Сколько бы в интернете не появлялось статей-близнецов на тему “Что такое SEO?”, многие до сих пор считают, что это обман поисковой системы для получения пользователей из нее на свой сайт. В классическом понимании, которого придерживается большинство приличных digital-агентств, SEO — честная попытка представить свой сайт таким образом, чтобы он давал лучший ответ для пользователя на его запрос к поисковой системе. В надежде на то, что поисковик это поймет и поставит ваш сайт повыше.
Поиск не умеет думать как человек, тем более, угадывать, что в голове у конкретного пользователя, когда он отправляет тот или иной запрос. И поэтому есть ряд правил, которые стоит соблюдать при оформлении сайта. Разумеется, это не набор эмпирических угадаек. Как и воинский устав, правила SEO “писаны кровью”: т.е. формируют их не поисковики, а опыт попадания под фильтры при неудачной оптимизации. Если к границам этих рекомендаций подобраться максимально близко, то можно “подружиться” с системой и существенно обогнать конкурентов чисто техническими методами.
И здесь может как что-то получиться, так и пойти не по сценарию: тогда ваш сайт попадет под санкции на долгие месяцы.
Давайте разберем пять популярных методик, которые, как минимум, не принесут вам пользу или даже могут серьезно навредить.
- Использование в TITLE только основной ключевой фразы для страницы
- Выделение ключевых фраз в тексте жирным, курсивом, фонтом на размер больше и так далее
- Использование внутренних ссылок с текстом в виде ключевых фраз на нужные страницы
- Искусственное увеличение числа кликов (накрутка поведенческих факторов)
- Размещение на сайте информации по частотным запросам на товары/услуги, которые вы не предоставляете
Использование в TITLE только основной ключевой фразы для страницы
В чем возможная польза: считается, что так происходит передача максимального веса по данной фразе на странице по текстовым запросам. Вес — это то, что влияет на позиции вашего сайта по искомой фразе. От упоминания фразы в одном месте вес больше, в другом — меньше. Почему? Потому что в заголовок обычно естественным образом ставят фразу, которая является компиляцией смысла текста.
Что не так: само по себе это не является каким-то нарушением, но содержит в себе риски так называемой “склейки” по сниппетам, когда сайты с похожим TITLE сокращаются в поисковой выдаче до одного из них. Также это содержит повышенные риски оценки переспама, если в тексте на странице будут присутствовать другие вхождения ключевой фразы.
Рекомендация: все-таки стоит разбавлять TITLE до удобоваримой фразы на русском языке и добавлять бренд/название компании-владельца сайта. Перечисленные риски будут существенно снижены.
Выделение ключевых фраз в тексте жирным, курсивом, фонтом на размер больше и так далее
В чем возможная польза: считается, что так поднимается важность выделенных фраз для поиска, и в итоге это влияет на позиции по ним.
Что не так: да, когда-то поиск придавал существенное значение выделению фраз в тексте. Так роботы “понимали”, какие фразы являются определяющими, решающими проблему пользователя. Сегодня выделение влияет разве что на поведение пользователей, и только через это – на ранжирование в поисковых системах. Никакого позитивного влияния выделение текста на результаты выдачи либо нет вовсе, либо оно не превышает статистическую погрешность. Однако, для поисковика это может выглядеть методом манипуляции текстовыми факторами, а, значит, риски назначения на такие страницы переспама возрастут.
Рекомендации: если выделение какой-то фразы в тексте помогает пользователю лучше решить его проблему, то, безусловно, это стоит делать. Но не только потому, что это фраза, по которой вы хотите иметь позиции повыше.
Использование внутренних ссылок с текстом в виде ключевых фраз на нужные страницы
В чем возможная польза: ссылки с текстом в виде ключевых запросов, ведущие на страницы, которые должны занимать позиции в поиске по этим фразам, увеличивают плотность вхождений ключевых фраз для этих страниц. А плотность – сама по себе фактор, влияющий на ранжирование в поиске.
Что не так: плотность ключей, достигаемая, в том числе, ссылками на эту страницу, играла большую роль на заре развития поисковых систем. Сейчас этот момент под большим вопросом и, конечно, уступает в значимости решению проблемы пользователя на странице: если решения нет, то хоть сто раз напиши ключ в тексте (поставь ссылку с текстом в виде запроса), хороших позиций не будет. К тому же, значимость внутренних ссылок в общем расчете весьма незначительна, и единичные ссылки мало что дадут, а их большое число существенно увеличит риски переспама.
Рекомендация: в качестве эксперимента такой метод применим, но говорить, что он всегда сработает в плюс, нельзя. Не стоит делать этого, если вы не хотите просто проверить свои гипотезы после истощения всех остальных точно работающих методов.
Искусственное увеличение числа кликов (накрутка поведенческих факторов)
В чем возможная польза: если эмулировать активность пользователей в отношении своего сайта по конкретным фразам, то поиск будет принимать это за рост интереса к сайту и поднимать его в результатах поиска. И это может дать результат намного быстрее других методов SEO.
Что не так: да, поисковые системы пользуются такой системой оценки для повышения позиций. Логика проста: чем больше к сайту внимание пользователей в сравнении с другими, тем выше он должен быть в поисковой выдаче. Но если бы это было так просто, то все бы только и занимались накруткой. На деле поисковые системы стараются максимально фильтровать искусственные клики, что само по себе сказывается на стоимости этой сомнительной услуги. Также стоит понимать, что накрутка – не полезный трафик, а боты, которые ничего не купят. И после такой имитации бурной деятельности, органических пользователей в сравнении может оказаться не так много, как ожидалось. Также сама методика подсказывает, что сайт продвигается по ограниченному набору фраз, а не в целом. И, конечно, остаются риски бана/фильтра всего домена.
Рекомендация: если у вас не осталось сомнений, что это единственное, что вам поможет, не делайте это в отношении своего основного сайта. Для таких экспериментов используйте дубль.
“Белое” SEO может справиться и с особо сложными клиентами, чье продвижение в сети ограничено. Почитайте, как мы вывели в ТОП интернет-магазин БАДов, не нарушив ни одного правила.
Размещение на сайте информации по частотным запросам на товары/услуги, которые вы не предоставляете
В чем возможная польза: придет много трафика на сайт, и его потом можно перенаправить на товары/услуги, которые есть в наличии.
Что не так: работа поисковых систем устроена таким образом, чтобы давать наилучший ответ из возможных для пользователя по его запросу. И логично, что отсутствие товара/услуги не может быть таким ответом, даже если информация об этом на сайте есть. SEO не работает как контекст, когда можно собирать трафик на лендинги с конверсией в 1%. Поиску нужны наиболее удовлетворяющие спрос решения. Так что вероятность попадания в топ таких страниц есть, но крохотная и в краткосрочной перспективе.
Рекомендация: если у вас нет товара/услуги, или вы сняли их с реализации, просто удалите эти страницы и забудьте как страшный сон. Сосредоточьтесь на том, что у вас есть, а именно, на контенте, реально решающем проблему пользователя.