«Ура, мы будем делать контент-маркетинг!» – думает очередной владелец бизнеса или маркетолог, предвкушая рост популярности бренда, улучшение репутации, поток клиентов и прочие приятности. Далее следует наем копирайтера (в штат или удаленно) либо распределение контент-задач между текущими сотрудниками и ожидание сверхрезультатов. Которых, конечно, нет. Почему? Потому что контент-маркетинг – задача для команды специалистов, для этого необходимо разработать стратегию, постоянно корректируя ее в зависимости от выхлопа. В статье рассмотрим, кто же должен входить в эту команду, чтобы все работало, как часы.
Важно: мы имеем в виду отдел контент-маркетинга для крупных компаний, а не для малого бизнеса. Но если у вас сейчас небольшая фирма, а в будущем вы планируете расширяться, то информация однозначно пригодится.
Директор по контент-маркетингу
Самый главный человек в плане КМ. Его обязанности и функции:
- Отслеживать все аспекты контентной программы, чтобы она точно соответствовала бизнес-целям.
- Разрабатывать стратегию, устанавливать маркетинговые цели (выход на новые рынки, улучшение репутации, расширение аудитории и пр.).
- Собирать людей, которые нужны для достижения целей и реализации стратегии.
- Налаживать взаимодействие с другими отделами.
- Вести работу с подрядчиками.
Директор по КМ – один из ЛПР (лицо, принимающее решения) в компании.
Менеджер по контент-маркетингу
На ступеньку ниже директора, его правая рука. Главная обязанность менеджера – разработка дорожной карты для команды. Другие функции:
- Определение общего направления для контент-команды.
- Постановка четких целей для исполнителей, а также сроков выполнения заданий.
- Ответственность за делегирование задач.
- «Связующее звено» для команды исполнителей и директора.
- Координирование всех сотрудников, привлеченных к контент-маркетингу.
Если компания относительно небольшая, то менеджер и директор по КМ может быть одним лицом.
Создатели контента
Это люди, на которых держатся все процессы. Будь у вас самая крутая стратегия и уникальные идеи, если их некому реализовать, что получится? Ничего. Очень важные члены команды, от них в основном и зависит успех кампаний. Кто это может быть:
- SEO-специалисты – любой текст должен отвечать требованиям поисковых систем, если вы хотите развивать бизнес онлайн, и такие сотрудники всегда в курсе изменений и трендов в оптимизации.
- Копирайтеры – «мастера слова», от их способности зацепить целевую аудиторию зависит результат.
- Веб-дизайнеры, фотографы, создатели роликов – люди, отвечающие за фото- и видеосопровождение. Делают маркетинговую кампанию ярче, эмоциональнее, насыщеннее, а потому привлекательнее для пользователей.
Отметим, что форма сотрудничества может быть любой: в офисе или удаленно, in-house или подрядчики. Главное – что в результате, а не как и где.
Редакторы
Судьи и лучшие друзья контент-мейкеров в одном флаконе. Они:
- дают четкие задания создателям контента, следят за соблюдением сроков, отвечают на вопросы исполнителей;
- проверяют работу на предмет стилистических, грамматических, фактических ошибок, поддерживая высокие стандарты;
- разрабатывают и внедряют процессы для обеспечения качества контента, выбирают программные продукты для его проверки на соответствие установленным параметрам;
- следят за соблюдением авторских прав;
- исправляют найденные ошибки или дают рекомендации по их устранению авторам, отправляют на доработку;
- разрабатывают редакционную политику, следят за следованием ей.
Например, редактор дает копирайтеру ТЗ на статью, далее проверяет ее, если нужно, отправляет на доработку с подробным объяснением ошибок или передает на публикацию, если все хорошо.
Помощники редактора
Еще их называют контент-менеджерами. Это люди, которые:
- загружают контент на сайт, форматируют его в соответствии со стандартами;
- прописывают title, description и пр.;
- дают рекомендации по оптимизации (если знают SEO);
- отправляют напоминания авторам, могут взять на себя коммуникацию с ними.
В целом это люди, которые снимают с редакторов часть рутинных задач.
SMM-менеджеры
Продвижение в социальных сетях должно стать неотъемлемой частью вашей контент-маркетинговой стратегии. Просто поинтересуйтесь у своих знакомых, зарегистрированы ли они на этих площадках? Вряд ли хоть один скажет «нет», скорее всего, у человека будет несколько аккаунтов в разных соцсетях.
Итак, ваша аудитория присутствует в Фейсбуке, Инстаграме и на других платформах, а потому упускать этот канал коммуникации нельзя. Для ведения аккаунтов компании вам понадобится отдельный менеджер. Что он делает:
- наполняет профиль контентом, публикует посты;
- общается с подписчиками и клиентами, своевременно решает проблемы, сглаживает конфликты, нивелирует негатив и проводит другую работу с аудиторией.
Аналитики
Любой контент, который вы выпускаете в рамках маркетинговой стратегии, должен преследовать конкретную цель. Но как понять, достигнута ли она? Для этого нужно проанализировать результаты, чем и занимается специалист по аналитике. Такие сотрудники оценивают эффективность контент-маркетинга, сопоставляют результаты с ожиданиями, помогают понять рентабельность инвестиций. В работе они используют целый арсенал аналитических инструментов и платформ. А отчеты отправляют непосредственно специалистам, которые создавали тот или иной контент, и менеджеру либо директору, чтобы руководители понимали ситуацию.
Кроме того, аналитики могут подсказать способы улучшения ситуации, так как эти сотрудники анализируют не только ваш контент, но и конкурентов.
Специалисты по продвижению контента
Дистрибуцией может заниматься кто-то из штата (помощники редактора, менеджеры), фрилансеры или даже агентство-подрядчик. Задача в том, чтобы распространить материалы в сети – ссылка на авторитетном ресурсе, упоминание у популярного блогера, контекстная реклама и пр.
Как понять, кто нужен в команде?
Если компания крупная, контента планируется много, то не «жадничайте» в плане сотрудников, пусть каждый занимается своим делом. Если же у вас пока малый бизнес, вы вполне можете обойтись 1-2 штатными специалистами, а остальные задачи передавать на аутсорс. Или вовсе не собирать у себя команду по контент-маркетингу, а заключить договор с агентством. По мере роста и развития компании вы уже сами решите, стоит ли организовывать еще один отдел.
Материал подготовлен на основе этой статьи.