Команда Relap.io рассказывает, что освоить в Google Analytics, если вы делаете новостное издание, блог компании или другой контентный проект.
- Как строятся отчеты в Google Analytics.
- За какими метриками следить и какие специальные отчеты настроить.
- Какие готовые отчеты Google Analytics подключить.
Мы видим, как часто владельцы блогов и тематических СМИ не знают свою аудиторию, поэтому теряют деньги. Делать медиа, не анализируя данные —это как вести машину с закрытыми глазами.
Google Analytics помогает понять, кто ваши посетители, как они ведут себя на сайте и какие публикации предпочитают. Зная это, медиа лучше вовлекают читателей и зарабатывают больше.
Помогает корректировать редакционную политику, чтобы увеличивать трафик и повышать вовлеченность аудитории.
- Основы Google Analytics
- Охват, вовлечение, лояльность
- Как строятся отчеты: параметры и показатели
- Как создать отчет в GA
- Подключите готовые отчеты
- Доскроллы и время на странице
- Сегменты данных
- UTM-метки
- Аннотации
- Что отслеживать и какие отчеты настроить
- Популярные публикации
- Откуда приходят посетители
- По каким поисковым запросам приходят посетители
- Трафик с мобильных устройств
- В какие часы и дни ваша аудитория наиболее активна
Основы Google Analytics
Чтобы анализировать данные в Google Analytics, нужно понимать, какие данные мы можем получить и как строятся отчеты.
Охват, вовлечение, лояльность
Сила медиабренда складывается из охвата, вовлеченности и лояльности аудитории.
Google Analytics помогает оценивать:
- Охват: количество человек, увидевших материал.
- Вовлечение: время, которое пользователи уделили взаимодействию с материалом.
- Лояльность: как часто пользователи вас читают.
Как строятся отчеты: параметры и показатели
Каждый отчет Google Analytics строится из параметров и показателей.
Параметры — это значения: город, название публикации, с какого устройства зашел пользователь и др.
Показатели — количественные значения: количество посетителей, процент новых посетителей, количество кликов по картинке и др.
Как создать отчет в GA
Для примера, настроим отчет о посетителях из социальных сетей.
В отчете оставим только самое важное.
1. Зайдите в аккаунт Google Analytics и откройте вкладку «Мои отчеты», затем нажмите «Добавить отчет».
2. Дайте название отчету и выберите тип «Анализ» (Explorer).
3. Добавьте в отчет группы показателей из скриншота, а именно:
- Пользователи
- Сеансов на пользователя
- Страниц/Сеанс
- Ценность цепи за сеанс
В поле «Анализ параметров» добавьте:
- Социальная сеть → Город
Должно получится, как на картинке:
4. Исключаем из отчета трафик из соцсетей, которые Google Analytics не смог определить. Для это настраиваем фильтр на исключение.
5. Готово, сохраняем и получаем отчет такого вида. Специальные отчеты находятся в разделе «Настройки» Google Analytics, как-раз там, где и создаются.
6. Если нажмем на одну из соцсетей, увидим, из каких городов к нам приходят люди из выбранной соцсети.
Теперь мы видим, из каких соцсетей какой трафик к нам приходит. В каких городах больше пользуются «Вконтакте» или Facebook, посетители из каких соцсетей смотрят больше страниц, а из какой меньше и сколько времени они проводят на сайте.
Настройте другие специальные параметры по инструкции.
Подключите готовые отчеты
Доскроллы и время на странице
Доскроллы — сколько пользователей досмотрели страницу до конца или до середины.
Глубокий доскрол не означает, что статью прочитали внимательно. Интернет-пользователи часто скролят страницу, но не вникают в суть написанного, поэтому важно сопоставлять доскроллы со временем на странице.
Время на странице — сколько времени посетитель провел на странице. Чтобы лучше понять вовлеченность, важно отслеживать не только общее время на странице, но и то, сколько времени посетитель уделил ее началу, середине или концу.
Доскроллы и время указывают на вовлеченность аудитории. Редакция поймет, какие публикации удерживают пользователя на сайте, а какие отталкивают его.
Подключите плагин Scrolldepth к Google Analytics, чтобы отслеживать доскроллы страницы.
А плагин Screentime покажет, сколько времени посетитель провел в начале страницы, в ее середине или конце.
Сегменты данных
Сегмент — набор данных по выбранным вами критериям.
Сегменты позволяют «изолировать» определенные данные из общей массы и увидеть возможности для улучшения, которые сложно рассмотреть в большом потоке переменных.
Пример: У новостного издания о культуре показатель отказов колеблется в районе 55%.
Чтобы увидеть возможности для уменьшения отказов, смотрим отчеты. В отчете по геолокации издание обнаружило, что у посетителей из Петербурга показатель отказов почти 80%, тогда как у посетителей из других городов ниже 50%.
Чтобы понять поведение пользователей из Петербурга, создаем сегмент по Санкт-Петербургу.
Теперь видно, какие статьи читают петербуржцы, откуда они приходят на сайт и какую страницу покидают чаще всего. Оказалось, что жители Петербурга заходят на сайт преимущественно по ссылкам из «Вконтакте» и попадают на страницы с описанием московских культурных событий, откуда сразу же уходят.
Гипотеза: проблема с таргетингом и распространением статей во «Вконтакте»:
1. Нужно сделать так, чтобы петербуржцы реже переходили на страницы московских мероприятий;
2. Нужно писать больше статей о событиях в Петербурге. Если петербуржец попал на страницу о московских мероприятиях, ему нужно предложить перейти на страницу о событиях в Петербурге.
Это поможет уменьшить показатель отказов и увеличить количество возвращающихся на сайт петербуржцев.
Инструкция для создания и настройки сегментов.
UTM-метки
UTM (Urchin Tracking Module)-метки помогают более четко отслеживать информацию об источнике трафика. Когда кто-то кликает по ссылке с UTM-параметрами, данные фиксируются в Google Analytics.
Видно, откуда приходят посетители: из email-рассылки, из партнерского издания или благодаря рекламной акции.
Данные об переходах с UTM-ссылок отображаются в разделе GA «Кампании».
Пример использования
Медиа опубликовало статью и распространяет ее в соцсетях. Для Facebook делает одну UTM-ссылку, для «Вконтакте» — другую, для публикации в Facebook партнерского издания — третью.
Так издание видит, какой источник оказался самым эффективным, из какого источника приходят читатели, которые оформляют подписку на рассылку и др.
UTM-ссылки можно делать вручную, но удобнее в компоновщике.
Аннотации
Аннотации — заметки в отчетах Google Analytics. Помогают помнить о событиях и видеть, как они повлияли на поведение пользователей.
Например, если вы сделали редизайн — сделайте аннотацию и отслеживайте, как поменялся трафик. Или сделайте заметку, если запустили рекламную кампанию, изменили редполитику или любое другое событие.
Когда подключите виджет Relap.io — сделайте аннотацию и отслеживайте, как увеличится трафик и вовлеченность посетителей.
Чтобы сделать заметку, нажмите на стрелочку под любым отчетом и нажмите «Создать аннотацию». Затем введите текст заметки.
Что отслеживать и какие отчеты настроить
Google Analytics показывает ряд готовых отчетов, но для медиа полезно настроить специальные отчеты с другими полезными данными.
Рассказываем, за какими метриками следить и какие специальные отчеты настроить.
Популярные публикации
Важно знать, какие материалы собирают больше всего просмотров и сильнее вовлекают читателей, чтобы выпускать такие материалы чаще.
Чтобы увидеть самые популярные публикации, подключите этот специальный отчет.
Откуда приходят посетители
Мало понимать, какие сайты приводят вам больше всего трафика. Важно разобраться, как отличается поведение посетителей с разных сайтов.
Вдруг пришедшие из Facebook охотнее читают новостные заметки, из «Вконтакте» — развлекательные статьи, а из поиска Google — аналитические статьи и инструкции. Зная об этих различиях, можно скорректировать работу медиа, чтобы увеличить трафик и вовлеченность читателей.
Подключить специальный отчет по источникам трафика. Он показывает все источники трафика, в том числе из поиска.
А вот этот отчет показывает трафик с тех сайтов, которые ссылаются на ваше медиа — подключить.
А этот отчет показывает трафик только из социальных сетей.
По каким поисковым запросам приходят посетители
Чтобы увидеть, по каким поисковым запросам к вам приходят читатели, подключите отчет Search Traffic (Excluding Not Set, Not Provided) из этого набора.
Трафик с мобильных устройств
Важно следить за мобильным трафиком, потому что для многих медиа он уже поравнялся с десктопным. Особенно следите за показателем отказов: если отказы резко выросли на, например, iOS, значит что-то случилось, нужно протестировать сайт с iOS-устройства и исправить ошибки.
Подключите отчет AK: Mobile Performance Analysis v2 из этого набора.
В какие часы и дни ваша аудитория наиболее активна
Понять, в какое время суток и в какие дни ваши посетители наиболее и наименее активны на сайте, поможет специальный отчет Hours&Days.
В интервью для Relap.io Сергей Барышников и Александр Кукса из Bigpicture.ru рассказали о поведении посетителей их медиа в разные дни недели и время суток.
С Серегой разобрались, как читают наши статьи в зависимости от времени суток. Увидели, что в будни одна картина потребления, в выходные — другая. Хотя те же люди. После 20:00 — женщины. День и будни — социалка: тюрьмы, ларьки, утром — дети и еда. Утром в выходные надо кормить абсолютно специфическим контентом, который в будни точно не пойдет. Если ты запостил завтраки или что-то детское такое «мимими» — пойдет, а вот животные вообще никак. В выходные дни ни в коем случае нельзя включать социальное. Разве что только воскресным вечером, но такое, где много текста, чтобы люди могли перед сном почитать. Суббота — вообще можно бухать и ничего не делать.
Отслеживая данные из перечисленных специальных отчетов, вам будет проще понять свою аудиторию и найти возможности для большей прибыли.