Лонгрид: причины популярности длинных текстов

Кипа книг на фоне неба Контент-маркетинг

Лонгрид (от англ. longread – долгое чтение) — это материал, предназначенный для длительного чтения. Создавая его, авторы, журналисты или команды используют особый подход к выбору темы и ориентируются на требования, предъявляемые к способам подачи и качеству собранной информации.

От редакции

Лонгрид и лендинг — два сакральных слова, которыми можно погрузить в задумчивость каждого второго клиента. И если волна лендингов немного схлынула — многие попробовали магическое сочетание «лендинг+контекст» и поняли, что вся магия у них в кошельке — то лонгрид пока остается светлым айсбергом на горизонте. Давайте немножко разберемся в этом вопросе.


Ещё не так давно вполне логичным казалось утверждение о том, что короткие тексты – это благо, а длинные – всем надоели и никто их не читает. В пользу небольших заметок, новостей и статей выступали даже [британские] учёные, заявившие, что мышление современного человека изменилось. Оно стало клиповым, или мозаичным. Что вполне оправдано, ведь как-то надо защищаться от шквала информации и постоянно ускоряющегося темпа жизни.

Масла в огонь подливали исследования [других британских ученых] о том, что интернет-пользователи перестали читать длинные тексты. Одни обвиняли в этом продающие тексты, другие – социальные сети, в которых царит принцип «чем короче текст, тем лучше».

Переломный момент наступил в 2014 году, когда компания Newswhip провела исследование популярных новостных материалов.

Оказалось, что интернет-пользователи чаще читают короткие новости объёмом до 500 слов и длинные, объём которых превышает 1200 слов, то есть те самые лонгриды, о которых мы и будем говорить дальше.

От которедакции: Стоит иметь в виду, что «короткий» текст в 500 слов – это вполне себе такая статья (500*6=3000, средняя длина слова в разных источниках колеблется от 5,1 до 7,2).

Для справки. Многие называют лонгриды новым явлением. Однако этот жанр существует давно. Если вы читали хотя бы раз журнал «Вокруг света» или его аналог «GEO», то будьте уверены – там уже были лонгриды, просто мы не знали, что они так называются.

Два типа лонгридов

Стоит отметить, что лонгриды считаются чисто журналистским жанром. Но интернет постепенно меняет ситуацию, потому что как грибы после дождя появляются сервисы, предоставляющие возможность без особых усилий (было бы желание) создавать лонгриды один за другим. Яркий пример – блог-платформа medium.com или Тильда.

1

2

Соцсети тоже не отстают от этого тренда. Первым стал Facebook, полностью изменивший интерфейс заметок в августе 2015 года. Теперь лонгриды может создавать каждый, не покидая просторов социальной сети и больше нигде не регистрируясь.

3

В принципе, любая длинная статья – это уже лонгрид. Вы даже можете не разбавлять текст картинками. Но существует ещё один тип лонгридов. К ним добавляют определение «мультимедийные».

Мультимедийный лонгрид создать сложнее. В нём текст – не главный элемент. Он используется в связке с другими составляющими: видео, инфографикой, фото, презентациями, интерактивными хронологическими лентами, аудио, географическими картами, диаграммами, графиками и многим другим.

Такие объёмные проекты обычно создаются целой командой, состоящей из продюсера, журналиста, фотографа, дизайнера, видеооператора. Соответственно, и бюджет, который будет заложен на создание мультимедийного лонгрида, окажется значительным. Поэтому большинство проектов, уже существующих в интернете, созданы редакциями новостных агентств, журналов и газет. Например, есть свои мультимедийные лонгриды у ТАСС, АиФ, ИД «КоммерсантЪ», «Комсомольской правды» и других изданий.

4

Обратите внимание на скролл-бар. Это действительно лонг-лонг-рид.

Почему лонгриды стали популярны?

Популярность лонгридов связана с тем, что большинство интернет-изданий не видят иного пути привлечь внимание аудитории, погружённой в информационный шум.

Так, новости уже не дают того эффекта, который давали раньше. Новизна сообщения в интернете теряется настолько быстро, что сайт, опубликовавший новость первым, так и не успевает воспользоваться своим преимуществом. В свою очередь это приводит к тому, что издержки редакции не окупаются, и изменить ситуацию практически невозможно, потому что авторское право не защищает содержание полученной журналистом информации.

Лонгриды – совсем другое дело. Благодаря им интернет-СМИ не только привлекают читателей, но и заставляют их возвращаться на сайт снова и снова, делиться обнаруженной находкой в соцсетях, добавлять страницы в закладки.

Основные характеристики лонгрида и немножко фактов

  • Объём текста – от 1500 слов. Интересно, что объём самого популярного лонгрида The New York Times о нелегальных мигрантах из Индонезии, собравший более 47 тысяч перепостов в Facebook, составил 10500 слов.
    5
  • Информация в лонгриде должна быть более качественной и яркой, отличающейся от той, что публикуют остальные интернет-площадки.
  • На разработку идеи лонгрида и подготовку текста уходит много времени и затрачивается масса усилий. Автор должен погрузиться в тему, чтобы показать её под новым углом, найти новое понимание, вознаграждающее читателей за потраченное время. Изучая тему, автор практически становится экспертом в ней, потому что ему нужно изучить множество источников, подобрать соответствующие примеры, добиться информативности и смысловой плотности текста.
  • Темы, которые подходят для создания лонгридов, выходят за рамки одной ситуации и могут описывать новые явления, тренды, значимые изменения, произошедшие в обществе, расследования.
  • В отличие от аналитической статьи, лонгрид предполагает большую наглядность за счёт элементов, обогащающих и облегчающих восприятие читателя: видео, полосных иллюстраций, графиков, примеров и репортажей.

Собираем лонгрид

Лонгрид, как конструктор, собирается из историй и фрагментов репортажей и дополняется поясняющей информацией. Все элементы объединяются таким образом, чтобы в итоге читатель смог «пройти» по лонгриду и получить полное представление по той или иной теме.

Композиция некоторых лонгридов позволяет читателю выбирать, с какого элемента начать и куда двигаться дальше. Однако большинство проектов имеют хронологическую последовательную структуру.

Алгоритм сборки

  1. Как и при создании любого текста, сначала необходимо понять, для кого мы будем писать лонгрид, кто наш читатель, о чём он хочет прочитать. Определение целевой аудитории и составление портрета (или аватара) читателя должно стать для автора привычным делом.
  2. Затем определяем идею и выбираем фокус, под которым тема будет освещена в лонгриде. Несмотря на то, что лонгрид достаточно объёмен, читать энциклопедические статьи никто не будет. Если, например, взять обширную тему «Недвижимость», то в зависимости от целевой аудитории можно найти тот ракурс, с которого будет рассматриваться тема. Это может быть и налог на недвижимость (кто, как и когда его будет платить), и инвестиции в недвижимость в кризис (выгодно/невыгодно), и прогнозы рынка недвижимости на 2016 год, и многое-многое другое. Каждая тема предоставляет широкие возможности для трактовки.
  3. Обязательно составляем план! В принципе, план нужно составлять всегда. Хотя бы потому, что он выполняет две чисто психологические функции: помогает настроиться на работу и справиться с внезапно нападающей прокрастинацией. Для лонгрида составление плана – обязательный этап, потому что легко заплутать в больших объёмах информации и упустить важное. Лучше составлять план лонгрида на отдельных карточках, чтобы было проще разработать структуру и подобрать другие элементы: фото, видео и аудио, графики, диаграммы, инфографику, интерактивные изображения и прочее. Кроме этого, планирование помогает распределить задачи, если над лонгридом работает команда.
  4. Самый продолжительный процесс – сбор материала и его подготовка. Организовать командную работу нужно так, чтобы подготовка мультимедийных материалов происходила параллельно. Только слаженная работа всего коллектива позволит завершить проект вовремя.
  5. Когда весь материал подготовлен, его можно оформлять и публиковать. Сегодня существует множество площадок, которые заточены под разработку и публикацию лонгридов, в том числе и мультимедийных. Список таких сервисов несложно отыскать в интернете.
  6. Последний, но не менее важный этап – продвижение лонгрида. Продвижение можно начать ещё задолго до публикации проекта. Рассказ о его подготовке и размещение некоторых фрагментов в интернете подготовят читателей и подогреют интерес. После публикации также будет повод продолжить рассказывать о проекте. Если он масштабный и интересный, весь собранный материал не войдёт в одну публикацию, значит, есть возможность рассказать о том, что осталось за кадром. В качестве платных способов продвижения лучше использовать рекламу в социальных сетях: анонсы лонгридов отлично подходят для платных постов на Facebook.

Совет. После публикации лонгрида не забудьте убедиться, что каждый его элемент работает правильно, и установить счётчики Яндекс.Метрики или Google Analytics.

Подходят ли лонгриды для коммерческих целей?

Пока все публикуют стандартный контент, нацеленный в первую очередь на поисковое продвижение, самые смелые пользуются ситуацией и достигают коммерческих целей за счёт публикации лонгридов. В конце 2015 года о своём эксперименте в этом направлении рассказало агентство TexTerra.

За полгода (с мая по октябрь) в блоге компании было опубликовано 30 лонгридов, которые соответствовали двум параметрам: концентрировались на одной проблеме и содержали практические советы.

Результаты порадовали:

  • суммарный трафик вырос на 34%;
  • поисковый трафик вырос на 62%;
  • снизился показатель отказов и увеличилось время пребывания посетителя на сайте;
  • лояльность посетителей сайта повысилась (больше комментариев оставляли к лонгридам, а не к обычным статьям);
  • увеличился трафик из соцсетей.

Последнее произошло из-за того, что лонгриды сложно публиковать целиком в социальных сетях. Поэтому владельцы пабликов и групп, которые зачастую указывают лишь авторство при копировании небольших статей, вынуждены публиковать лишь часть лонгрида и ставить ссылку на сайт.

Таких же результатов можно добиться практически в любом бизнесе. Недаром уже появилось в Рунете новое определение – «коммерческие лонгриды».

Для справки. Коммерческие лонгриды – это не рекламные материалы, не лендинги, не продающие тексты. Они предназначены для того, чтобы предоставить постоянным и потенциальным клиентам исчерпывающую информацию о компании, о том, как производится продукт, о самом продукте, о тенденциях сферы деятельности компании.

Разработка коммерческих лонгридов – удовольствие не из дешёвых. Но, в отличие от небольших статей, которые зачастую представляют собой всего лишь пересказ уже известного, лонгриды – настоящая инвестиция в развитие бизнеса и затраты на его разработку окупаются. Хотя бы за счёт того, что коммерческие лонгриды относятся к разряду долгоиграющего контента и попадают в поле зрения потенциального клиента с более высокой вероятностью.

От которедакции: О метриках для лонгридов и оценке их эффективности можно почитать в большой подробной статье от Wordfactory.

Подведём итоги

Сказать однозначно, что за лонгридами будущее, нельзя. Ведь всё зависит от того, научимся ли мы разрабатывать качественные проекты, не сведём ли хорошую идею и кропотливую работу к подсчёту знаков, будем ли ориентироваться на читателя и понимать, какие вопросы он задаёт и какие проблемы его волнуют прямо сейчас.

Пока лонгриды ещё не так популярны в бизнес-среде, есть возможность освоить разработку и коммерческих, и мультимедийных лонгридов. Если вы пока не определились, куда направить свой профессиональный рост, перед вами один из самых конкурентоспособных вариантов. Как считаете?

Примеры лонгридов

Лонгриды

Колесниченко А. «Радиационный фонд. Герои-чернобыльцы уже четверть века судятся с государством за положенные им льготы».

Лонская А. «Голодный образ жизни. Сыроедение и другие экологические извращения как попытка спасения».

Рейтер С. «Антон там рядом. Почему в России стали рожать за деньги».

Мультимедийные лонгриды

Земля отчуждения

Америка заколоченных небоскрёбов

Полуостров. Live

Медиакарта российских мультимедийных лонгридов 

Коммерческие лонгриды

Из журналистов в дизайнеры

Дополнительные материалы по теме

Жертвы длинного чтива. «Журналист» №06/2014

Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе

Как создать мультимедийный лонгрид

Что лучше: лонгриды или короткие статьи?


Материал подготовлен Бюро копирайтинга «Текстброкер» (профессионально создаем контент для коммерческих и информационных сайтов. Любим котиков, хорошие книги, блюз и кофе с корицей и имбирем).

В статье использована иллюстрация
http://joshdykgraaf.deviantart.com/art/Trouble-in-Big-Book-City-202761836

Подпишитесь на рассылку новостей. Никакого спама!

Оцените статью
Поделитесь статьей с друзьями
madcats.ru
X