На прошедшей в Харькове Digital Conference 2016 Сергей Кокшаров (Devaka.ru) рассказал, как эволюционировали алгоритмы Google и к чему готовиться специалистам в 2017 году.
- Сайты постепенно перебираются на HTTPs.
- Технология создания ускоренных мобильных страниц AMP набирает обороты.
- Количество Core Algorithms или встроенных алгоритмов Google неминуемо растет.
- Алгоритм Possum меняет локальную выдачу.
- RankBrain становится важным сигналом ранжирования.
- Featured Snippets тоже можно использовать для продвижения.
HTTPs
Еще в 2014 в Google заявляли, что использование HTTPs на сайте станет сигналом ранжирования. На самом же деле большинство из тех, кто перевел свои ресурсы на безопасный протокол, до сих пор не смогли обнаружить значительных улучшений в ранжировании.
Хотя кому-то и повезло:
В целом же пока при переходе на HTTPs наблюдается больше минусов, чем плюсов, ведь в первое время после «переезда» сайт на пару недель теряет свой поисковый трафик. Правда, потом он постепенно восстанавливается.
Чтобы все прошло гладко, придется учесть специфику домена, его структуру и тип валидации. После установки сертификата лучше еще раз перепроверить себя, запустив чекер.
И все-таки, несмотря на то, что пока HTTPs — очень слабый сигнал ранжирования, его значимость постепенно начинает расти. Более того, в 2017 году Google начнет помечать в своей выдаче сайты на HTTP как потенциально небезопасные. Так что здесь смело можно руководствоваться подходом «чем раньше, тем лучше» и переходить на безопасный протокол.
AMP
Специально для владельцев мобильных телефонов Google ввел новый формат мобильных страниц AMP. Такие страницы будут помечаться в выдаче специальным ярлыком и выше ранжироваться, что обеспечит им более высокий CTR.
Не последнее место Google уделяет и скорости загрузки сайта. Особенно, если речь идет о мобильной выдаче. Результаты тестов показывают, что AMP-страницы загружаются быстрее и получают от поисковика до 10 дополнительных пунктов. И это не случайно, ведь применение формата AMP повышает скорость загрузки страниц в 4 раза.
По многочисленным заявлениям представителей Google, не менее 40% пользователей покидают сайт, который грузится более 3 секунд. Если же верить исследованиям Amazon, каждые дополнительные 100 мс. загрузки страницы снижают продажи на 1%.
Вывод здесь простой: ускоряйте свои ресурсы, потому что:
- Быстрые сайты вызывают доверие.
- Улучшают поведенческие сигналы.
- Влияют на органическое и мобильное SEO.
- Дают больше конверсий.
- Повышают краулинговый бюджет.
Встроенные алгоритмы Google
Не секрет, что сегодня отдельные алгоритмические решения активно встраиваются в общий алгоритм Google. В качестве примера можно привести Penguin, Panda, RankBrain и др. Они уже не существуют по отдельности, а являются “Core Algorithms”. Это сильно затрудняет отслеживание влияния отдельных сигналов на ранжирование сайтов.
Теперь все происходит на автомате и установить истинные причины проблем с ранжированием становится практически невозможно.
Не помогает зачастую даже обращение в службу поддержки поисковика. Алгоритмы сами решают все задачи.
Google Possum меняет локальную выдачу
Небольшое изменение наметилось и в алгоритме для локального поиска Google Possum. В последнее время основным источником трафика на сайты малого бизнеса стали Карты. Однако теперь Google решил несколько разнообразить результаты локальной выдачи заголовкам, а также исключить сайты-аффилиаты. Если раньше в выдаче Карт были филиалы с одинаковыми контактными данными или сайты одного и того же владельца, то теперь один из таких результатов будет исключен.
Физическое расположение пользователя стало ещё важнее для Google – теперь оно очень сильно влияет на выдачу Карт.
Наконец, результаты локальной выдачи стали чувствительнее к небольшим изменениям запроса. На практике это значит лишь одно: результаты выдачи по запросу [холодильник samsung] будут отличаться от результатов для запроса [samsung холодильник].
Тем, кто решил всерьез заняться оптимизацией под локальный поиск, могу посоветовать:
- Добавить в тайтл или в текст помимо списка услуг название города.
- Детализировать страницу контактов и добавить физический адрес заведения и карту.
- Сделать разные лендинги для филиалов в разных городах.
- Не стесняться просить клиентов оставлять отзывы.
- Зарабатывать локальные упоминания. Сегодня просто необходимо постоянно «мелькать» в бизнес-справочниках и каталогах.
- Активнее работать с микроразметкой.
Google RankBrain
В наши дни поисковик извлекает из запроса факты и пытается угадать, какие же результаты хочет видеть в выдаче пользователь.
Несмотря на то, что в ответе может не содержаться ключевых слов из запроса, Google научился связывать цепочки пользовательских запросов между собой и выдавать правильные факты.
Это меняет специфику рекомендаций для посадочной страницы и позволяет выходить в топ по запросам по тематически связанным словам. Реализовать подход удалось благодаря машинному обучению и искусственному интеллекту, который также учитывает историю поиска, географию пользователя и тренды.
Особенно показателен сегодня голосовой поиск. Здесь уже вовсю работает полноценный диалог с пользователем. Этот тип поиска строится в основном на низкочастотных запросах.
И еще одно откровение: 20% мобильного поиска – уже голосовой.
Оптимизируя под голосовой поиск, важно усвоить простые истины:
- Лучше ориентироваться на НЧ-запросы и создавать под них новые посадочные страницы.
- Полезно делать на сайте QA-разделы, разделы с UGC.
- Неплохо было бы добавить страницу с FAQ. Это позволит продвигаться по вопросным запросам.
- Стоит найти конверсионные типы запросов, чтобы акцентировать внимание на них.
- Использование микроразметки становится обязательным!
Принцип работы алгоритма RankBrain сводится к использованию латентно-семантической индексации (LSI) и векторной модели слов. Проще говоря, поисковики учитывают не только ключевые слова, но и смысл запросов, близких к ним. Не случайно сегодня на рынке SEO-услуг популярность набирает услуга LSI-копирайтинга. Такие тексты действительно лучше работают на продвижение.
И ещё один любопытный факт: от 16% до 20% запросов в Google – абсолютно новые. Это значит, что люди никогда раньше не вводили их.
Чтобы исправить Google разработал и запустил RankBrain, который успешно обрабатывает все эти новые запросы. Алгоритм уже включен для всех запросов на всех языках мира и сегодня считается третьим по значимости сигналом для поисковика.
Избранные сниппеты или блоки с ответами
«Как попасть в избранные сниппеты?» — еще один насущный вопрос оптимизаторов. Чтобы ответить на него, придется всерьез разобраться с принципами их формирования.
Первое, что надо усвоить: на всю выдачу по запросу Google выделяет только один сниппет. Сместить такого лидера не всегда реально. Еще одно любопытное наблюдение: многие попали туда совершенно случайно.
И все же у всех избранных сниппетов есть общие характеристики.
Обычно Featured Snippet показывается при наличии вопросного интента у пользователя или же при поиске фактов. Часто туда подтягивается информация из таблиц или списков. Текст такой таблицы должен давать четкий, ёмкий и лаконичный ответ на вопрос. Лучше ограничиться 1-3 предложениями.
Ну и наконец, самый интересный момент: несмотря на то, что избранный сниппет чаще повышает CTR, но иногда он и снижает его. Обычно это происходит, если ответ уже получен на выдаче. В этом случае от Featured Snippet придется отказаться.
Тем, кто во что бы то ни стало хочет «пробиться» в избранные сниппеты, придется поработать.
- Отыскать на своем сайте страницы, которые могут приводить трафик по вопросным запросам.
- Оптимизировать или создать такие страницы, добавив на них краткие и понятные тексты ответов.
- Добавить изображение рядом с текстом.
- Грамотно внедрить микроразметку.
И еще один небольшой совет: на продвижение в Google неплохо работают Push-уведомления. Они позволяют возвращать аудиторию без дополнительных внешних затрат. Чтобы не вызвать негатива, придется учитывать временную зону пользователей и соблюдать аккуратность в настройках. Можно использовать для этого специальные сервисы, которые сегодня представлены в достаточном количестве. Push-уведомления тоже влияют на SEO, правда, косвенно.
Подведем итоги
В завершение пара слов о контент-маркетинге, который все еще продолжает оставаться королем в SEO. Работая над сайтами, не стоит надеяться лишь на техническую оптимизацию. Как минимум, полезно делать хорошие видео-обзоры товаров и услуг. Ну или хотя бы добавить на свои сайты качественные фото. Говорить «да» журналистам и организаторам ивентов нужно всегда, ведь мелькание на публике положительно влияет на узнаваемость бренда, а работа с инфоповодами повышает экспертность его представителей.
Наконец, никогда не поздно учиться и интересоваться дополнительными материалами по теме!
На обложке статьи — дудл Гугла, посвященный Джулии Чайлд (известная кулинарная писательница, ведущая шоу на ТВ).