Как писать лонгриды, чтобы их читали

11 важных правил

Главный редактор самиздата «Батенька, да вы трансформер» Григорий Туманов прочитал лекцию в Институте «Стрелка» о лонгридах. Мы в Pressfeed изучили инструкцию по сторителлингу от Туманова, делимся ею с вами и хотим заодно спросить — а вы читаете лонгриды?


1. Зачем писать лонгрид,когда все смотрят видео и читают твиты

Во-первых, это захватывающе: вы работали над текстом месяц, разбирались в теме, и это было похоже на сдачу крови и продажу собственных органов. Во-вторых, новости живут мало, а лонгрид можно перечитывать бесконечно и делиться им, создавая новый инфоповод. К тому же лонгрид — это путь в большую историю.

2. Текст начинается с гипотезы, как и любое исследование

Потом необходимо найти экспертов, которые разбираются в нужной теме. Обратившись к пяти политологам, можно понять, что это не те, кто вам нужен. Придется начать снова, внимательно вчитываться в комментарии, работы и биографии новых экспертов.

3. «Лонг» не значит длинный

Тексту не обязательно быть огромным. Пусть его объем зависит от количества фактов, героев и экспертов. Не нужно склеивать текст искусственно, главное, чтобы каждый абзац рассказывал читателю что-то новое.

4. Найдите героя

Это можно сделать через социальные сети, можно позвонить тем же экспертам и узнать, нет ли у них подходящих знакомых. Занудно обойдя всех, выберите хотя бы двоих и тут же бегите с ними встречаться. Если в итоге второй рекомендует поговорить с первым, значит вы собрали достаточно фактуры — победа.

5. Вернитесь еще раз к своей теории

Насколько она похожа на то, что вы задумывали изначально? От теории не нужно сильно отклоняться, как и подстраиваться, подгоняя под нее фактуру.

6. Забудьте все, что собрали, на какое-то время

Думайте о фиалках, о том, что надо купить новый телефон, поменять стекло на старом, пока материал переваривается в голове. Параллельно читайте другие тексты, и не только статьи и нон-фикшн. В художественной литературе можно подсмотреть много приемов.

7. Начать текст cо сцены — старый журналистский прием

Им все еще пользуются Newsweek и The New Yorker. Зацепив этим читателя, вы объясняете, что происходит. Потом переходите к предыстории, рассказываете, как все началось. Главное, не увлекаться сильным погружением в «исторический контекст». После этого можно выводить экспертов.

8. Цифры всегда украшают текст

Особенно если они не выдуманные. Показательная статистика — лучший аргумент.

9. Расскажите, как выглядит ваш герой, покажите его ботинки

Детали не должны существовать ради самих деталей, они должны иллюстрировать ваши утверждения. Поэтому важнее, например, не то, что герой стоит, облокотившись на трибуну, а то, что он постоянно дергает глазом. Читатель не будет помнить все в тексте, в том числе имена из первого абзаца. Называйте должности, возвращайте читателя, напоминая: «Тот самый персонаж, который…»

10. Спросите себя: «Зачем это все? Зачем я пишу этот текст, зачем его кому-то читать»

Ответ может быть неутешительным. Главное, не поддаваться эмоциям, лучше обсудите это с коллегами. В целом пытайтесь рассказывать людям о том, что вы пишете, став на время самым невыносимым человеком на земле. Концовка как в кино — это всегда эффектно. Кинематографические приемы помогают читателю добраться до финала. Решите, что у вас: полицейский сериал или черная комедия, «Парни со стволами» или «Волк с Уолл-стрит»? Используйте киногероев, вспоминайте их в тексте.

11. Поздравляем, вы мысленно написали лонгрид, осталось задаться последними тремя вопросами

«Дочитал бы это я сам?» — если автору тяжело пробираться через свой текст, надо вернуться в самые скучные куски, безжалостно удалить не самые важные контрапункты. «Дочитала бы это моя мама?» — мама, как известно, универсальная мера всех статей. Ее искреннее удивление сюжетным поворотам — знак удачного сторителлинга. «А что скажет редактор?» — если говорит переписать, возвращаетесь к первому пункту и начинаете все сначала.

По материалам Strelka Magazine

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Нажимая кнопку «Отправить комментарий», вы подтверждаете, что ознакомились с Условиями обработки персональных данных и принимаете их.

Подпишись на рассылку

Рассылка Безумных Котиков интернет-маркетинга, спонтанная, субъективная, обо всем.
Email *
Имя *
Нажимая кнопку «Сохранить», вы подтверждаете, что ознакомились с Условиями обработки персональных данных и принимаете их.