Иващенко и Низамов: «На этот раз никаких компьютеров — только пицца»

У обоих было серьезное неприятие того, как именно развивается рынок SEO. Хотелось сделать все по уму

Сегодня наши гости — спикеры Baltic Digital Days — Октавиан Низамов и Владислав Иващенко, генеральный и технический директора компании, названной их именами, «Иващенко и Низамов: поисковые технологии». Партнеры и друзья, которые вот уже пять лет в ежедневном режиме делят операционное управление динамически развивающейся компанией в сфере SEO.

Ребята, пару слов о себе, о начале сотрудничества.

О. Н. Мы с Владом с 2010 года вместе (улыбается), и за все, что мы делаем… Он тогда фрилансил, у меня был уже давно свой бизнес.

В. И. С 2013 года плотно работаем в команде. У меня технические амбиции, у Октава — бизнесовые. Начинали с малого: один в ручном режиме искал клиентов, другой — двигал. Офис 30 квадратов, два икеевских стола, серый линолеум и личные ноутбуки.

О. Н. Зато очень удобно было ходить к кулеру в соседний офис другой моей компании.

В. И. Есть специалисты и есть управленцы.

О. Н. Специалисты и спекулянты, да? (смеется). Мы запускались в условиях, когда у каждого был весомый бэкграунд. Влад был гуру интернет технологий, я — набивший много шишек предприниматель. У обоих было серьезное неприятие того, как именно развивается рынок SEO. Хотелось сделать все по уму. С самого начала договорились о паритете — все фифти-фифти. Была уверенность в адекватности партнера, остается она и сегодня.

У вас какая компания — янтарная, оранжевая или бирюзовая?

О. Н. Не совсем понял, в чем смысл вопроса, но я бы сказал: оранжевая.

В. И. Янтарная. Люблю Калининград.

Вы планируете пройти МВА, например?

О. Н. Я проходил MBA, но где-то в середине бросил. Показалось слишком академичным. Интересно в плане общения, знакомств. В целом, обогатило, но КПД и временные затраты не очень порадовали. Опыт, конечно, положительный. Прикладные методики продуктивнее осваивать, ознакомившись с конкретными книгами самостоятельно. В групповом обучении всегда большой процент такого детского «а теперь давайте все дадим обратную связь… и т.п.», меня это немного раздражает формализмом и растягиванием времени.

В. И. Нет таких планов. Что такое MBA — просто дайджест теорий и концепций, часто сильно оторванных от реальности. Эрудицию расширяет. Наверное.

Верите вообще в управленческие методики? Читаете Адизеса? Кого еще?

О. Н. Кто такой Адизес?

В. И. Адизеса погуглим… «Адидас» знаю, Адизеса не знаю.

О. Н. В целом, литературой по предмету не пренебрегаю. Кого читал и уважаю: Владимир Тарасов, Питер Друкер конечно, СПИН-продажи Нила Рэкхема.

В. И. Стивен Кови, «История самой необычной компании» Рикардо Семлера, «Бизнес в стиле фанк» — понравилась.

О. Н. И еще серия «От хорошего к великому» Джима Коллинза. Подкупает эмпирическим подходом.

Расскажите о текучке в компании, сколько людей уходит в месяц?

О. Н. Далеко не каждый месяц уходят люди. В штате питерского офиса сейчас 25 человек. Может быть, раз в полгода кого-то теряем.

В. И. Со стажерами есть текучка. Мы приглашаем людей, учим их, платим, но кто-то в процессе понимает, что это не его, и уходит.

У вас есть личный помощник?

О. Н. Строго говоря, есть зам с функциями личного помощника. От меня поступает много поручений, но кофе приносить — в их список не входит. Собственно, она сидит в трех кабинетах от моего, даже просто позвать голосом не выйдет. Правильнее назвать «доверенное лицо», человек вовлечен и в другие мои бизнесы.

В.Н. А у меня совсем нет помощника, есть подчиненные (смеется).

О. Н. Зато у меня подчиненных очень мало: по структуре компании это всего четыре человека. Что за генеральный директор…

Вы собеседуете кандидатов сами? На какие должности?

О. Н. Да. За все время только два стажера были приняты без моего личного участия. Считаю кадровую работу одной из главных задач топ-менеджера.

В. И. Сейчас практикуем двухэтапное собеседование. Руководители отделов и мы оба обязательно должны присутствовать на финальном этапе.

Если начинать все заново, в какую сферу вы бы пошли?

О. Н. На госслужбу (смеется). Начинай я заново, но с сегодняшним опытом, вряд ли так бы горел именно SEO. Жалеть не о чем, но сейчас больше интригует работа в реальном секторе. Ну а мечта — это масштабный онлайн-проект. Новый «Твиттер». Но это именно мечта, конкретных планов нет, а вот относительно реального сектора как раз есть.

В. И. А я бы пошел в SEO. Онлайн-деятельность с 2005, две трети моей жизни — сеть. Ничем другим я никогда не занимался, кроме подработки на выборах в студенчестве.

О. Н. Поэтому и компания у нас оранжевая (смеется).

SEO-компания — ваш единственный бизнес? Есть что-то реальное?

О. Н. Основной. Есть тоже любимый, уже стабильно и автономно работающий бизнес — 1С-франчайзи, но деятельность в рамках этого направления контролирует другой мой бизнес-партнер.

В. И. Прямо сейчас мы запускаем новый проект. Снова вдвоем. На этот раз никаких компьютеров — только пицца.

Если вы разоритесь, к кому из коллег пойдете наниматься? Предположим, что начать снова работать на себя не выйдет.

О. Н. Если Влад станет моим работодателем? Не страшно. Надеюсь, сочтет меня полезным. Как у Обамы — место найдется (улыбается). А вообще, это было бы интересным опытом.

В. И. Зарекаться нельзя, не в нашей стране. Я бы пошел к Хаитам — симпатичные ребята.

О. Н. А в «Раш» тебя бы не взяли: выступаешь много.

В. И. В «Раш» — точно бы не взяли (смеется).

Вы знаете, что у клиента не совсем этичный подход к заработку, но он хорошо платит — будете работать?

О. Н. Тут все очень просто — наши понятия об этике плюс нормы законодательства. С черными темами не связываемся.

В. И. Отказывали иногда странноватым людям. Помню, кто-то хотел трафик на сайт из Новороссии. Специфика SEO и ее отличие от традиционных рекламных каналов еще и в том, что мы не предлагаем продукт тому, кто сам еще не проявил к нему интерес. Пользователь в сети ищет, мы помогаем найти, а формирование спроса не наша задача, наша — ответить на вопрос. Так что этический выбор — не самая частая проблема.

От серых методов вы отказались из каких соображений?

О. Н. В первую очередь, вопрос безопасности клиентов. Соблазн понятен — результат можно получить быстрее и, на короткой дистанции, выгоднее, а вот риски очень высоки. Оно того не стоит.

В. И. Попадание клиентского сайта под фильтры — колоссальный репутационный вред для нас как подрядчика. Пограничные методы просто не рассматриваются.

Вы наймете специалиста, который будет сильнее вас во всем?

О. Н. Да. Только так. В этом залог развития. Слава богу, понимание этого факта пришло довольно давно.

В. И. Конечно!

Взяли бы вы исполнительным директором женщину?

О. Н. Легко. И такой опыт есть.

В. И. 100 %! Мир меняется, меняются роли. Сегодня оголтелый сексизм — это просто глупо.

Какое у вас соотношение М/Ж в компании? А среди топов?

О. Н. В руководстве только одна женщина, так сложилось исторически, а в коллективе соотношение почти идеальное.

В. И. И самые успешные технические специалисты сегодня как раз девушки. Эта ситуация окончательно выкристаллизовалась в этом году. Знаю, по отрасли такая картина не типична, но у нас вот так.

Сколько денег вы тратите на продвижение своей компании? Сколько стоит один лид?

О. Н. Мы любим финстрипы. Есть соответствующие посты на «Спарке»: https://spark.ru/startup/ivaschenko-nizamov/blog/33915/kak-seo-agentstvo-potratilo-eschyo-1-368-000-rub-na-reklamu-i-chto-iz-etogo-vishlo и https://spark.ru/startup/ivaschenko-nizamov/blog/19760/kak-seo-agentstvo-potratilo-600-tis-rub-na-reklamu-i-chto-iz-etogo-vishlo.

В. И. Цена лида в среднем около 1000 рублей.

Если вы делегируете все полномочия и займетесь другим бизнесом, эта компания будет так же успешна?

О. Н. Мне приятно так думать.

В. И. Определенно двигаемся в этом направлении.

У вас есть сотрудник, которому можно все делегировать и уехать на випассану, например?

О. Н. У нас есть команда.

В. И. Можем легко оставить компанию на месяц. Оба. Систематически практикуем. Беспокойства не возникает, коллектив сильный. Стратегические изменения пока у нас в руках, но руководители отделов самостоятельны в решениях.

Бывший сотрудник сильно обижен и везде рассказывает о вашей компании гадости. Ваши действия?

О. Н. Большая редкость в нашей практике. Так сразу и не припомню.

В. И. Если что — вступим в диалог. Зависит, наверное, от ситуации. Отвернитесь, я сплюну три раза.

Клиент ужасно недоволен и написал целую «телегу» в комментариях на VC. Вы будете просить модераторов убрать комментарий? Если нет, то что вы сделаете?

О. Н. Если это реальный клиент и он действительно недоволен, это наш залет, и вопрос надо решать до того, как это выливается в паблик. Ну и в паблике решать тоже надо, если уж произошло.

В. И. Будем работать с негативом. Ситуации бывают разные, иногда вне логики.

Можно заплатить, и ваша компания будет в топ-3 по всем жирным запросам. Какую сумму вы бы не пожалели?

О. Н. Миллион.

В. И. Надо считать, частотность смотреть. Вопрос не в общей сумме, а в цене лида.

Назовите одного вашего конкурента, на которого вы очень внимательно смотрите.

О. Н. Одного? Почему одного? Я внимательно смотрю на Nimax, «Раш», Sreda digital, поддерживаю связь с некоторыми коллегами по индустрии через социальные сети.

В. И. У меня огромный список. Помимо названных, тут и «Компот», и «Семантика» — очень интересные, растущие ребята из Воронежа, и другие. Все, кто шевелится и что-то делает, ищет новые тропинки, развивается. Как правило, это не монструозные москвичи, а небольшие региональные игроки, для которых ресерч — единственная дорога к счастью. Из «крупняка», может быть, «Кокос». Они, по крайней мере, не сидят на месте.

Вы верите в нетворкинг? Участие в конференциях приносит лидов? Или это просто фан такой?

О. Н. Да, верим. И конференции любим, хотя лидов от этой работы не ожидаем.

В. И. В нашем сегменте профильные конференции не очень помогают искать лиды. Но работа нужная, в том числе для развития рынка и сообщества.

И о личном:

Ваш любимый сериал и киногерой?

О. Н. Люблю «Игру Престолов». Понравился «Lost». Киногерой — затрудняюсь с ответом.

В. И. И я люблю про драконов, еще упомяну «Доктор Хаус», «Декстер» — развлекательного плана.

Какую книгу вы читали последней?

О. Н. Акунина, как раз перешел от «Истории России» к свежему Фандорину.

В. И. Практически не читаю худлит. Домашняя библиотека на 60% — книги МИФ.

Вы умеете готовить?

О. Н. Плов и овсянку.

В. И. Кофе в кофемашине (смеется).

Вы практикуете медитации?

О. Н. Бывает.

В. И. А что это такое?

Бегаете? Как регулярно?

О. Н. Стараюсь каждый будний день.

В. И. Для меня вопрос не стоит. Не бегаю. И не планирую.

Ваше отношение к алкоголю?

О. Н. Сдержан. В этом году решил полностью исключить.

В. И. Раз в две недели, в хорошей компании.

Как давно вы ездили в общественном транспорте?

О. Н. Регулярно езжу. У меня вообще нет личного автомобиля. У жены есть, а я как-то обхожусь.

В. И. Года три назад был в метро.

МАС или РС? Айфон или «Андроид»?

О. Н. Mac, iPhone, iPad, Apple Watch.

В. И. Windows, Android, Samsung Gear.

О. Н. Зато всегда есть, о чем поспорить (смеется).

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Нажимая кнопку «Отправить комментарий», вы подтверждаете, что ознакомились с Условиями обработки персональных данных и принимаете их.

Подпишись на рассылку

Рассылка Безумных Котиков интернет-маркетинга, спонтанная, субъективная, обо всем.
Email *
Имя *
Нажимая кнопку «Сохранить», вы подтверждаете, что ознакомились с Условиями обработки персональных данных и принимаете их.