От редакции
Есть профессии, в которых нужно себя как-то перепрограммировать. Например, цыплята такие пушистые, но по окорочкам у нас план. Или — это просто материал, а не моча в баночке. Или — мяса-то зимой все захотят, так что не хрюкай, Иннокентий, зря мы тебя кормили, что ли.
То есть надо как-то переступить через внутренние запреты, чтобы нормально работать свою работу.
(Сейчас на меня обидятся представители всех текстовых бирж сразу). В копирайтинге с этим — запретами — тоже трудно. Я не удивлюсь, если окажется, что многим сотрудникам бирж контента снится учительница русского языка, грозящая линейкой, или, скажем, Лев Толстой с плеткой.
Массовое производство контента низкого качества — это, конечно, не цыплят давить, но с точки зрения засорения информационного пространства — занятие не особо героическое. А точнее — вредное.
- Оно поставлено на поток, порог входа низок, а потребность не снижается даже после очередного изменения алгоритмов.
- Писаки на бирже привыкли к мысли, что графоманством низкого уровня можно зарабатывать.
- Мы все привыкли игнорировать контент на сайтах, по сути обесценивая информацию еще до прочтения.
Плюс внедрение шаблонов (типа этого списка выше — он тут не потому что так проще выразить мысль, а потому что я тоже делала SEO-копирайтинг и знаю, что в статье должен быть хотя бы один список. Да, грешна).
Шаблоны проникают в мозг и что-то делают с людьми.
Появляется привычка заменять слово синонимами из-за страха «тошноты».
Или развесистый канцелярит: многие авторы могут валять в таком стиле десятки килознаков.
Ну и напоследок — сильнейшая профдеформация. Человек перестает отвечать за свои слова. Если предположить, что обычно тексты пишутся людьми в здравом уме и от чистого сердца, то становится страшновато за многих копирайтеров.
Что это? Откуда? Почему?
Кто выращивает в пробирках этих странных людей?
Как они сами существуют в интернете? Им не противно? Или радостно видеть знакомые пассажи?
Я не знаю ответа. Я только знаю, что по любому запросу могу найти в топ-10 примеры для увеселения аудитории. По любому запросу. В топ-10. Снимаешь скриншот, вставляешь в презентацию, смех в зале.
Но стоит признать, искать становится труднее. Здравый смысл заказчиков, работа пропагандистов инфостиля, сопротивление нормальных копирайтеров — все это приносит плоды. Но очень медленно.
Ниже — статья Анны Линнден. Она пишет сама и выступает в роли менеджера, передавая заказы другим авторам. И расскажет, как делается этот вот прекрасный контент. Который вы покупаете по смешной цене.
Спойлер: самый сок во второй части, там примеры ТЗ.
Копирайтеры, которым все равно
Их тысячи — авторов, которым плевать на все, кроме оплаты. С некоторыми из них я работала в команде. Это ад. Они срывают сроки, пишут полный бред. Многие из них даже не заходят на сайт компании, которая заказала статью. Просто строят текст из шаблонов «ни для кого не секрет», «наша перспективная компания», «надежный коллектив», «ответственные и приветливые менеджеры», «кратчайшие (или мое любимое — кротчайшие) сроки», «высокое качество».
Нередко такие копирайтеры очень остро реагируют даже на малейшую критику, не говоря уже о просьбе переделать текст. Многие из них ничему не учатся и годами держатся на одной ступени авторского развития. На форумах и в соцсетях они ноют, что хорошие авторы никому не нужны, но попробуйте взять их на работу и сами поймете, почему ни на одном серьезном проекте они не способны продержаться дольше недели.
Так в чем же дело? Почему так происходит?
Потому что многие «копирайтеры» презирают саму профессию, не видят в ней ни смысла, ни перспектив и не понимают, чего ради они вообще должны стараться писать хорошие тексты.
Дошло до того, что сами копирайтеры начали использовать дискредитацию профессии для отстройки от конкурентов.
«Заказывайте текст в нашей студии! У нас не работают копирайтеры! Только коммерческие писатели/журналисты/авторы/редакторы (да называйте как хотите, хоть поэтами Сети)! А значит, раз копирайтеры у нас не работают, мы однозначно напишем реально полезный и крутой текст!»
Смешно? Мне — уже нет.
Есть и другие причины.
Существует глупый стереотип: каждый человек, который писал в школе изложения и получал хотя бы тройки, сможет стать копирайтером. Думаю, эту точку зрения пропагандируют «инфобизнесмены», мечтающие продать очередной супер-курс за 300 рублей, а также люди, которые зарабатывают по 10 рублей за 1000 знаков и мечтают поделиться с окружающими своим достижением. Хотя кто знает?
В итоге авторами пытаются стать даже люди, которые не то что плохо пишут — плохо говорят по-русски. К ним присоединяются школьники-троечники, любители халявы и другие ребята, чья цель — заработать хотя бы пару тысяч за неделю, не особо напрягаясь при этом. Спрос на их услуги большой. Зайдите на биржи фриланса и копирайтинга, убедитесь сами.
Часто авторы вообще не понимают, зачем они пишут текст. Задайте им этот вопрос и получите ответ: «Чтобы мне заплатили за работу». Что будет потом, таких копирайтеров не интересует. В их мире клиент — это мешочек, из которого время от времени падают деньги, а текст — набор букв, который должен всего-навсего закрыть пустые места на странице.
Есть и авторы, которые понимают, зачем пишут текст, но довольно странно:
Но это уже край. Вы доверили бы такому автору текст о компании? Или хотя бы про комплект смесителей?
Тысячи копирайтеров пишут тексты за копейки. У них нет ни времени, ни желания совершенствоваться. И в этом случае не всегда можно переложить ответственность на клиента — он, мол, мало платит, так пусть получает, что заслужил. Автор выбирает сам — просидеть в болоте 5-10 лет или научиться писать лучше и навсегда расстаться с биржами «все по 5 рублей». Сейчас ведь даже не нужно тратить деньги на дорогие курсы — бесплатного обучающего контента предостаточно. Но нет. «Мне неохота такое читать. Да и некогда, заказчик попросил написать 100 тыс. знаков за неделю. Я ему даже скидку за объем сделал».
SEO-оптимизаторы с особой логикой
Неприятный факт: в некоторых фирмах, которые занимаются продвижением сайтов, именно SEO-оптимизаторы ведут переговоры с клиентами и придумывают (другого слова не подберешь) не только ТЗ, но еще и информацию о целевой аудитории и компании заказчика. И начинается: «Напиши, что мы предлагаем такие-то услуги, нет оверселлинга, текст для специалистов в области IT. Побольше терминов, даже в ключи их напихал». А после того как текст увидел заказчик: «Перепиши все полностью. Оказывается, оверселлинг у них есть, но говорить об этом не надо, половины перечисленных услуг нет и продавать хотят пользователям, которые в серверах и хостинге вообще не разбираются». Случай реальный. Автор, который впервые сталкивается с такой ситуацией и даже не подозревает, что информацию сеошник придумал сам, будет в шоке.
Иногда SEO-оптимизатор не дает никаких сведений о компании и наотрез отказывается уточнять их у клиента. Опять же реальный случай: компания новая, известно только название и сфера деятельности. Огромный список ключей. Больше ничего. Реакция SEO-оптимизатора на любые вопросы: «Ну придумай что-нибудь, напиши, как у конкурентов, потом клиент посмотрит и скажет, что вычеркнуть и что переписать». Но этот случай проще — копирайтер, который ценит свое время и труд, крутит пальцем у виска и больше не связывается ни с сеошником, ни с его фирмой. Решение простое — обращаемся к «шаблоннику» и получаем текст «как у всех». Ну или стандартный, но с изюминкой:
Когда читаешь ТЗ, порой создается впечатление, что некоторые SEO-оптимизаторы живут в другой реальности. Иначе как можно объяснить пункты (все примеры из практики):
- Между подзаголовками максимум 3 абзаца, в каждом абзаце не больше 5 предложений, в каждом предложении 10 или 11 слов. За рамки не выходить. В русском языке это критерии идеального текста, который легко читать.
- Не должно быть предложений длиной меньше 5 слов, потому что поисковики их не индексируют.
- Объем текста — максимум 2000 знаков без пробелов. Да, я знаю, что объем ключей почти 1600, ну и что? Расставь их в нужном порядке.
- Уникальность 100%, шингл 3. Это обязательно, меньше не приму. И вставь ключи «купить пластиковые окна в москве недорого», «заказать пластиковые окна в москве недорого», «пластиковые окна по низкой цене» (+ еще десяток).
- Текст обязательно читаемый, чтобы вообще не было заметно, что он оптимизирован для поисковых систем. И нужно вставить ключи «грузоперевозки москва недорого», «заказать грузоперевозки москва» и «грузовые перевозки москва заказать» в точном вхождении, знаками препинания не разбивать.
- Нужно использовать больше уникальных слов в тексте. Каждое слово, включая предлоги, не должно повторяться больше 2 раз. Объем — 5000 знаков.
Если автор на заре карьеры попался в руки такому SEO-оптимизатору, он быстро научится писать только для роботов. Он прокачает на 100% навык впихивания 40 ключей в текст объемом 1500 знаков. Он усвоит простой факт: его тексты нужны только для того, чтобы сайт поднялся в поиске, читать их никто не будет, так что стараться необязательно. Он научится строго следовать даже самым абсурдным ТЗ. Пару раз выскажет свое мнение о том, как сделать лучше, но напорется на «Пиши так, как я тебе говорю. Я занимаюсь продвижением 10 лет, а ты еще вообще ничего не знаешь о правильном тексте».
Это тупик.
Естественно, полностью отказаться от SEO нельзя. Но чем больше будет умных, профессиональных оптимизаторов и чем меньше — горе-сеошников, тем реже начнут встречаться забитые SEO-копирайтеры, которые привыкли генерировать утыканный ключами шлак.
Заказчики, которые не ценят чужой труд
Нужны комментарии? Думаю, нет.
А ведь таких клиентов немало. Как и людей, которые «глотки грызут» ради их отзывов, тут заказчик не солгал.
Если человек хочет наполнять свои сайты бредом, написанным ради отзыва или за копеечку — его право. А в итоге мы удивляемся, откуда берутся «шедевры» и почему Рунет забит ими под завязку.
Печальный факт: сейчас дискредитирована сама профессия, вдобавок некоторые копирайтеры и заказчики продолжают ее «топить». Это в их интересах.
Копирайтинг часто воспринимают как написание дешевых текстов-затычек. И пока это так, ситуация вряд ли изменится к лучшему.
Комментарий Котиков
Мы уже высказались в начале статьи. Но кое-что стоит дополнить.
Ситуацию, когда все стороны готовы принять г*вно-контент за норму, создали не инопланетяне. И не враги рода человеческого. Это рынок, где условия определяют и спрос, и предложение. Судите сами:
- Поисковые алгоритмы недостаточно сложны, чтобы оценивать реальное качество текстов, они судят по косвенным признакам. Вхождения ключей и тематические слова, структура текстов (заголовки, списки, таблицы), объем и распределение ключей. Смысл текста по-прежнему непостижим, но формальные признаки можно промерять и указать в ТЗ. Исследования сеошников в этой сфере неисчерпаемы и плодят все более развесистые ТЗ.
- Бюджет на продвижение не может включать много денег на контент. Потому что тогда SEO-компания ничего не заработает. А экстенсивные методы продвижения — давайте сделаем 150 посадочных под основные запросы — требуют много контента, причем однотипного.
- Множество схем монетизации вообще не предполагает, что текст будет кто-то читать — сайты создаются и наполняются контентом для других целей. Это ужасно удивляет сторонников качественного контента ))) лучше не знать.
Короче, все плохо, но вы держитесь там.
Я верю, однажды мы проснемся в мире, где каждый копирайтер равен талантом Чехову, заказчик щедр, а сеошник мудр. И возлягут львы рядом с агнцами.
Ох, как знакома эта тема)) Если копирайтер залип в “штанишках” 5-10 рублей за тонну, не ждите от него пощады! Странно, что заказчики не боятся этих едких текстов, от которых нормальных людей “тошнит”, а поисковые системы, так и вовсе, разъедает! Ну, и уникальность по Адвего 100% , естественно! Сами виноваты)))
Спасибо за статью!
Биржи контента и сайты фриланса плохи еще и тем, что многие текстовые заказы на них попросту социально вредны. Именно там заказывают фейковые отзывы, курсовые и дипломные, учебные и производственные отчеты, а также рекламу интернет-казино, вейпов и прочей нечисти.
Оффтоп: печально, что уважаемые Котики жестоко отрезали все комментарии, сделанные на их сайте до июля 2017 г. Чем был плох Disqus? ((((((
Да, это печально и отвратно. Признаюсь, что в данный момент работаю таким же копирайтером. Уже устала мучаться и собираюсь уходить, потому что этот бред терпеть больше не в силах