Мы все — плагиаторы: никто не виноват, но что делать

Плагиатор — неприличное слово. Им клеймят тех, кто ворует чужие идеи и выдаёт за свои. Это вечнозелёная тема в литературных кругах. В интернете о плагиате помалкивают и редко идут дальше технической уникальности.

Сетевые авторы в свободное время рассуждают о разнице между глубоким рерайтингом и копирайтингом, но ценность самой уникальности текста под сомнение не ставят. А если кто обвинит в банальности идей, можно предъявить справку об уникальности, выданную Адвего Плагиатусом.

этимология

Давайте разворошим этот улей, в котором нам так тепло и уютно. Давайте вспомним о таком понятии, как фактическая уникальность текста, и признаем наконец, что в интернете все тексты — родственники, а каждый из нас немного плагиатор.

Есть хорошая новость — это не смертельно.

bourne-2

Плагиат — рождённый в древности

Если ты украл свою мудрость из одной-единственной книги, то ты презренный плагиатор, литературный вор. Но если ты крадёшь из десяти книг, то называешься исследователем, а если из тридцати-сорока книг, то ты — выдающийся исследователь.

Амос Оз

В древнем мире заимствование чужих идей было обычным делом. Даже такие великие умы, как Геродот, Плутарх и Диодор Сицилийский, делали это открыто и с удовольствием.

И даже те, кто осуждал плагиат, всё равно понемногу воровали сами. Например, Вергилий яростно осуждал плагиат в произведении «Sic vos non vobis». Однако Макробий уличил его в заимствовании множества стихов у Лукреция и Энния, о чём написал в 6-й книге «Сатурналий».

Крупнейшие писатели эпохи Просвещения активно использовали заимствование в своём творчестве. Мольер сплагиатил у французского драматурга Сирано де Бержерака целую сцену и без изменений перенёс её в свою пьесу «Проделки Скапена». Когда Мольера упрекали в плагиате, он парировал: «Я беру своё добро всюду, где его нахожу».

Шекспир тоже заимствовал целые сцены и множество отдельных стихов, а на упрёки отвечал: «Это девка, которую я нашёл в грязи и ввёл в высший свет».

Обвинения в плагиате постоянно звучали в литературных кругах. В списках обвиняемых значились такие выдающиеся авторы, как Эмиль Золя, Альфонс Доде, Эдмонд Абу и Альфред де Мюссе. В 1891 году была издана целая книга, обличающая в плагиате Готхольда Лессинга.

Кстати, Лессинг упражнялся в плагиате с известной басней о вороне и сыре. Автор заменил кусок сыра на отравленное мясо. В его версии Лиса выманила у Ворона отравленное мясо с помощью лести, съела его и издохла. А мораль у него заключалась вовсе не в том, что Ворона глупа. Лессинг осуждает Лису: «Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!»

К слову сказать, знаменитые басни многократно становились объектом внимания плагиаторов. А наш любимый Иван Крылов так мастерски переделал некоторые басни Эзопа, Лафонтена и Федра на русский манер, что теперь они занимают видное место в отечественной литературе.

Одни авторы заимствовали понемногу, Дюма-отец играл по-крупному. Он сплагиатил большие отрывки не только у неизвестных авторов, но и у таких знаменитых коллег, как Шиллер, Вальтер Скотт и Шатобриан.

Так что плагиат существует ровно столько, сколько и сама литература.

Тест на плагиат — больной вопрос

Плагиат — умышленная выдача чужого произведения за своё. Это когда вы скопировали несколько абзацев или весь текст у другого автора и поставили свою подпись. Вроде всё просто и плагиат найти легко. Но нет. Достаточно хорошенько отредактировать текст, чтобы обнаружить и доказать факт плагиата стало почти невозможно.

bourne-4

У такого понятия как плагиат нет точного определения, поэтому в некоторых случаях сложно однозначно отделить плагиат от таких сопредельных понятий, как подражание, заимствование, соавторство, и других случаев сходства произведения. Совпадение отдельных идей плагиатом не считается, поэтому если кто-то позаимствовал вашу идею и описал её в собственном стиле, то доказать факт плагиата вряд ли получится.

Сегодня больше всего обвинений в литературном воровстве поступает в адрес Дэна Брауна и Джоан Роулинг, авторов таких мировых бестселлеров, как «Код да Винчи» и серия романов о Гарри Поттере. В суде ни одна из претензий в адрес авторов бестселлеров удовлетворена не была. Зато Джоан Роулинг отчасти удалось доказать факт плагиата со стороны русского автора — Дмитрия Емеца, который написал серию книг о супердевочке Тане Гроттер. Публикация книг о Тане Гроттер запрещена в ряде европейских стран. Однако Роулинг не смогла помешать изданию книг российского автора в Голландии.

Если доходит до суда, экспертизу текста выполняют лингвисты и здесь исход дела решает их профессионализм и опыт. Как пишет доктор филологических наук Татьяна Стексова, человек может изменить свою точку зрения на любую проблему, сменить объект научного исследования, но манера изложения мыслей сохраняется.

Стиль изложения, частота использования вопросительных конструкций или слов с оценочным значением — в ходе экспертизы лингвисты тщательно изучают тексты, чтобы выявить, есть ли в них сходство. Если вам интересно, как всё происходит, статья Стексовой «Дело о плагиате: опыт лингвистической экспертизы» как раз об этом. А мы идём дальше.

Почему в интернете о плагиате не скандалят — и правильно делают

В большой литературе обвинения в плагиате звучат часто и вызывают сильный резонанс. В интернете по каждой теме есть десятки похожих друг на друга статей и это мало кого заботит.

На то есть как минимум четыре причины.

Во-первых, в литературе борьба с плагиатом — это борьба за прибыль и репутацию. Писателю важно не позволять другим наживаться на его успехе и защищать репутацию, если кто-то обвинит в плагиате его самого. Копирайтер часто работает за смешной гонорар, прощается с текстом навсегда и не терпит никаких убытков от появления клонов его статьи.

bourne-8

Во-вторых, физически невозможно отследить все тексты, написанные на основе вашего. Можно найти точные копии или фрагменты, но невозможно отследить все статьи, при создании которых какую-то роль сыграл ваш текст.

В-третьих, в сети мало кто может быть уверен в том, что он сам написал уникальную статью. «Всякий текст вбирает в себя другой текст и является репликой в его сторону», — пишет один из основателей теории интертекстуальности французский семиолог и литературовед Юлия Кристева.

В век информационного общества, когда мы каждый день просматриваем и пролистываем десятки постов, статей и заголовков, немного лицемерно говорить про уникальность. Интернет — мир текста, поэтому при написании статьи мы всегда опираемся на то, что прочитали ранее. Об этом хорошо сказал Бернар Вербер: «Ваша мысль — лишь бледная копия размышлений великих, которых вы цитируете».

В-четвёртых, текст в «коммерческом» интернете служит конкретным маркетинговым целям. Его пишут с учётом поставленных целей, особенностей целевой аудитории и других факторов. И там, где один текст принесёт компании выгоду, другой будет бесполезен, и дело вовсе не в уникальности.

Две стороны уникальности текста и один бонус за свежую идею

Если в литературе воюют с плагиатом, то в сети — с неуникальными текстами. Здесь тоже без сложностей не обошлось. Понятие «уникальный текст» состоит из двух составляющих: технической и фактической уникальности.

С технической уникальностью проще. Всё когда-то началось с того, что Яндекс устроил очередной апгрейд поисковых алгоритмов и продвижение сайта стало невозможным без уникальных текстов. С тех пор даже те, кто не верит в силу качественного контента, вынуждены сверяться с такими инструментами проверки уникальности, как «Антиплагиат», Advego Plagiatus, miratools.ru, istio.com и другие.

Лезть под капот этих сервисов не будем, скажем только, что их объединяет общий принцип работы: вы добавляете в систему свой текст, а она дробит его на кусочки (шинглы) и сравнивает с другими нарезанными кусочками, опубликованными в сети, чтобы найти похожие. Если вы поставили пять слов подряд так же, как и другой автор, система это выявит.

Однако 100% уникальности в данном случае говорит только о том, что автор действительно поставил все слова в уникальном порядке.

Исключительность высказанных идей — это уже про фактическую уникальность. Фактически уникальным можно назвать текст, который содержит оригинальные, свежие идеи. То есть об этом раньше не писали, об этом так раньше не думали, на это раньше не смотрели под таким углом.

Например, до вас все писали, что текст должен содержать как можно больше ключевых слов, прикидывали идеальное их количество и раскрывали лайфхаки, которые помогают вписать в предложение безграмотное словосочетание из пяти ключевых слов.

А потом появились вы во всём белом и сказали, что текст следует писать для людей, а для каждого ключевого слова надо бы сооружать фундамент из пользы и смысла. Вот такая статья будет уникальной по содержанию и станет предметом гордости для автора.

bourne-5

Бонус в том, что такая статья не обязана показывать 100% уникальности по Адвего. Вы можете цитировать чужие слова, приводить фрагменты отвратительных SEO-текстов, писать курсивом и красить слова в разные цвета — и вам за это ничего не будет, потому что вы написали нечто действительно уникальное.

Ново-пассит для копирайтера: стремиться не к уникальности, а к решению поставленных задач

Смириться с мыслью, что все мы немного плагиаторы, легче, если вспомнить о том, зачем мы вообще пишем. Если нужно рассказать о преимуществах товара компании, то главный критерий качества вашей работы — удалось ли вам рассказать о продукте так, чтобы пользователь понял свою выгоду. Если вы ведёте блог компании, хорошо бы каждая статья помогала решить проблему, которая волнует читателей блога.

bourne-3

Когда перестаёшь смотреть на текст как на уникальный набор слов и воспринимаешь его как инструмент для работы с читателем, становится легче. Тогда быть уникальным — не главное, важнее говорить о том, что интересно аудитории.

Иногда уникальность вообще не нужна, достаточно наступить на больную мозоль читателя и предложить лечение.

От редакции: в некоторых случаях даже самые твердолобые сеошники уже признают, что не в уникальности дело. Какая уникальность может быть в описании товара, присутствующего в 100500 интернет-магазинах?

Хороший автор всегда ищет дополнительную ценность

Если вы хорошо отрерайтили материал, сервисы проверки уникальности вас не разоблачат, а вот заказчик, коллеги и конкуренты могут. Когда человек «в теме», он легко заметит заимствованные идеи и заезженные пластинки. Однако главный судья своим текстам — вы. Если хотите писать хорошо, старайтесь добавлять в текст максимум дополнительной ценности.

10 способов добавить в текст больше пользы:

  1. Используйте как можно больше источников.
  2. Используйте зарубежные статьи.
  3. Честно указывайте автора, у которого решили что-то позаимствовать. Знакомьте читателя с интересными авторами и экспертами, он будет благодарен. Можно указать цитату со ссылкой на источник.
  4. Попробуйте посмотреть на тему под новым углом.
  5. Упрощайте сложное, объясняйте непонятное, выделяйте частности из общего, собирайте фрагменты в общую картину.
  6. Проводите собственные эксперименты и рассказывайте о них.
  7. Приглашайте экспертов.
  8. Мониторьте интернет-ресурсы, чтобы отслеживать актуальные темы и писать на злобу дня.
  9. Проводите исследования аудитории, чтобы узнать о её болях и предложить лекарство.
  10. Работайте по принципу Амплифера, Тинькова и Безумных Котиков. Пусть за вашими текстами стоят не фрилансеры «на один раз», а люди, которые разделяют идеи бренда и работают с вами на постоянной основе. Хорошо, когда за коммуникациями стоит конкретный человек, который постоянно с брендом, его все знают, у него есть свой стиль.

Как быть, если заказчик требует % уникальности там, где это почти невозможно

Когда тебе есть о чём рассказать читателю, техническая уникальность уходит на второй план. Здесь не так важно то, как ты пишешь, важнее, о чём ты говоришь. Но заказчики бывают разные и некоторые маниакально требуют доводить текст до 100% уникальности. Иногда эта задача кажется невыполнимой. Тогда им приходится соглашаться на компромиссные 85%. Но легче от этого не становится.

bourne-9

Красота, здоровье и рецепты, интерьеры и мебель, сантехника — есть много тем, на которые, кажется, уже нельзя сказать ничего нового. Но если не лениться, то можно справиться и с этой задачей.

Три способа освежить банальный текст

  1. Для начала прогоните текст через сервис проверки уникальности. Лучше проверить текст с помощью нескольких инструментов. Там, где это возможно, просто переформулируйте предложения. Рерайтинг никто не отменял, это тоже почётный труд.
  2. Чтобы переписать то, что, кажется, невозможно сказать другими словами, задавайте вопросы и ищите детали. Обычно проблема заключается в общих формулировках. Команда высококлассных юристов, широкий спектр услуг, передовые технологии и авторские методики — вот это всё нужно конкретизировать. Помните, что не бывает двух абсолютно идентичных компаний, каждая чем-то, но отличается. Ваша задача — выяснить, чем именно, и добавить эти детали в текст. Проблема уникальности тут же решится.
  1. Иногда можно говорить так, как до вас на эту тему не говорил никто. АО «Кубаньжелдормаш» и астраханская столовая №100 — хорошие примеры того, как можно выделиться из толпы. Подходит для тех случаев, когда автору текста позволено почти всё.

Не нужно спорить о миллиметрах, которые отличают глубокий рерайтинг от копирайтинга. Можно выдохнуть и сконцентрироваться на главном — писать тексты, которые принесут читателю пользу. Правда хорошо? А ещё мы хотели вам сказать, что можно радоваться, если вас плагиатят. Это значит, что вы делаете что-то интересное! Как писал Александр Фюрстенберг: «Плагиатор помогает автору понять ценность его работы».

keepcalm800

Статья оформлена кадрами из трилогии о Борне, которая начинается с трудностей самоидентификации. Все мы не те, за кого себя выдаем.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Нажимая кнопку «Отправить комментарий», вы подтверждаете, что ознакомились с Условиями обработки персональных данных и принимаете их.

Подпишись на рассылку

Рассылка Безумных Котиков интернет-маркетинга, спонтанная, субъективная, обо всем.
Email *
Имя *
Нажимая кнопку «Сохранить», вы подтверждаете, что ознакомились с Условиями обработки персональных данных и принимаете их.