Декабрь — время подведения итогов уходящего года и фантазий на тему «а что будет в следующем»? Все хотят заранее предугадать тренды, заранее подготовиться и быть во всеоружии. Поэтому статей плодится великое множество (и эта не исключение), но вот уже который год мы говорим об одном и том же. Давайте договоримся так. В прошлом году я делал «тренды Instagram для бизнеса в 2017 году». Основные тезисы из неё:
6 основных трендов в Instagram в 2017 году:
- Видеоконтент
- Работа над вовлечённостью
- Падение эффективности МФ/МЛ
- Рост ценности блогеров
- Статистика повсюду
- Развитие бизнес-функционала Instagram
В 2018 году прошлогодние тренды становятся скорее чем-то в стиле «to-do list», то есть обязательными для использования и применения. Но говорить о том, что работа с блогерами и производство видео — это тренд, мягко говоря, баян.
Подробнее про каждый из них можете прочитать в прошлом материале, потому что в 2018 году ничего с этими «трендами» не изменится. Как видео набирает популярность и ценность, так и будет продолжать. Как вовлечённость была краеугольным камнем продвижения, так и останется. Поэтому всё, о чём шла речь на 2017 год — продолжает оставаться актуальным и эти 6 «типа трендов» я предлагаю оставить рабочими в году наступающем. Такая вот маленькая хитрость.
Теперь можем поговорить о том, что видится мне ключевым для Instagram на 2018 год.
Как видите, тренды не про то, какого цвета контент надо делать и какими приложениями пользоваться.
Stories
Не хочу быть тем, кто начнёт объяснять важность использования Историй сегодня, но буду. При этом я различаю 2 кардинально разных подхода:
- что вижу — то снимаю
- постоянная и планомерная работа над исчезающим контентом
Капитан Очевидность
Чуть ли не половина всех мелких обновлений в Instagram за 2017 год, так или иначе, относится к Stories, что выражается и в цифрах: 3 из 5 пользователей Instagram, которые ежедневно заходят в сеть, также ежедневно взаимодействуют с Историями. При этом из-за очевидной простоты создания и «необязательного требования к качеству» обычного юзера, Истории стали более «доверительным» каналом коммуникации с читателями.
Последний анонс от Instagram на тему Stories и вовсе говорит о том, что социальная сеть рассматривает их отдельным типом постоянного «флагманского» контента наряду с обычными фотографиями и видео.
Использование выделенных альбомов с Историями, кросс-постинг Историй из Instagram в Facebook, интерактивные кнопки (будут ещё, уверен) — всё это образует отдельную социальную сеть внутри Instagram, и с ней надо работать по другим правилам.
Я уже рассматриваю проработку отдельных контент-стратегий и бюджетирования дополнительных ресурсов на планомерную и постоянную работу с Историями для SMM-стратегий на 2018 год. И я не говорю о формате «О, снег пошёл. Давай сфоткаем наш ключевой визуал на фоне снега для Историй». Целая отдельная контент-стратегия и контент-план.
Хэштеги
Моя нелюбовь и «невера» в хэштеги в Instagram началась давно и не меняется который год. Но Instagram подкинул нам сюрприз в виде возможности подписаться на хэштег. В этом простом обновлении лежит, на мой взгляд, вторая жизнь для кириллических хэштегов. Рубрикаторы, которые я уже практически похоронил во времена (теневого бана) алгоритмической и глючной выдачи по низкочастотным хэштегам, опять становятся must-have для всех. Пользователь теперь может даже не подписываться на аккаунт в целом, а только на его отдельные рубрики.
С другой стороны, количество спама по популярным хэштегам будет только расти, а все отраслевые, тематические и ивентовые теги будут быстро переполняться левым контентом, не имеющим к оригинальной тематике никакого отношения. Если Instagram не придумает, как побороть эту проблему, то подписка на хэштеги может стать сродни русской рулетке. Никогда не узнаешь, что увидишь в следующий раз.
Вирусность
Навскидку помню 4–5 различных форматов рекомендаций контента в лентах, которые появились только за ноябрь. Основной проблемой Instagram, на мой скромный взгляд, всё время существования сети оставалась закрытость сети. Пользователь набирает определённое число интересных для себя профилей и дальше его информационное поле никуда не расширяется, потому что он:
- Удовлетворил свои запросы
- Не видит никого кроме тех, на кого подписан
И самое страшное, в большинстве случаев обычный рядовой пользователь не сильно-то и заинтересован в расширении этого информационного пузыря. Потому что ленив, всё и так хорошо, не знает/не умеет. Это нам и вам смешно и неудобно думать о том, что люди не умеют пользоваться простейшим Instagram, но видели бы вы, какие иногда вопросы шлют мне в личку люди с гордыми надписями @smm_raskrutka_omsk в нике, смеяться бы в цирке перестали.
Но не только я видел в этом существенную недоработку сети, но и руководство Instagram скромно так сказал я, щедро мотивируемое пинками от руководства Facebook, неожиданно озаботилось расширением пользовательского кругозора и начало засовывать «рекомендуем подписаться», «этот контент явно вам понравится» в каждую щель. Даже рекомендуемые диалоги уже видел, хотя, казалось бы.
Так вот. Выход в топ рекомендованного контента уже приносит огромное расширение охвата публикаций, правда с довольно низким вовлечением и осознанным прочтением со стороны «случайно просмотревшей аудитории». Если же рекомендации станут ещё более толковыми, будут выдаваться в ленте с дополнительными CTA в виде кнопок «подписаться» и сопровождаться красивыми фразочками «Твой друг Димон лайкнул эту фотку», то эффект от таких рекомендаций станет значительно более вдохновляющим. А это ведёт нас к следующему пункту.
Нестандарт
Несколько месяцев назад моя профдеформация достигла критической точки и вылилась в материал о том, почему Instagram должен сгореть. Если быть более точным, то достал в большей степени не Instagram, а то, что в нём устроили пользователи. Вообще, это, конечно, не плохо, но и не хорошо.
Я сейчас активно массфоловлю мама я массфоловер на своём личном аккаунте и получил прекрасную цифру в 4,4к исходящих подписок. Временами я листаю ленту, и вынес из этого 2 интересных наблюдения:
Во-первых, я в любом случае почти всегда вижу посты моих самых близких друзей и девушки. Алгоритм старается и подсовывает мне в половине случаев всё же интересные посты вверху ленты, но не всегда.
Во-вторых, простые (смертные) люди делают говёный контент. Серьёзно, мой телефон чуть ли не рыдает, когда ему приходится показывать те фотографии, которые публикуют обычные люди.
Что это значит для бизнеса и блогеров? А то, что обычный высветленный контент, от которого уже давно подташнивает любого, кто активно занимается Instagram, по-прежнему в бесконечное количество раз лучше обычных фотографий, которые публикует рядовой пользователь сети. Следовательно, он по-прежнему работает но люди продающие гайды по обработке фотографий должны страдать.
Только вот добиться успеха с «обычным качественным контентом» не выйдет. Если вы начинающих блогер и даже мама-блогер, то добиться успеха и мировой славы, делая всё то, чем занимались и продолжают заниматься сотни и тысячи аналогичный lifestyle-блогеров, точно не выйдет. Либо вам придётся потратить на это слишком много денег, сил и времени.
Проще быть непохожим на остальных, внедрять свои фишки и пробовать варианты. Красиво сказано? И я так считаю.
Резюмируя вышесказанное: практически невозможно просто добиться успеха, заведя очередной профиль успешно-успешного бизнесмена, очередной говорящей головы про Instagram, ещё одной мамы, которая молодец.
Мне в Instagram не хватает искренних и честных профилей. Обезоруживающе-честных. Про факапы читать интереснее и полезнее, послушайте дядю Лёшу, да.
А теперь попробуйте делать крутой, уникальный, непохожий на других контент, публикуя по 1-2 поста в сутки. Ага. Поэтому постим меньше, но качественнее.
Нормализация сообщества
Самый короткий пункт.
Если уж Instagram начинает запрещать делать селфи с животными, то это многое значит. Instagram всегда славился странной нелюбовью к обнаженным женским соскам, при этом лояльно воспринимая аналогичные органы, или как сказать, от мужчин. Но в последний год, лично для меня, сильно заметны рука кремля попытки модерации и введения правил вообще на всё. Нелицензионную музыку банят, фейки банят, спам будет побеждён?
Второе направление деятельности в нормализации сообщества — внедрение новых настроек конфиденциальности, таких как «лучшие друзья», различные настройки на приватность в фотографиях, которые вы отправляете друзьям в Direct, и автоматизированные спам-фильтры. Instagram стремится вновь стать уютненьким.
Помните историю с массовой блокировкой топовых блогеров в Instagram? Как неожиданно она началась, так же неожиданно и сошла на нет. Судя по всему, просто тестировались новые алгоритмы, которые поумнели и стали отфильтровывать попытки злоупотребления.
Статистика
Какой статистика в Instagram у постов была на старте
Какой стала к концу 2017 года
Ура, статистика в Instagram становится потихонечку и маленькими шажочками настолько крутой, что плакать от счастья хочется и обниматься с коллегами.
Действительно, последнее обновление статистики под постами у бизнесовых профилей подарило нам возможность наблюдать за тем, откуда же пришли просмотры публикации, понимать, работают ли вообще хэштеги или геометки или нет. Теперь реально можно тестировать и следить за эффективностью всех сказок и теорий о том, что надо/не надо использовать высокочастоные хэштеги, популярные геометки, накручивать лайки для выхода в топы и многое другое.
Вторая важная штука — Instagram стал отдавать статистику бизнес-профилей сторонним сервисам, что значительно упростило создание ежемесячных отчётов для SMMщиков и подарило нам всем массу возможностей для анализа и накопления статистики по профилю за длительные периоды времени.
Резюме
Instagram развивается, развиваются все соцсети, и новости в этом нет никакой. 2018 год станет во многом показательным в том, насколько сильно Instagram будет интегрирован в Facebook и WhatsApp, что станет с охватами и алгоритмической лентой. Ждём, надеемся и верим.
P.S. Про массфоловинг и масслайкинг. Масслайкинг продолжает «лежать», идеально решить проблему с запретом на лайки сервисам, насколько мне известно, решить не удалось. При этом массфоловинг продолжает жить и расцветать. Средняя эффективность каналов, которые работают по моим аккаунтам — 10% и выше. Это по-прежнему самый дешёвый способ привлечения подписчиков, но масштабируемость у него слабая. В месяц вы вряд ли сможете привлечь более 2.000 подписчиков. Для кого-то и эта цифра кажется баснословной, но расти до размеров стотысячника вам придётся долго.
Поэтому я бы назвал МФ сейчас витаминками для малого регионального бизнеса. Принимать можно и нужно, но баснословных результатов не дождётесь.