Я угадаю эту мелодию с двух нот, или История гострайтера

Писать хорошо

Диджитал-самурай уже отметился однажды на страницах Котиков. Диджитару-до — путь, которым идут многие из нас. Но, как вы понимаете, движение по этому пути приходится сопровождать писаниной за деньги. И мне было интересно, как это получается у диджитал-самураев. Как минимум необычно. Сейчас мы это узнаем.

Для пущего диссонанса статья проиллюстрирована историей другого гострайтера (ghostwriter), о судьбе которого спорят до сих пор.

И на этом мы закончим публикацию историй о том, кто как достиг заветной ставки за килознак.

image2

[Эпистемологический статус: челлендж #самыйпафосныйкопирайтер принят. Продолжаем травить байки матерых писак: чем мы хуже рыбаков?

Дисклеймер: никому не советую повторять в реальной жизни то, что я делаю с текстами и карьерой. Это случайное мнение случайного литературного пирата, не стоит экстраполировать его на состояние дел в индустрии].

Диджитал-самурай — спорадический переводчик и копирайтер. Начинал с технического перевода, продолжил писать для рекламы и герилья маркетинга. Медленно, но уверенно дрейфует в сторону журналистики, спичрайтинга и гострайтинга похабных сценариев. (Описание неполное, но точное насколько это возможно).

Биржи? Нет, не слышал

Такой культурный и профессиональный пласт как content mills (биржи копирайтинга/текстовые мельницы) прошел мимо меня. Мне известно, что есть такие места в интернете, но как-то не заносило меня туда, а сейчас и времени нет самому наведываться. Если предпочитаете работать с посредниками (текстовыми риелторам), то почему бы и нет. В этом нет ничего предосудительного — все рано или поздно пользуются услугами агентов.

Штат или фриланс?

Выберите то, от чего вас не тошнит. Эти режимы ничем не отличаются, при видимых различиях можно нахвататься как скрытых недостатков (одиночество, постоянный поиск заказчиков), так и неочевидных достоинств (призрачная стабильность, которая очень успокаивает неврастеников).

Только потому что вы фрилансер-затворник на горе Фудзи и никогда не видели своих заказчиков — еще не значит, что они вас не найдут. Свежий пример: после года работы меня нашли и захотели увидеть одни из моих заказчиков. Это был первый такой случай за мои 3+ года перманентного фриланса. Итоги встречи: за 7 часов воскресного дня я успел побывать гидом, фотографом, инструктором по теннису и капитаном маломерного судна речного флота.

Так все же, писать по килознакам или нет?

Без разницы. Нравится — пишете. Не нравится — не пишете. Тут нет предмета для спора. Такой способ расчета очень выгоден тому, кто покупает текст. Если плата за килознаки (или количество слов) выгодна автору, то это или 1) ультра-фешенебельный глянец, который может позволить себе разбрасываться деньгами первое время, пока не проели весь бюджет, или 2) это онлайн казино, которое нужно срочно залить буквами. Или заказчик относительно недавно работает с коммерческими писателями и плохо ориентируется в ценах — килознаки ему привычней.

Большинство изданий предпочитают flat fee (оплата по определенному тарифу для каждой категории текстового контента), расчет по количеству слов, оплату за конкретные часы (shift editor, редактор смены/выходного дня получает в региональном новостном издании в районе 140-220 USD за 10-12 рабочих часов; имеется в виду издание в ЕС и англоязычном мире, за Эмираты, Индию и РФ не могу сказать) и во всей этой каше порой сложно разобраться.

Если брать общую тенденцию, то я не умею адекватно оценивать свой труд. Обычно беру 160% дневной ставки штатного журналиста средней руки и калибрую уже от этой отметки. Редко торгуюсь по ценам, обычно на мои условия соглашаются (хоть и стонут потом). Или соглашаюсь я (тоже ною потом). Из недавнего: в прошлом месяце я получил 40 USD за четыре буквы (кириллица) и 100 USD (simple English, книга размером в 29 страниц, Times New Roman, 12 pt, полуторный интервал). Ну как все это адекватно оценивать? Понятия не имею.

Также оцениваю материалы как холодные/горячие (холодный = малознакомый, потрачу месяц на чтение спец. литературы, работу с первоисточниками и консультации у нужных людей; горячий = материал по знакомой мне теме, такого текста могу выдавать хоть по 10 тысяч слов в день, редактура и фактчекинг включены). Срочность на оплату влияет мало — пишу медленно. За конфиденциальность и жареный материал обычно полагается прибавка — я не отказываюсь.

image1

Если нужно подключать мозги со стороны, то оплата может вырасти, а может и нет: пожилые профессора любят отвечать недалеким студенткам. Когда пишу вещи сложные и требующие дополнительной экспертного мнения, то на мейлы женского рода (например, holly_buchanan@gmail.com) большинство научных сотрудников и университетских преподавателей отвечают примерно в два раза чаще (и раза в четыре подробнее), чем на мейлы с четко прописанным мужским именем. У меня нет хорошей теории, почему это происходит: или они считают, что девушкам простительно задавать глупые вопросы, или они на что-то надеются. А вот преподаватели-женщины отвечают на мейлы с мужского и женского аккаунта одинаково.

Кроме чисто денежного вознаграждения есть еще несколько типов валюты, которую можно получить, работая наемным писакой.

Полезные связи, строчка в резюме, от которой срывает голову у впечатлительных эйчарш, бесплатный алкоголь в баре, да мало ли что. Я, например, люблю иногда помогать маленьким, но гордым ресурсам — фактически передаю эстафету, на которую меня вытащили три интервьюера, которые ни за что на свете не должны были сделать мне оффер. Не всё и не всегда пишу за деньги — некоторым своим заказчикам я с удовольствием отредактирую или переведу текст даже после того, как мы официально закончили сотрудничество и между нами нет никаких «должков». Если мне понравится издание или нужно проверить кое-что, то могу подарить одну-две публикации.

Портфолио-шмортфолио

Не собираю и не предоставляю. Мне это неинтересно. Большинство моих текстов подписаны не моим именем (ghostwriter, однако), в рабочем арсенале у меня дюжина гетеронимов (иногда пишу для конкурирующих изданий), и, как настоящий литературный пират, не могу взять и подписать своим именем чужую интеллектуальную собственность, даже если она подверглась существенной обработке/пародии.

Так сколько времени у тебя занял путь к вершине копирайтинга?

Поверхностный вопрос, в духе протестантской этики вестернизированного мышления, которое окуппирует даже самые отдаленные уголки мира (или это я не могу в нарратологию). Выше, больше, сильнее, да… Сегодня я пишу более слабые (меньше ресерча, размытые формулировки, минимум художественной/научной ценности, никакого авторского стиля, меньше объемы) тексты, чем на старте. Но платят мне в разы больше (даже с учетом инфляции). Если бы я прислушивался к деньгам, которые так и шепчут мне на ухо, «ты получаешь за свои тексты больше, чем в среднем по популяции, значит ты четкий ман и успешный копирайтер», то я бы мог сказать, что я четкий ман и успешный копирайтер — пришел к ценнику в ххх денег за ххх знаков. Но, увы и ах, — я немного туговат на ухо, ergo не слышу, что там эти деньги нашептывают.

Сегодня я все больше ценю простоту и малые формы — то, с чего обычно начинают. С каждым днем стараюсь писать все меньше. Иногда мне это удается. Например сейчас — вложился в 1000 слов.

Все.


Иллюстрации к статье — кадры из фильма «Аноним», в нем Шекспир был только маской, а писал все его пьесы… (смотрите сами, кино того стоит).

Подпишитесь на рассылку новостей. Никакого спама!

Оцените статью
Поделитесь статьей с друзьями
madcats.ru

Комментарии закрыты.

  1. Аватар
    Анько

    Диджитал-самурай! Я выбираю тебя и твой путь!

X