Нам правда кажутся очевидными все эти вещи. Уж сколько лет прошло, владельцы сайтов научились многим вещам, не пугаются умных слов типа «когортный анализ», ходят на конференции и все равно — простые вещи нужно объяснять постоянно. Ну что ж, давайте объяснять. Рассказывает Александр Дронов из агентства i-Media.
Фронт работ в SEO все больше, а простых рецептов все меньше. И огромные усилия идут прахом, если клиент и подрядчик не работают сообща.
Я не собираюсь жаловаться на неразумных клиентов, которые игнорируют рекомендации классных сеошников. Я разберу ошибки в коммуникации, которые совершают обе стороны на разных этапах работ. И расскажу, как их избежать — или исправить.
1. Запуск проекта
Главная задача агентства на первом этапе — найти точки роста для сайта заказчика. Недостатки могут обнаружиться в структуре сайта, навигации, дизайне, юзабилити или контенте. SEO-специалист предложит их исправить, но это означает, что заказчику придется серьезно менять сайт или даже всю его концепцию. Тут возникают две конфликтные ситуации.
Ситуация первая. Заказчик выслушивает предложения агентства и думает: «У нас прекрасный сайт, мы на него два года потратили! Зачем теперь все переделывать? Может, нас просто разводят на деньги?» И отказывается от всех или части доработок.
Ситуация вторая. Заказчик понимает, что сайт нужно улучшать. Он подробно рассказывает о своем бизнесе, но в агентстве думают: «Чего заморачиваться, будем работать так, как нам удобно». И разрабатывают стратегию продвижения, не разбираясь в деталях.
Результат в обоих случаях одинаковый: возможности для роста упускаются, согласования затягиваются, эффективность работы (и дальнейшего продвижения) падает.
Полезные советы:
- Заказчику. Если вы сомневаетесь в необходимости доработок, попросите агентство аргументировано объяснить, зачем они нужны.
- Агентству. Вникайте в особенности бизнеса заказчика, специфику его рынка и другие детали. От этого зависит, сумеете ли вы найти перспективные точки роста.
- Обеим сторонам. Доработка сайта потребует денег. Постарайтесь прийти к компромиссу в этом вопросе.
2. Технические работы
«Как вообще удается не согласовать что-то из классических технических работ?» — удивитесь вы и будете неправы. Даже сегодня можно услышать вопросы о том, что такое robots.txt, и предложения «добавить страницы 404, раз уж их нет на сайте».
Согласование техзадания на внутреннюю оптимизацию часто затягивается, потому что заказчик пытается разобраться в каждом пункте. Спрашивает, переспрашивает и уточняет. SEO-специалист, столкнувшийся с такой дотошностью, волей-неволей думает: «Зачем эти вопросы, если вы все равно ничего не понимаете в продвижении?» В итоге время идет, отношения портятся, а выполнение KPI откладывается.
Полезные советы:
- Заказчику. Если вы видите в ТЗ непонятный пункт, спросите агентство, потребует ли он вашего участия. Доверяйте подрядчику и помните, что вам не обязательно разбираться во всех технических нюансах.
- Агентству. Отправляя ТЗ на согласование, обращайте внимание заказчика на те пункты, где действительно нужно его участие. Относитесь к возможным вопросам, даже самым наивным, с пониманием.
3. Работа с текстами
На этом этапе заказчик и агентство рискуют попасть в заколдованный круг из бесконечных согласований. Пример из практики: мы разработали для одного из клиентов стратегию, включающую создание статей на медицинскую тематику. Утвердили план работ, начали писать тексты — и внезапно обнаружили, что не можем их согласовать. Ни с первого, ни со второго, ни даже с третьего раза. Общение с заказчиком развивалось по такой схеме:
Выход из замкнутого круга мы нашли: провели дополнительный брифинг с участием своего штатного редактора и договорились, что темы и тезисы каждой статьи будут предварительно утверждаться клиентом. Но потерянное время было уже не вернуть.
Вот еще пример подобного замкнутого круга, клиент — из сферы международных грузоперевозок. При анализе текстов на старте проекта мы нашли на коммерческих страницах много справочно-исторической информации, которую, разумеется, следовало переместить на соответствующие информационные страницы. Далее получили замкнутый круг согласований:
Полезные советы:
- Заказчику. Если текст, подготовленный агентством, вас не устраивает, предложите конкретные правки.
- Агентству. Перед началом работ получите от заказчика бриф на тексты. Он поможет создать качественный контент с первой же попытки.
- Обеим сторонам. Если согласование текстов постоянно затягивается, вам обязательно нужен еще один брифинг.
4. Работа со ссылками
В последние годы Яндекс и Google только и делают, что выпускают новые ссылочные алгоритмы. Даже SEO-специалистам непросто ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации, что уж говорить о заказчиках, которые в принципе не обязаны разбираться во всех тонкостях и деталях.
Как следствие, работа с внешними ссылками может вызывать недопонимание, недовольство или страхи. Кто-то из клиентов удивляется, что агентство не закупает ссылки, как раньше. Кто-то возмущается, когда подрядчик «прореживает» существующую ссылочную массу. Кто-то беспокоится о том, можно ли вообще заниматься линкбилдингом в сегодняшних условиях. В результате агентству приходится отвлекаться от работы над проектом, чтобы объяснять заказчику истинное положение дел.
Реальное письмо от заказчика:
«Вы ссылками перестали заниматься абсолютно! Изменив ссылку, которую принес я, Вы убили 300000 тиц, это между прочим 70% того что было (скриншот во вкладке). Теперь заставить бот зайти в этот гугл плюс еще раз я даже не знаю каким волшебным образом. Я хочу, чтобы Вы этим занимались! Отстаньте уже от сайта, пожалуйста».
Выяснилось, что ранее заказчик самостоятельно получил обратные ссылки с ресурсов вроде top.mail.ru и plus.google.com, тИЦ которых превышает 150 000. Заказчик посчитал, что теперь значение их тИЦ перейдет ему, причем сложатся 150 000 тИЦ от Mail.Ru и 150 000 от Google+. Момент разочарования наступил после предоставления отчета, в котором было указано истинное тИЦ сайта заказчика.
Полезные советы:
- Заказчику. Ни в коем случае не скрывайте от агентства уже размещенные ссылки! Они могут привести к санкциям со стороны поисковиков.
- Агентству. Заранее изучите ссылочный профиль сайта, разработайте стратегию работы с внешними факторами и обсудите ее с заказчиком.
- Обеим сторонам. Вместе подумайте о том, как получить естественные ссылки на ключевые страницы сайта.
5. Отчеты о результатах
Отчеты и раньше вызывали непонимание между клиентами и подрядчиками, но сегодня это случается все чаще и чаще. С одной стороны, стало доступно больше разнообразной статистики. С другой, растет экспертиза заказчиков и их требования к отчетности. Конфликты по поводу отчетов можно свести к двум ситуациям.
Ситуация первая. Агентство отправляет заказчику неинформативные отчеты. Возьмем для примера проект с оплатой за небрендовый трафик. И представим, что из отчета невозможно понять, по какому семантическому ядру продвигается сайт и отсекается ли брендовый трафик.
Ситуация вторая. Клиент требует представить данные, не связанные с выбранными для проекта KPI. Например, компания, заказавшая SEO с оплатой за трафик, хочет получить статистику транзакций. Или регулярно запрашивает данные о позициях сайта по ключевым запросам.
Обе ситуации сопровождаются бесконечным доработкам отчетов, что идет в ущерб основным работам по продвижению.
Полезные советы:
- Заказчику. Соотносите данные в отчетах с выбранными KPI. Не пытайтесь получить как можно больше статистики просто «чтобы было».
- Агентству. Перед началом проекта познакомьте заказчика с образцом отчета и ответьте на его вопросы.
- Обеим сторонам. Если вы постоянно спорите по поводу формата и содержания отчетов, еще раз обсудите KPI. Возможно, их стоит поменять.
Слушать и слышать
Непонимание и конфликты могут возникать на любом этапе работ по SEO и по самым разным поводам. Но причина обычно одна — отсутствие полноценного диалога между агентством и клиентом.
Обеим сторонам нужно слушать и слышать, сотрудничать и доверять друг другу. Ведь цель у них общая — успешное продвижение сайта. А на успех сегодня можно рассчитывать, только если SEO-специалисты и заказчики работают как партнеры.
Статья хорошая и полезная, но заказчики то каждый раз новые и каждому нужно все рассказывать ликбез проводить
спасибо за информацию!