дизайна и графики, – не бизнесмены по своей сути. Это творческие личности, часто – интроверты, которые старательно делают работу и предпочитают, чтобы их не трогали в процессе. 

У нас очень много талантливых людей, но у них запроса нет на предпринимательство, им хочется красивые картинки делать.  

Создание собственной компании и управление ею предполагает гибкость характера, умение общаться с разными людьми и преподносить себя, строить собственный бренд. Все, кто владеет этими качествами, становятся успешными и состоятельными. 

Компьютерная графика – относительно молодая и низкооплачиваемая ниша, но и здесь можно зарабатывать. Что для этого нужно: 

  • хорошо делать свою работу и действительно ее любить;
  • иметь вкус;
  • соблюдать сроки;
  • уметь общаться с заказчиками. 

ИИ: что это такое и заменит ли человека в области графики? 

Под искусственным интеллектом сейчас в основном подразумевают нейронные сети – системы соединенных и взаимодействующих между собой простых процессоров (искусственных нейронов). Главное отличие от традиционных алгоритмов – нейросети (НС) не программируются, а обучаются. 

Сергей рассматривает НС как моделирование работы мозга. Особый интерес представляют генеративные сети, которые учатся генерировать определенные объекты. Они используются для разных задач – от создания пугающих картинок до поиска лекарств от рака. 

Один из самых дискуссионных вопросов в этой сфере: в чем разница между искусственным и естественным интеллектом? Если не вдаваться в метафизику, то ее просто нет. Очень условно очертим, как работает человеческий мозг: он потребляет информацию (набирает опыт), перерабатывает ее и на основе этого может выдать что-то новое. Функционирование ИИ аналогичное, разница лишь в том, что вводные данные обычно задает человек. 

Это же касается творчества. Есть мнение, что машины могут заменить все, кроме него. Но так ли это на самом деле? Нейросети, работая по принципу человеческого мозга, уже умеют делать графический контент. Вы можете возразить, что в таких творениях нет эмоций, заложенных художником. Однако знаем ли мы наверняка, какие мысли выражал автор конкретной картиной? Мы можем лишь пропустить ее через призму собственного восприятия и опыт, а наши эмоции могут радикально отличаться от заложенных художником. Соответственно, картина, созданная машиной, найдет в нашей душе такой же по интенсивности отклик, как и творение живого человека. 

По словам Сергея, задача генерации идей пока все же лежит на людях. ИИ – только помощник в этом, однако важно правильно научиться использовать его возможности. 

Искусственный интеллект – это хорошо или плохо?

Искусственный интеллект – зеркало естественного интеллекта.

ИИ – это отражение всего того, что есть в самих людях, он способен показать, как мы выглядим со стороны. Сергей привел два простых примера: 

  • Нейросеть Google. Поначалу она распознавала всех афроамериканцев как горилл. Адекватно настроить алгоритм не удалось, а потому от разработки отказались. 
  • Amazon применял нейросеть при наборе людей на работу. Выяснилось, что ИИ повел себя в точности, как естественный интеллект, то есть тоже был сексистом, расистом, «унаследовал» все остальные несовершенства человеческого восприятия. 

Нейронные сети создают люди по образу и подобию своему. Поэтому вешать на них ярлыки и давать оценку «хорошо» либо «плохо» как минимум глупо. 

Заменит ли робот человека? 

Об автоматизации в разных сферах сейчас говорят все, как и высказывают опасения по поводу глобальной безработицы и захвата мира роботами. В среде компьютерной графики тоже есть свои страхи. Однако переживать стоит только тем, кто выполняет рутинную работу. Сергей убежден, что генеративные сети будут создавать много шаблонов, из-за чего появится большой выбор готовых решений, на них уже не нужно будет тратить время. Прототипирование упростят и автоматизируют под конкретный запрос, а под него система предложит вариант. 

Рисовать шапку никто не будет. То, что можно проанализировать и сгенерить, будет проанализировано и сгенерено.

Другое дело – автоматизация анимации персонажей. Об этом говорят уже лет 30, но компьютеры все еще не научились так делать, хотя аниматорам сильно облегчили жизнь софтом. 

Анимация персонажей кино – до сих пор ручной труд. Я не вижу, когда фильмы уровня Pixar будут полностью генерироваться с помощью автоматизации.

Чтобы меньше конкурировать с нейросетями, Сергей советует делать уклон на все, что связано с работой руками: написание сценариев, прямая склейка и монтаж, а также рисовать как можно больше и изучать чужие работы. 

Надо делать то, что нейросети не умеют.

В некотором смысле это гонка интеллектов, и нельзя однозначно сказать, плохая она или хорошая. Из положительных моментов: ИИ становится мотиватором для дальнейшего развития человека, он заставляет нас изучать что-то новое. 

По словам Сергея, в ближайшие 5-10 лет творческому человеку, чтобы быть «на плаву», нужна осознанность, умение слушать себя, понимать свои истинные желания и вести диалог с собой. Только в этом случае получится успешная самореализация даже в условиях конкуренции с ИИ. 

Об образовании и выборе профессии

Сергей вырос по старой парадигме: школа, институт, работа по специальности. У других поколений этого уже нет почти, но сама образовательная система не изменилась. Она была заложена в послевоенное время, когда остро стояла необходимость восстановления. Сейчас же все иначе. Все большее количество людей получают второе образование ближе к 30 годам, когда они поработали по профессии и поняли, что хотят заниматься чем-то совсем другим. Так стоит ли в 17 лет обязательно нести документы в институт, чтобы потом сказать «это не мое»? Может, лучше сначала поработать, попутешествовать, осознать себя в мире, понять, что близко, а уже потом приобретать профессию и строить образование под свои потребности? 

Что касается компьютерной графики, этому нельзя научиться в институте. Таких направлений и программ нет. Если вы технарь, можно закончить пару курсов для получения базы по математике и структурному мышлению. Если нет, лучше приобретать навыки на практике: рисуйте сами и смотрите, как это делают другие, работайте руками и развивайте фантазию. 

Снизило ли развитие технологий порог входа в ЗD, моушн и графику?

Безусловно, да. Ранее эта индустрия была окружена своеобразным ореолом загадочности, секретности, ПО разрабатывалось для крупных студий и было дорогим. Сейчас мы наблюдаем демократизацию, выпуск софта, ориентированного на не очень опытных пользователей, то есть широких народных масс. Поэтому в нише CG становится все больше фрилансеров – доступность программного обеспечения увеличила интерес к индустрии и привлекла людей. 

Но на этом фоне появилась другая проблема: много фрилансеров, которые делают не очень качественный контент и, соответственно, мало получают. Есть и успешные примеры, когда приходят хорошие заказы с высокой оплатой. Чтобы быть таким специалистом, надо развивать профессиональные навыки, коммуникацию, искать гармонию с миром – иначе говоря, начинать с себя. 

О технологии Deep Fake

Deep Fake – метод синтезирования изображения искусственным интеллектом, при котором одна часть алгоритма анализирует, изучает и копирует картинку, пока вторая не перестанет различать копию и оригинал. 

Технология широко известна по скандальным роликам с «участием» знаменитостей и политиков. В видео различного содержания с помощью соответствующего ПО добавляли лица актеров, что вызывало бурное обсуждение и негодование в сети. На первый взгляд кажется, что ничего хорошего технология не несет. Однако она же была использована в Музее Сальвадора Дали на выставке в честь 115 лет со дня его рождения. С помощью Deep Fake создали прототип художника, который общался с посетителями, делал с ними селфи и рассказывал о картинах. 

Как видим, все зависит от того, с какой целью использовать технологию. 

По мнению Сергея, Deep Fake – это не технологическая, а этическая, правовая проблема. Если брать чужую фотографию без предварительного разрешения, это однозначно плохо. Однако, когда вы хотите использовать изображение живого человека в своем контенте с благой целью, кто мешает сначала получить одобрение? 

Наш мир – симуляция? 

Говоря об искусственном интеллекте и высоких технологиях, нельзя обойти вниманием популярную гипотезу о нашем мире. Есть мнение, что это симуляция игры, замкнутая система, все люди в нем – персонажи, которые управляются кем-то снаружи. Сергей считает, что слишком задумываться о такой теории нет смысла. 

Задача – быть счастливым внутри этой системы.

Если это действительно симуляция, мы ничего не сможем изменить, так как не найдем выход. Чтобы попытаться отыскать ответ, стоит идти в противоположном направлении, внутрь, познавать себя. 

Комментарий Котиков. Это достаточно сложный, даже философский вопрос. Возможно, сторонники гипотезы симуляции – люди, которые не верят в богов, но не способные полностью принять ответственность за свою жизнь и поступки на себя. Ведь «моего персонажа так прописали» звучит круче, чем «я сам виноват» или «на все воля божья», не так ли? 

В целом тема ИИ и связанных с ним технологий довольно объемная, и Котики к ней, скорее всего, еще вернутся. Ведь охватить все в рамках одной статьи просто невозможно.

А что вы думаете по поводу искусственного интеллекта, симуляции и автоматизации в разных отраслях? Пишите в комментариях, обсудим! 

Интервью:

Ответы на вопросы:

Подпишитесь на рассылку новостей. Никакого спама!

Оцените статью
Поделитесь статьей с друзьями
madcats.ru
X