Об инвестициях и миллионах: Максим Слободянюк о своих проектах для «Точки G»

Точка G
Продолжаем тему индустрии GameDev на примере холдинга Nika Tech Family.

Серийное предпринимательство и инвестирование – достаточно противоречивые сферы деятельности, ведь одни считают их успешными и перспективными, а вторые – пустой тратой времени. Истина, как всегда, где-то посередине, но в этой статье мы остановимся на положительных моментах такого бизнеса. О том, во что инвестировать, как выбирать стартапы и развиваться в профессиональном плане, в интервью для «Точки G» рассказывает Максим Слободянюк, сооснователь холдинга Nika Tech Family, занимающегося разработкой и издательством компьютерных игр в международном масштабе.

Немного предыстории

В 2006 году Максим основал в Луганске iLogos – гейминговую компанию, которая на условиях аутсорсинга работала с большими брендами: National Geographic, Disney, Sony, Electronic Arts, Rovio. Позже занимался компаниями Trionika, Nika Entertaiment, TeamFusion и пр. В 2016 году бизнес из разрозненных фирм перерос в крупный холдинг. Сейчас в Nika Tech Family входят:

  • iLogos Game Studios;
  • Trionika;
  • Nika Entertaiment;
  • TeamFusion;
  • iLogos Development;
  • BeLive;
  • PitcherVideo;
  • Z Beauty Clinic;
  • Smartiway.

Аутсорсинг или продукт?

Разница в том, что при аутсорсинговой модели деятельности вы работаете с чужим продуктом, а при продуктовой – со своим. Максим же при выборе бизнеса для инвестирования руководствуется EBITDA Margin – процентом от выручки, который компания сохраняет до вычета процентов, налогов и амортизации.

Потому что мне не интересен продукт, который имеет 100 млн игроков, я в него не буду инвестировать, если игроки не готовы платить за его ценность.

Мораль: важно не количество, а качество. Если, например, игра насколько крутая, что ее готовы покупать, вполне можно инвестировать в этот проект. Если же люди играют только в бесплатные версии, то нет смысла заниматься продуктом даже при огромном количестве пользователей.

Как заработать большие деньги?

Максиму поднять хорошую сумму помог неудачный опыт. Изначально заработок был на уровне обычной веб-студии, в команде – 16 человек. Однажды один крупный клиент не заплатил, и выдавать зарплату сотрудникам пришлось компьютерами и стульями.

Этот кейс подстегнул к переходу на обучение двойного цикла, или double-loop learning – изменение целей либо правил принятия решения на основе приобретенного опыта. Под «умной» формулировкой скрывается простое «учиться на своих ошибках». Ведь когда что-то идет не так, глупо действовать по заранее заданному алгоритму, необходимо корректировать стратегию с учетом новых обстоятельств.

Но, кроме грамотного подхода к организации бизнеса, нельзя забывать о некоторой доле везения – она тоже имеет значение. Максим познакомился с парнем, который буквально на коленке сделал flash-игру для социальной сети, и пригласил его на работу. Игра стала популярной, и на ней удалось заработать. Увы, эпоха flash подошла к концу, так как он перестает поддерживаться, однако это стало историей, которой можно гордиться.

Еще один секрет хороших заработков от Максима – переход от модели сервис-провайдера к solution-провайдеру. Разница в том, что в первом случае заказчик покупает условно специалистов и их рабочее время, а во втором – готовые решения конкретных бизнес-задач, совершенствование процессов и механик в рамках GameDev для гейминговых компаний.

Пример: выстраивание pipeline (программного конвейера) для art direction, для крупных игроков рынка. Команде Максима уже удалось поработать с ЕА, студией «Дисней» и другими гигантами в нише.

Фишка рабочей модели заключается в накопленном опыте и огромной базе знаний, за счет чего получается продавать не почасовой труд, а проект.

О продуктовой компании Nika Entertainment

Занимаясь iLogos, Максим уже пробовал создавать компьютерные игры на остаточных ресурсах сервисной компании. Однако этот подход изначально был неправильным:

В сервисной среде на остаточных принципах нельзя родить ребенка с душой.

Nika Entertainment была дипломным проектом Максима в «Сколково» и стала весьма результативной за счет того, что выпускала игры, а не занималась аутсорсингом. Именно эта компания положила начало холдингу. Единственное упущение – в свое время команда не обратила достаточно внимания на рынок мобильных игр.

За свое существования Nika Entertainment заработала десятки миллионов долларов, а количество игроков было примерно 60 млн. Достичь такого успеха ребятам помог правильный фокус – на социальных играх и их продвижении в Facebook. Но в один момент эта платформа перестала расти, упал органический трафик. После тщательного анализа бизнеса и перспектив Максим решил сконцентрироваться на новых проектах и инвестициях.

Куда стоит и не стоит вкладывать деньги?

По мнению Максима, если не рассматривать IT, то лучше всего инвестировать в:

  • фондовый рынок;
  • продукты, а не аутсорсинговую деятельность;
  • самого себя.

С последним спорить сложно, инвестиции в себя действительно всегда самые выгодные. Это четко видно на примере Максима. Он закончил учебную программу Executive MBA в школе управления «Сколково» и ни капли не жалеет об этом шаге.

МВА – это не про то, какой у тебя профессор, а то, каким образом ты выполняешь кейсы по вечерам и в какой компании. И компания, в которой ты готов или не готов учиться, – это и есть самое главное в МВА.

Один из наших капиталов – это общение, связи, социальные связи, поэтому как бы нас жизнь ни выводила в смартфоны, мне кажется, обмен энергией по Zoom не такой качественный.

Что касается продуктов, Максим готов инвестировать и в сервисный бизнес, и в продуктовый, главное условие – наличие юнит-экономики, где основным показателем будет не количество установок приложения, а профит.

В классической модели инвестиций самые важные параметры – ликвидность, доходность и риск. Поэтому чем точно не стоит заниматься, так это кредитами.

Я не банк. Это самая непродуктивная, неэффективная инвестиция.

Причина в том, что кредит – это та же норма доходности, а зачастую и намного ниже, высокий риск и низкая ликвидность. К тому же кредиты постоянно не хотят отдавать. Если сравнить с инвестициями в компанию, то там вы вкладываете в то, что в любой момент можете продать на вторичном рынке. С кредитами так не получится, а потому влезать в эту сферу смысла нет.

Кроме того, Максим уже не инвестирует в сами игры, так как считает это венчуром в венчуре.

Венчурные инвестиции – это рискованные вложения в новые компании или проекты с перспективой роста.

По его мнению, игровая компания – сама по себе венчур, игра – тоже, а на ее создание тратятся сотни тысяч долларов. Получается своеобразный венчур в венчуре, так как масштабирование – это создание многих таких игр и приведение их к успеху. Для Максима это слишком рискованная деятельность, он предпочитает инвестиции в профит-бизнес.

Индустрия разработки игр сейчас

Еще 4-5 лет назад можно было сделать игру «на коленке» и неплохо заработать на ней. С учетом развития сферы и появления масштабных онлайн-игр кажется, что эта эпоха осталась позади. Однако сейчас есть новый тренд – гипер-казуальные игры. В них минимум арт-элементов, но зато затягивающий сюжет. С одной стороны, можно заниматься ими, с другой – в продуктовой компании продукт стоит не на первом месте. Главное – аналитика и маркетинг, возможность быстро реагировать на изменения рынка, работать с большими объемами, считать и прогнозировать.

«Черные» схемы инвесторов

Самое плохое, что может сделать инвестор, – это забрать мотивацию. Забрать мотивацию очень легко, забрав больший процент, чем человеку комфортно.

Вся суть инвестирования сводится к тому, что человек финансирует молодую компанию или стартап, а за это получает конкретный процент от прибыли. В этом проценте вся соль. Если инвестор требует больше, чем стартапер готов отдать, со временем пропадает мотивация заниматься своим проектом.

Одна из «черных» схем инвесторов – фиксация годовой выручки. Например, в договоре прописали, что проект должен приносить 60% годовых. Если доходность составляет в два раза меньше, то есть 30%, доля стартапера пропорционально уменьшается, ведь расчет был на 60%. Это настоящий обман, и сейчас инвесторы так почти не делают, но молодым предпринимателям стоит знать о подобных схемах, чтобы не прогореть и не потерять мотивацию развивать бизнес.

Самое важное – выбирать не по фонду, а по репутации.

Вместо вывода: советы Максима начинающим предпринимателям и инвесторам

  • Если раздумываете, куда вложить деньги, выбирайте продукт с ценностью, за которую готовы платить.
  • Когда что-то не получается, практикуйте обучение двойного цикла, пересматривайте стратегии и планы, меняйте алгоритмы для достижения успеха.
  • Продукт всегда стоит дороже, чем рабочие часы специалистов. Помните об этом, выбирая проект.
  • Наращивайте опыт и собственную базу знаний.
  • Аналитика и маркетинг всегда должны быть на первом месте.
  • Три кита для инвестиций – ликвидность, доходность и риск. Принимайте решение только после тщательного анализа этих показателей.
  • Не занимайтесь кредитованием, если только вы не банк.
  • Инвестируйте в себя. Самообразование – лучшее, что можно сделать для собственного успеха.
  • Занимайтесь любимым делом, а не зарабатыванием денег. Идеальная модель – ваше хобби, в которое вы вкладываете душу, а деньги – следствие, приятный бонус.

Заветный миллиард, который все хотят, – это вообще не про деньги. Я хочу миллиард, но я хочу миллиард пользователей своих.

  • При выборе инвестора смотрите на репутацию, а не на сумму, которую он готов дать.
  • При запуске нового бизнеса обязательно определите ключевые метрики эффективности и регулярно их отслеживайте. Если проект не работает, проще закрыть и сфокусироваться на чем-то новом.
  • Боитесь, что вскоре потеряете интерес к бизнесу? Задайте себе вопрос «Зачем?», причем трижды. Так вы придете к истине и поймете, нужно ли вам это.

В моем случае я проверил и понял, что на первое «зачем» не могу найти ответ.

  • Работайте с партнерами. Это хорошая профилактика против потери интереса и возможность ускорить достижение успеха. Если вы найдете людей, которые своими знаниями, опытом и умениями будут вас дополнять, у вас получится гораздо больше и быстрее.

Всегда зарабатывать и терять как минимум веселее вдвоем, втроем.

  • При поиске проектов для инвестиций лучше выбирать не «нулевой» бизнес, а тот, который уже научился зарабатывать какие-то суммы. При должном опыте масштабировать будет легче.

Проще заработать 10 миллионов, когда ты уже заработал миллион.

А как считаете вы? Согласны с утверждениями Максима? Пишите в комментариях.

Подпишитесь на рассылку новостей. Никакого спама!

Оцените статью
Поделитесь статьей с друзьями
madcats.ru
X