Несмотря на определенные кризисные явления (а может, и благодаря им — прим. ред.) сфера медиа привлекает большое количество молодых специалистов — стать журналистами и редакторами стремятся не только студенты журфака, но и дипломированные финансисты, юристы и т. д. Мы расскажем о том, что должен уметь специалист, чтобы получить работу редактором, а также расскажем, как за пару лет серьезно «прокачаться» и получить работу мечты.
Статья состоит из двух потоков: один — рассуждения Александра Лашкова (медиахаб Rockin’Robin), второй — мнение редакции Котиков.
Мнение Котиков: для начала хорошо бы определиться, что мы имеем в виду, говоря о профессии редактора. В нынешних реалиях редактор — это человек, который организует для вас аналог Тинькофф-журнала, точно такого же, но с перламутровыми пуговицами. А если серьезнее — это человек, готовый отвечать за производство и распространение контента. Стоит понимать, что речь не идет о редакторе «настоящих» СМИ. Таких готовят на журфаке. Мы с вами варимся в котле коммерческого контента — и речь именно об этом.
Самое главное: рассчитывать придется только на себя
Одна из основных ошибок начинающих редакторов или тех, кто хочет перейти в сферу медиа из других отраслей — сразу же начинать искать платные курсы от всевозможных гуру и экспертов в журналистике и создании контента.
Делать этого не стоит по одной простой причине — даже в том случае, если на курсе удастся получить стоящие знания (что бывает не всегда), новая информация должна лечь на собственный опыт. Если же вы еще не потратили на написание текстов хотя бы несколько сотен часов чистого времени и не имеете реальных проектов, в которых можно реализовать полученные знания, то платить за такое обучение — просто выбросить деньги на ветер.
Мнение Котиков: утверждение верное. Действительно, не набив собственных шишек, учиться на редактора будет сложновато. И даже оценить уровень курсов, на которых вы захотите поучиться — тоже. Тут главное — не принять за собственный опыт историю сетевого графомана. Пока вы меряете успех количеством лайков от соседей по графоманской палате — вы не растете профессионально. И даже книжка стихов, напечатанная за свой счет, не подготовит вас к редакторским будням.
Поэтому следует начинать с саморазвития. И вот как можно выстроить этот процесс.
Этап первый, необходимый: собственный блог
Работа редактора подразумевает не только лихую работу по увлекательным инфоповодам, но и большой объём рутины. Одна из главных сложностей для начинающих здесь — необходимость писать регулярно и находить для этого темы. «Набить руку» в этом деле помогает ведение собственного блога. Он не обязательно может быть на профессиональную тему, для облегчения процесса можно попробовать писать, к примеру, о своем хобби. Главное — соблюдать регулярность и относиться к этому как к важному этапу обучения.
Работа над блогом позволит не только научиться подбирать темы и регулярно выпускать материалы, но и заниматься продвижением своего контента. От блога, который никто не читает, не будет никакого толку. Поэтому придется изучать возможности по привлечению читателей — возможно, в соцсетях существуют тематические сообщества, где можно поделиться ссылкой, какие-то блог-платформы могут предлагать свои инструменты продвижения, можно попробовать предлагать свои гостевые посты другим блогерам в обмен на ссылку, приглашать лидеров мнений на интервью к себе в блог и т.п. Способов продвижения бесконечное множество, и человек, который хочет работать в сфере медиа, обязан понимать, как работают механики распространения контента.
Когда эта работа даст плоды, и у блога появятся первые читатели, появится и возможность потренироваться в общении с ними. Далеко не все материалы будут собирать восторженные комментарии, это позволит научиться реагировать на критику, отстаивать свое мнение, вносить правки и просто «нарастить» толстую кожу — в будущем это очень пригодится, потому что в «интернете всегда кто-то неправ».
В качестве примера можно привести опыт одного из создателей медиахаба Rockin’Robin, который начал вести собственный блог, собрал в нем небольшую аудиторию, а в ней был и первый клиент нашей будущей компании. Подробнее эта история описана здесь.
Мнение Котиков: развитие блога может решить вашу судьбу — почти независимо от вашего желания. Иногда из блога вырастает медиахаб, как сказано выше, а иногда — монетизаторский контент-проект, а то и целая сетка проектов. Однажды вы посмотрите на статистику посещаемости и вдруг осознаете, что поймали волну. Поставите рекламу, почитаете про РСЯ, SEO, арбитраж — и понесется. Это тоже путь. Не редакторский, но вполне прибыльный.
На этой станции желающие зарабатывать блогом могут сойти, дальше читать не нужно.
Работа в нишевых СМИ
Несмотря на то, что состояние в российской медиаотрасли принято описывать словом «кризис», существует большое количество новых медиа, которые остро нуждаются в авторах. Стоит отправить ссылки на свой блог главным редакторам таких СМИ — с большой долей вероятности кто-то из них предложит такому соискателю работу. Получать много денег в таких СМИ не получится, но можно получить бесценный опыт.
Работа в СМИ позволит молодому специалисту освоить ключевые навыки, которыми должен обладать любой редактор:
- поиск новостей и фактчекинг;
- создание кликабельных заголовков;
- подбор иллюстраций к материалам;
- сбор и адаптация комментариев экспертов;
- проведение интервью;
- и т.п.
Как правило, аудитория даже небольшого СМИ больше, чем у личного блога, поэтому появится и опыт работы с большим числом читателей, что также полезно — постоянное давление способствует более быстрому обучению.
Кроме того, при работе в СМИ существует возможность наладить отношения с потенциальными будущими работодателями. К примеру, один из журналистов издания VC.ru сначала писал новостные заметки о компании «Нетология», которая занимается онлайн-образованием, а затем и перешел туда на работу в качестве редактора корпоративного блога.
Мнение Котиков: по сути, работа в любом новостном или корпоративном СМИ — это возможность для не-журналиста обрести некие базовые навыки журналиста. Да, теоретической базы и полноценного журналистского багажа тут не получишь, но … может и не надо? Это крамольная мысль посещает меня каждый раз, когда очередной журналист выдает крепко скроенную по всем законам жанра пустышку с перлами «зам. директора агентства порассуждал о перспективах отрасли» или «мой собеседник озвучил свое мнение». Журналистов довольно качественно учат гнать воду.
А еще пытливый новичок может потихоньку изучать работу редакции изнутри. И вот это уже — бесценный опыт, который пригодится всегда.
Сотрудничество с PR-агентствами
Расширить кругозор позволяет сотрудничество в качестве автора («райтера») PR-агентства. Многие из них нанимают таких специалистов на сдельную оплату, что позволяет гибко регулировать собственную загруженность.
Сотрудничество с агентством показывает процесс создания контента «с другой стороны» — теперь редактору придется искать в имеющейся корпоративной фактуре зацепки, которые позволят «продать» материал в СМИ и привлечь к нему множество читателей. Также удастся освоить работу с новыми типами материалов:
- экспертные колонки;
- пресс-релизы;
- комментарии для СМИ;
- посты для корпоративных блогов.
Еще один плюс работы с агентством — возможность создавать контент на самые разные темы. Обычно в агентства обращаются компании из множества отраслей, поэтому редактор сможет ознакомиться с широким спектром тем от авторынка, ИТ-технологи до digital-рекламы и финансового рынка.
Мнение Котиков: очень важно — осознанно пропустить сквозь себя тему SEO. Не сорваться в SEO-копирайтинг, но и не допустить, чтобы отношение к ключевым словам, переспаму и Вордстату стало снобским и высокомерным. Мало-мальски грамотные СМИ и PR-агентства учитывают тонкости SEO в работе — не стоит игнорировать эту сферу. Удачное использование ключей в заголовках может увеличить посещаемость даже слабенького или откровенно джинсового материала. А уж веб-аналитика — это скилл, который нужно начинать качать еще на своем блоге.
Фуллтайм-работа в компании
При удачном стечении обстоятельств и должном упорстве весь описанный выше путь можно пройти довольно быстро — за год-полтора. Следующим логическим этапом станет работа в компании. Должность при этом может называться как угодно, вплоть до SMM-менеджера — главное работать с текстами.
Позиция внутри компании позволит глубже погрузиться в конкретную тему, научиться создавать максимально проработанные тексты — и отвечать за весь процесс. Также редактор получит возможность освоить типы материалов, с которыми раньше у него было меньше возможностей столкнуться:
- страницы сайтов и всевозможные описания;
- исследования и презентации;
- электронные книги;
- внутренние и внешние почтовые рассылки;
- и т.п.
Логичнее всего устраиваться на работу в компанию, которая активна в публичном пространстве и занимается развитием собственного блога. Ниже представлено несколько интересных блогов известных компаний:
Еще можно посмотреть подборку, недавно вышедшую в блоге Relap.io: 10 российских компаний, которые делают интересный контент.
Мнение Котиков: будучи корпоративным редактором, нужно активно осваивать смежные области. Аналитика, управление командой, финансовые процессы, методы продвижения, дизайн и верстка — по сути, вы получаете в свое распоряжение маленькую редакцию, пусть даже она состоит из вас одного плюс 2-3 пишущих сотрудника. Все-таки профессия редактора — это не столько владение слогом и умение делать материалы разных форматов, сколько управление процессом создания контента. И если вы сами этому не научитесь, то … придется пойти на курсы.
Да-да, подыскивать курсы для профессионального роста уже пора. Вы набили свои шишки, теперь можно идти к прошаренным мастерам и получать заслуженные удары строкомером по пальцам. Потому что многие вещи вы научились делать наугад или так, как это было принято в небольшой редакции. Теперь нужно уложить знания в систему. И вы уже примерно знаете, какие курсы вам помогут [нет, рекламы школы редакторов тут не будет].
Чего не надо делать
Рассмотрев несколько этапов профессионального развития редактора, нельзя не поговорить и о том, по какому пути человеку, который хочет научиться интересно писать, идти не нужно ни в коем случае.
Прежде всего, это SEO-копирайтинг — однажды начав писать не для людей, а для поисковых роботов, потом перестроиться и начать развиваться в нужном направлении будет крайно сложно.
Кроме того, мы не рекомендуем тратить время на биржи фриланса или копирайтинга — через них получить интересный заказ довольно сложно из-за высокой конкуренции. А написание скучных описаний для неинтересных продуктов отобьет всю охоту к развитию. И, конечно, никогда не стоит работать по схеме оплаты за знаки.
Мнение Котиков: похоже, не учтена еще одна опасность. Продающие тексты. Для незрелого ума это — чистое зло, завернутое в хрустящие купюры. Высокие ставки, гипнотизирующие методики, харизматичные гуру. А еще — наборы готовых схем, освященные опытом американских копирайтеров-миллионеров. Вот просто сразу — бери и делай.
Что важно понимать. Гуру и недогуру, продающие вам курсы по написанию убойных продающих текстов, используют те самые НЛП-приемчики, которые работают со стопроцентной гарантией. Поэтому продажу курсов по продающему копирайтингу можно разбирать по кирпичику — и вы узнаете, что на самом деле работает.
Без сомнения, нужно уметь продавать — мы же говорим о коммерческом контенте. Но нужно также уметь выбрать момент, когда уже пора продавать. И наработать чутье, которое остановит вас от этого «купи-купи», просто потому что читатель не дурак и ваши манипуляции считывает на уровне подсознания.
Заключение
Описанный выше путь редактора занимает в реализации не так уж и много времени — за пару лет молодой специалист вполне может пройти путь от никому неизвестного новичка до редактора в крупной компании или уважаемом СМИ.
Уже после этого, определившись с конкретной сферой применения своего таланта — журналистика, маркетинг или PR, на стороне агентства или заказчика — можно подбирать конкретные курсы для повышения квалификации. К примеру, отличные семинары для журналистов периодически проводит главред «Секрета Фирмы» Николай Кононов, пиарщикам и маркетологам много интересного может рассказать директор по маркетингу компании «Мосигра» Сергей Абдульманов (вот описание одного из прошедших курсов), а редакторов для компаний готовит Максим Ильяхов и специалисты медиахаба Rockin’Robin.
Мнение Котиков: вот и реклама подоспела. Это совершенно бескорыстная дружеская реклама, к которой мы добавим еще пару ссылок. Например, есть курс по копирайтингу в Нетологии, частные уроки письма дает Тимур Аникин.
Важно не просто писать хорошо, но и понимать, что, зачем и когда надо писать, а потом — как и где написанное продвигать. И будет вам щастье, а также очередь хантеров в вашем Линкедине.
P. S.
Мы в медиахабе подготовили для начинающих редакторов бесплатную электронную книгу — в ней собраны практические советы по созданию интересных и читаемых текстов. Все советы подкреплены реальными кейсами.
Скачивайте книгу с нашего сайта: http://www.rockinrobin.co/books/
Если вопросы все равно остались — записывайтесь на индивидуальный семинар: hi@rockinrobin.co.
© иллюстрации к статье, Sean Stratton