Автор журнала «Нож» перелопатила десятки материалов на тему и составила консенсус-дайджест рекомендаций HR-ов, который поможет читателям найти приличную работу, в то время как читатели других журналов будут грызть подмерзшие коренья и обгладывать кору с деревьев в парках.
- ГДЕ НАЙТИ РАБОТУ
- РЕЗЮМЕ
- Шрифты
- Фотография
- Резюме или CV?
- Структура резюме
- Ключевые слова
- Сопровождающее письмо
- СОБЕСЕДОВАНИЕ
- «Почему мы должны взять вас на работу?»
- «Кем вы себя представляете через 10 лет?»
- «Почему вы расстались с предыдущим работодателем?»
- «Ваши сильные стороны»?
- «Возможно, теперь вы хотите у нас что-то спросить?»
- О чем можно врать
- ДЕНЬГИ
ГДЕ НАЙТИ РАБОТУ
— Сарафанное радио обеспечивает 10-30%-ную прибавку к зарплате относительно других вариантов, поэтому постарайтесь найти родственника, друга или знакомого знакомого, который вас порекомендует. Чем меньше ваш город, тем больше шансов трудоустроиться именно так. Это тот случай, когда родственники полезны, а унижение оправдано.
— Поиск работы через объявление в соцсети может увенчаться успехом только в том случае, если значительное количество ваших знакомых работает в той же сфере, и то конверсия очень мала. Разумнее следить за вакансиями в вашем сегменте и откликаться на них, чем писать несколько постов самому, нервируя своей неустроенностью друзей.
— Специализированные сайты для поиска работы не так щедры, как знакомые знакомых, но они предлагают работодателям статистику по зарплате специалистов вашего профиля в вашем регионе. Имея регистрационные данные любого ИП, вы сможете создать аккаунт и посмотреть, с какими зарплатными ожиданиями реальнее всего устроиться на работу, не пользуясь блатом.
РЕЗЮМЕ
Несовершенная форма резюме портит первое впечатление о вас у кадровика, который еще даже не начал его читать. Человек может обладать IQ 188, но если он выглядит как бездомный, с ним будут обращаться соответственно.
Шрифты
Times New Roman создает ощущение того, что вы отстали от жизни и на вашем компьютере скрипит устаревшая операционка с вордом, в котором этом шрифт установлен по умолчанию. «Креативные» шрифты (рукописные, Comic Sans) говорят о том, что соискатель не дорос до серьезного восприятия мира, работа для него будет лишь средством самореализации. Количество шрифтовых выделений (подчеркивание, жирный, курсив) обратно пропорционально уверенности кандидата в своих силах. Использование более чем одного цвета, помимо черного, говорит о психической неустойчивости.
Оптимальный шрифт для резюме — без засечек (они снижают скорость чтения), из стандартного набора, к которому привык глаз HR-специалиста: Callibri, Helvetica, кегль не больше 14, шрифтовое выделение — полужирные заголовки. Блоки отбивайте пустыми строками.
Фотография
Угрюмое фото на паспорт — плюс к серьезности и минус к перфекционизму: действительно заинтересованный в работе человек отснимется для резюме специально, без раздражающего бытового фона, но с улыбкой. Многие этого не понимают, но селфи из туалета и поясные портреты в обнимку с дубами сильно снижают шансы занять руководящую должность. Руководитель не только должен быть образованным и обладать опытом, он должен понимать и принимать правила игры, в соответствии с которыми хорошая стрижка, удачно сидящий пиджак и фото «как с обложки Форбса» действительно имеют значение для его управленческой эффективности.
Претендуете на более скромную должность? Тогда лучше сфотографироваться так, чтобы снимок давал наиболее релевантное представление о вас. Кадровик, пригласивший на собеседование девушку в декольтированной блузке, со смелым взглядом и приятной улыбкой, готов нанять в качестве секретаря ее, а не ту, что придет на собеседование в костюме монашки и с прической «дулька».
Резюме или CV?
CV — для больших фирм, международных компаний. В остальных случаях хватает резюме, оптимальный объем — 2 страницы.
Структура резюме
Кадровика больше всего интересует, что вы делали на прошлом месте и почему оттуда ушли, меньше всего — ваш первый опыт курьером в фирме вашего папы и похвальные грамоты за научный доклад на третьем курсе. Поэтому логично начинать с результата вашего образования (МГУ, диплом специалиста по социологии, 2014), а места работ расставлять в обратном хронологическом порядке. В скобках можно указать, чем вы занимались. Соблюдайте формальный стиль, больше пяти пунктов выглядит как самолюбование.
Постарайтесь продемонстрировать свой прогресс — если на первой работе вы ассистент менеджера, на второй менеджер, на третьей главный менеджер, это хорошо. Если вы уже десять лет как корреспондент, это плохо, допишите хотя бы «исполнял обязанности редактора отдела».
Перерыв в стаже длиннее чем в полгода придется объяснять, и лучше честно написать, что вы перебивались фрилансами в кризис или довольствовались зарплатой официанта в Арамболе, чем создать впечатление, что вы скрываете темную тайну.
Ключевые слова
Времена теток, изучающих пачки бумаг с очками на носу, прошли. Теперь специалисту по найму достаточно забросить все резюме в одну папку, ввести комбинацию ключевых слов, которые важны для этой вакансии, и сыграть в эйчар-бинго. Ключевыми словами бывают названия программ, которыми вы владеете, тематика, в которой вы компетентны, слова «командировка», «тендер» и так далее. Почитайте о конторе, поставьте себя на место кадровика, определите и используйте эти слова.
Сопровождающее письмо
Сопровождающее письмо — гениальное изобретение хедхантинговой индустрии, позволяющее экономить время специалистов. На человека, который пишет в этом поле «прошу рассмотреть мое резюме на вакансию» или «я очень заинтересован в сотрудничестве с вашей компанией» не стоит тратить и минуты: он ленив, банально мыслит и не способен разглядеть возможность, которую ему предоставляется. Сопровождающее письмо призвано выделить из массы похожих резюме тех, кто достоин получить работу. У этих людей хватает ума на то, чтобы:
— упомянуть название компании, в которую он хочет попасть — это гарантировано привлечет внимание
— назвать компанию правильно, без орфографических ошибок, правильно аттестовать ее (не газета «Фурфур» и не корпорация «ИП Горбунов»)
— изучить деятельность компании и найти в ней точки пересечения со своим опытом, рассказать, как именно этот опыт может пригодиться этой компании.
СОБЕСЕДОВАНИЕ
На собеседование нужно приходить хладнокровным и быстро соображающим. Если у вас колотится сердце и потеют руки, за полчаса до накапайте себе пустырника. Если три месяца полуголодного существования превратили вас в апатичного зомби — выпейте кофе с чем-то сладким. Отрепетируйте свой бенефис перед зеркалом, а лучше перед камерой телефона или хотя бы перед диктофоном. То, что вам кажется нейтральной речью, со стороны может оказаться подобострастным блеянием или агрессией. Твердо решили о чем-то врать — повторите ложь несколько раз, встройте ее в контекст и поверьте в нее, следите за голосом, тональность может повышаться. Ваша главная цель на собеседовании — не только произвести благоприятное впечатление, но и понять, что именно вам придется делать каждый день, так что не стесняйтесь просить описать типичный рабочий день человека на желаемой должности.
«Почему мы должны взять вас на работу?»
Неправильные ответы: «я полон энтузиазма, я очень хочу эту работу» (мило, но кушать все хотят), «мне очень нравится ваша фирма» (прозвучит фальшиво, даже если это правда), «вы не должны, но дайте мне шанс, уверен, что все получится (здесь не лотерея).
Правильный ответ: «потому что я идеально подхожу на эту вакансию — у меня есть опыт того-то и того-то, я знаю, что нужно делать, чтобы достичь таких-то результатов».
«Кем вы себя представляете через 10 лет?»
Неправильные ответы: «наверно, я буду растить детей», «так надолго никогда не загадывал», «хочу поехать в кругосветку, вот только денег накоплю».
Правильный ответ: «представляю себя начальником филиала / зам. директора / специальным корреспондентом / руководителем направления в той сфере, которой занимаюсь сейчас»
«Почему вы расстались с предыдущим работодателем?»
Неправильные ответы: «по сокращению штата» (если эта формулировка не записана в трудовой, не упоминайте о ней — сокращают слабых и проблемных, ценных сотрудников удерживают любой ценой), «у нас с непосредственным начальником разошлись видения целей» (никто не любит бунтарей), «мне не нравилось там работать» (никто не любит переборчивых), «мне обещали повысить зарплату и не повысили» (никто не любит неудачиков).
Правильный ответ: «там отсутствовала возможность профессионального роста».
«Ваши сильные стороны»?
Неправильные ответы: «креативность, коммуникабельность, инициативность» (клише из типового резюме — признак нежелания думать), «я всегда укладываюсь в сроки» (мелко), «я умею работать в команде» (никто не знает, что это значит в нашей стране, даже кадровик).
Правильные ответы: владение конкретными профессиональными навыками, необходимыми в вашей работе. Если ничего толком не умеете и претендуете на должность начального уровня — «буду делать что скажут, быстро учусь, готов рано приходить и работать допоздна» (все любят послушных рабов).
«Возможно, теперь вы хотите у нас что-то спросить?»
Неправильные вопросы: «а как насчет денег?» (если вы выходите в финал конкурса, финансовую тему работодатель поднимет первым), «скажите, а возможно брать отгулы в будние дни за счет выходных, а то у меня отец в больнице?» (этим вы обрадуете работодателя после подписания контракта), «как я справился?» (#жалкий), «что случилось с моим предшественником на этой должности?» (так вам и скажут), «да нет, я уже узнал все, что нужно» (привычка упускать возможности вам в минус).
Правильные вопросы: «каковы измеримые показатели моего успеха или неуспеха на этой должности?», «каковы цели компании на ближайший год?», «что будет самой сложной частью моей работы?», «а вам что больше всего нравится в этой компании, почему вы решили работать здесь?».
О чем можно врать
— О личной жизни. Если вы женщина 18-35 лет, вас могут спросить о браке, наличии детей или отношении к ним. Это противоправный вопрос, на который лучше честно рассказать о фактах (все равно они записаны в паспорте), но в части ваших устремлений лучше соврать. Никто не любит беременных, которых невозможно уволить, и маленьких детей, из-за которых сотрудница постоянно на больничном. Если к вам пристали с этим вопросом, а голубом глазу отвечайте, что готовитесь к разводу, а планета и так перенаселена.
— О своем уровне английского. Серьезная компания сразу попросит сертификат TOEFL или IELTS, а в остальных большинство сотрудников владеют им на уровне «— how much clock? — six watches».
ДЕНЬГИ
— Обычно компания не имеет конкретной суммы на вакансию, а имеет вилку сумм. Часто совокупность сэкономленных средств отражается на бонусах специалистов по кадрам.
— Опытный кадровик или выступающий в его роли руководитель будет играть в игру «утром деньги, вечером стулья», заставляя кандидата огласить приемлемую для него сумму первым в надежде, что он продешевит. Чаще всего, если вы не легенда рынка, снизошедшая до предложения малоизвестной компании, вам не удастся отвертеться от навязанной роли.
— На собеседование вы должны приходить, уже имея в голове свою зарплатную вилку. В качестве желаемой суммы называйте ее верхний предел плюс 10-20%. Не зарывайтесь, заявляя, что на прошлом месте вам платили вдвое больше — эйчары неплохо разбираются в зарплатных реалиях, вы можете потерять своей шанс.
— Когда вам сообщают, что сейчас будут платить 80% от суммы, на которую вы договорились, но после окончания испытательного срока зарплата будет пересмотрена в сторону повышения, знайте: 9 к 1, что вы так и останетесь на этих 80%. Невнятное объяснение недобора KPI, ссылки на кризис и урезание бюджетов. Любимое правило начальства — «на вашу зарплату мы возьмем троих студентов». Рано или поздно так и произойдет, поэтому старайтесь избегать компаний с невысокой оплатой труда, которые не предлагают ничего, кроме этой самой оплаты — например, возможность поработать с корифеями, хорошую медицинскую страховку или громкий бренд в резюме.