- От редакции
- Справка
- Идея работы по часам пришла эволюционным путем
- Принцип работы по часам и преимущества такого подхода
- Прогноз и понимание занятости SEO-специалиста
- Контроль выделяемого на проект времени и денег
- Прозрачная отчетность (чистая совесть, спокойный сон)
- Ведение плана проработки и дедлайнов
- Планирование очереди проработки
- Дедлайны
- Счет только вместе с отчетом
- Отсутствие бесплатной работы и должников
- Ролевая модель
- Процент с прибыли за каждую роль в проекте
- Распределение бюджета проекта
- Прогноз прибыли компании и понимание точек роста
- Выводы
От редакции
Что-то похожее рассказывали на круглом столе конференции All in Top в феврале. Тогда тоже проговаривалась сумма 15 000 руб. в месяц. И представители «взрослых» московских компаний спорили, возможно ли это.
Давайте посмотрим. Александр Александров вывернул наизнанку процессы небольшой региональной студии. В комменты приглашаются все, кто лучше знает, как надо работать 😉
Справка
Компания Mello работает с 2011 года.
Основное направление – поисковый маркетинг (SEO, контекстная реклама, web-аналитика).
На разработку, дизайн, SMM и e-mail рассылки не распыляемся. Отдел разработки и дизайна отказался от клиентских услуг, создав самостоятельный международный проект для дизайнеров pixelbuddha.
Отдел SEO появился летом 2013-го.
В данный момент в штате отдела 3 SEO-специалиста (в поисках 4-го), 2 аккаунт менеджера и 1 менеджер по продажам.
Каждый месяц мы работаем над продвижением 30-35 проектов.
Средний чек на проекте — 15 000 руб.
Зарплаты сотрудников – 30-50 тыс. руб.
Идея работы по часам пришла эволюционным путем
Существующие схемы исчерпали себя и не вызывали доверия у клиента:
- Оплата за позиции. Само по себе ограничение списка запросов ощутимо уменьшает раскрытие потенциала роста посещаемости. К тому же исполнитель может подобрать НЧ НК запросы, которые не будут приносить посетителей.
- Оплата за трафик. Просто можно накрутить без особых усилий.
- Оплата за лиды. Большая зависимость от отдела продаж заказчика и не готовность пускать исполнителей во внутренние бизнес-процессы.
Во всех представленных схемах исполнитель может поработать пару месяцев, а потом месяц за месяцем отправлять счета заказчику вместе с позициями и графиками посещаемости, при этом ни минуты не потратив на работу по сайту.
Так делают многие компании, в которых один SEO-специалист ведёт 20-50 проектов или даже больше.
Чтобы повысить уровень доверия и прозрачность услуги, единственным верным решением является переход на оплату по часам с включением в каждый отчет перечня проделанных работ с детализацией по времени, затраченному на каждую задачу. Безусловно, все вышеперечисленные показатели необходимо мерять в процессе продвижения.
Важно в портфолио наработать кейсы, которые показывают, что вы можете улучшать и позиции, и трафик, и продажи. При соблюдении всех условий, схема работы по часам является самой адекватной.
В статье мы расскажем, как мы выстроили работу по часам в нашем отделе SEO и какие дополнительные преимущества принесла схема. В том числе расскажем, как мы мотивируем сотрудников на качественную работу, так как без заинтересованности сотрудников в хорошем результате качественная работа невозможна.
Принцип работы по часам и преимущества такого подхода
По нашим наблюдениям, за 8-часовой рабочий день специалист может эффективно заниматься работой около 6 часов, все оcтальное время уходит на общение, переключение между задачами, мини отдых.
Рабочее время каждого сотрудника – 6 часов в день, 5 дней в неделю, 21,5 день в месяц. Итого в среднем 120-130 рабочих часов в месяц. От этого мы и отталкиваемся, когда даем проекты с общей нагрузкой в пределах этого времени.
По каждому проекту мы знаем время, которое на него будет тратиться. Это достигается за счет планирования расходной части и работы по часам.
Стоимость нашего часа 1000-1400 руб.
1000 руб. на этапе старта проекта и 1400 руб, когда результаты достигнуты и проект перешел в режим поддержки.
Прогноз и понимание занятости SEO-специалиста
Если к нам заходит клиент с бюджетом в 25 тыс. руб, мы выделяем 5 тыс. на расходную часть (в основном это ссылки и тексты), а оставшийся бюджет ― это 20 часов работы SEO специалиста.
Благодаря такому подходу мы прогнозируем и понимаем нагрузку каждого SEO специалиста. Если у сотрудника 120 рабочих часов в месяц, то он может вести 6 таких проектов. Это дополнительно дает понимание, сколько прибыли компании приносит каждый специалист.
Мы тщательно следим, чтобы каждому проекту было выделено время согласно бюджету.
Например в одной нашей статье мы описали, как можно самостоятельно рассчитать стоимость продвижения сайта, разбив процесс продвижения на этапы и посчитав временные затраты каждого этапа в часах. По сути, стоимость будет зависеть от стоимости часа и времени, потраченного на каждом этапе. Клиент заранее может примерно прикинуть, сколько времени потребуется на проработку его проекта и, в зависимости от стоимости часа, рассчитать стоимость продвижения.
Контроль выделяемого на проект времени и денег
Все задачи мы ведём в Trello в связке со Slack, время фиксируем через Punchtime. В любой момент времени есть возможность выгрузить список выполненных задач за нужный период и увидеть время, уделенное каждой задаче и суммарно за период по всем задачам.
Примерно так выглядит интерфейс Trello c задачами:
Punchtime устанавливается как расширение к браузеру, и при открытии конкретной задачи в Trello появляется возможность запустить таймер, пока выполняется работа по задаче. По факту выполнения задачи таймер останавливается, выполненное время записывается и прикрепляется к задаче.
Задачи расписаны, время по каждой зафиксировано. После этого можно делать выгрузку с общей информацией по проекту.
Примерно так выглядит выгрузка с разбивкой по времени для выполненных задач:
С расходами мы тоже открыты. Доступы ко всем сервисам, где расходуем бюджет, предоставляем клиенту сразу. Все отчеты храним в личных кабинетах клиентов. В любой момент клиент может зайти в кабинет и посмотреть отчетность за любой месяц работы.
Прозрачная отчетность (чистая совесть, спокойный сон)
Отчетность открытая, всегда вовремя благодаря планированию дедлайнов и ведению очереди проработки проектов. По факту поступления оплаты каждый специалист вносит проект в план на проработку.
Ведение плана проработки и дедлайнов
Для соблюдения дисциплины и порядка мы ведем планирование очереди проработки и дедлайны по каждому проекту.
Планирование очереди проработки
К примеру, поступила оплата по проекту №1 с бюджетом на 12 часов работы, специалист тут же внес его в план на 1-е и 2-е число месяца, поступает следующая оплата по его проекту, он вносит его на 3-е и 4-е число месяца и т.д. все поступающие оплаты фиксируются и проект ставится на проработку согласно очереди.
Каждый специалист заранее знает, в какие дни у него будет работа по каждому из проектов. При этом в план заносятся только оплаченные проекты, что позволяет видеть реальную нагрузку специалиста в конкретном месяце.
Иногда бывает полезно, когда много проектов у одного из специалистов не оплачено. На графике видно, что у сотрудника работы по проектам нет и в этот момент можно давать другую работу, не связанную с проработкой клиентских проектов.
Дедлайны
Помимо этого мы ставим дедлайн по проработке проекта, это дата оплаты + 30 дней. По разным причинам дата планируемой проработки может сдвигаться, но она не должна сдвинуться дальше дедлайна.
Так в каждом месяце мы видим, проработан проект или нет, и вовремя ли он проработан.
Счет только вместе с отчетом
После проработки проекта мы делаем отчет о результатах, выполненных работах и планах на следующий период. Только после готовности такого отчета с перечнем выполненных работ и планов на очередной период мы выставляем клиенту счет и отправляем его вместе с отчетом.
Так выглядит мониторинг о факте выставления счета, его оплаты и готовности отчета по этой оплате. Каждая строка – отдельный проект.
Отсутствие бесплатной работы и должников
Работу по проекту не продолжаем, пока клиент не внесет оплату за следующий период. Благодаря этому мы не делаем бесплатной работы, и у нас нет ни одного должника. Поступает очередная оплата, вносим проект в очередь на проработку, продолжаем работать. Конечно, если уровень доверия к клиенту высокий и он обещал оплатить, то работу продолжаем.
Примерно так выглядит наш график планирования на каждый месяц.
Пояснения к изображению:
Числа вверху – это дата.
Каждая строка это отдельный проект.
У каждого специалиста свой цвет, цветом обозначены планируемые даты проработки проекта.
Вертикальная темная линия в ячейках – это дата дедлайна.
Мы обсудили взаимовыгодную модель сотрудничества SEO-компании и заказчика услуг SEO. Теперь поговорим об организации работы сотрудников компании.
Ролевая модель
По каждому проекту выделяется SEO-оптимизатор и аккаунт-менеджер.
Количество часов работы оптимизатора автоматически рассчитывается исходя из бюджета клиента, расходной части проекта и стоимости часа на текущий период работы.
На изображении выше видно, что у одного сотрудника может быть несколько ролей.
В нашем случае это:
- SEO специалист;
- менеджер по продажам;
- менеджер по работе с клиентами.
Процент с прибыли за каждую роль в проекте
У каждой роли есть свой процент денег с бюджета по каждому проекту.
Таким образом, если ты занимаешься проектом только как SEO специалист, у тебя один процент с прибыли, если ты еще и ведешь клиента как аккаунт, получаешь дополнительный процент.
Таким образом:
- С каждого проекта считается денежное вознаграждение для каждой роли.
- Каждый сотрудник суммирует денежную долю его ролей в проекте.
- В зарплате учитывается сумма, заработанная с каждого проекта, а именно с каждой роли в каждом проекте, в котором участвует сотрудник.
Это сделано для справедливого расчета зарплаты и мотивации каждого сотрудника.
Все сотрудники видят расчеты, в том числе и свою текущую нагрузку. Благодаря этому прогнозируют свою ЗП. Всё для всех просто, справедливо и прозрачно.
Когда в работу поступает новый проект, я как руководитель отдела заранее понимаю, потянет ли сотрудник проект. Проблем с результатами или недоработками не бывает, так как я регулярно проверяю выполненные работы и общую стратегию продвижения. Если проект «не лезет» в топ, то самостоятельно делаю аудит и даю рекомендации по выходу из ситуации, как правило этого хватает. Крайне редко проект передается другому сотруднику, с целью проработать его незамыленным взглядом.
При такой схеме у нас зарплаты специалистов колеблются в диапазоне 30-50 тыс. руб., что по волгоградским меркам вполне неплохо.
Сотрудники довольны, теперь о прибыли компании.
Распределение бюджета проекта
По каждому проекту мы считаем:
- расходная часть (ссылки, тексты, технические правки и т.д.);
- зарплатный фонд (распределяется между тремя ролями, для каждой роли выделяется определенный процент из ФОТ);
- налоги;
- расходы на офис;
- прибыль компании.
Как мы видим, пока деньги доходят до прибыли, их бОльшая часть теряется в прочих расходах.
Прибыль компании составляет около 20% от общего бюджета SEO-проекта.
Опять же, большая часть этих денег выделяется на улучшения качества работы сотрудников:
- оплата курсов по обучению и конференций;
- оплата тестирования новых SEO инструментов и сервисов;
- обеспечение хорошей техникой, на данный момент все сотрудники работают за компьютерами Apple;
- регулярные подарки, корпоративы и т.д.
В общем, пока основная доля прибыли реинвестируется в повышение качества работы.
Прогноз прибыли компании и понимание точек роста
Такой формат позволяет понимать и прогнозировать прибыль, а также видеть вклад каждого сотрудника в общую прибыль компании и, наоборот, вклад прибыли в каждого сотрудника.
Дополнительно, для понимания уровня каждого сотрудника и того, насколько каждый растет в профессиональном плане, мы разрабатываем систему ачивок, где за определенные результаты и инициативы сотрудник получает баллы. В итоге, к примеру, за месяц/квартал виден результат по каждому сотруднику, его идеи, кейсы, достижения по проектам и т.д. Или наоборот — сотрудник только формально выполняет свои задачи и на этом всё.
Ещё планируем разработать и проводить внутренние экзамены, но на текущий момент это лишь в планах.
Мы всегда понимаем, сколько проектов (по сути, часов) мы еще можем взять в работу и заранее планировать дальнейшие действия, приостанавливать набор новых проектов или брать еще одного специалиста, чтобы сделать возможность работать над новыми проектами.
Выводы
Схема работы по часам в комплексе с измерением KPI в каждом проекте является наиболее честной и прозрачной, а также наиболее эффективной, так как исполнитель продолжает вести работу даже после достижения положительных результатов.
Единственная адекватная гарантия в SEO, которая имеет право быть, ― это гарантия проводимых работ.
Схема одинаково полезна для клиента:
- гарантируется выполнение работ над проектом;
- прозрачность выполняемых работ и расходов по проекту.
И для компании исполнителя:
- исключается бесплатная работа;
- отсутствует накопление задолженности по неоплаченным счетам;
- есть понимание нагрузки SEO-специалистов;
- прогнозируемый объем проектов, которые можно брать в работу;
- понимание прибыли с каждого проекта.
Ролевая модель работы позволяет каждому сотруднику выбирать область деятельности и даже регулировать соотношение участия в той или иной роли, что позволяет работать с интересом и хорошей зарплатой.
Когда побеждают все — компания исполнитель, сотрудники компании и клиенты компании, ― работать приятно всем. Компания получает хорошую прибыль, сотрудники ― достойную зарплату, клиенты ― желаемый результат.
Все эти факторы в комплексе позволяют делать по-настоящему качественную услугу.
P.S.
Ну что, Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс? Выбирайте Гасконь, не ошибетесь.
А какие у вас три роли и как распределяете проценты?