Изначально это были 4 небольшие статьи, но Котики собрали их в один большой лонгрид. Автор — Виктория Владимирова, аналитик snob.ru,говорит, что обожает говорить про журналистику, интернет и политику. Но попросила поставить две ссылки на свои проекты о путешествиях. Что мы с удовольствием и делаем.
https://www.instagram.com/freelemons/
Когда я только начала заниматься журналистикой, в медиасреде было модно говорить о том, что метод работы журналиста поменялся, теперь мало просто уметь писать тексты. С тех пор прошло несколько лет, и сейчас, когда я смотрю на журналистов, я не уверена, что тогда они действительно имели в виду то, что говорили.
Работа корреспондента и редактора во многих изданиях все еще заключается в написании и исправлении текстов. В меньшем числе изданий редакторы умеют верстать тексты на сайт. В еще меньшем числе изданий это умеют делать корреспонденты. И очень мало где редакторы и корреспонденты имеют полное представление о том, что влияет на то, чтобы читателю в интернете понравился текст.
Когда я только начала заниматься журналистикой, журналистику в интернете только-только начали преподавать — и только в МГУ. Тогда часто говорили о том, что никто точно не знает, как сделать издание в интернете успешным и каждое издание ищет свой способ. Сейчас мы уже можем назвать несколько правил, соблюдение которых сделает текст популярнее.
Я верю в то, что современный журналист должен уметь не только писать, но и знать, как доставить контент до аудитории. В блоге «Русская журналистика», открытом Сашей Жуковской, я буду публиковать тексты об «упаковке» статей и их продвижении.
О чем наша публикация?
Актуальность, длина, аудитория
Актуальность темы текста — то, о чем лучше всех расскажут новостники. В одном из изданий, в которых я работала, тему новости называли старой и уже негодной, если ей был час. За пределами ньюсрума правила обычно не такие строгие: издания выпускают текст по утренней теме днем, вечером того же дня, на следующий день и даже через несколько дней. И выбранное редакцией для публикации текста по актуальной теме время прямо влияет на число просмотров статьи.
Если на подготовку раскрывающего тему текста необходимо больше трех часов, от него во многих случаях лучше отказаться. Тексты о том, что известно по теме, что о ней думают эксперты, как событие повлияет на нашу жизнь, часто остаются актуальными максимум в первые три часа. Дальше редактору следует решить, заказывать ли репортажи и колонки по теме, которые можно будет поставить на следующий день (колонка) и через два дня (репортаж). В этом вопросе редакторы часто ориентируются на интуицию, но оценить, насколько тема еще интересна аудитории, можно, отслеживая, насколько интенсивно ее обсуждают публичные люди в соцсетях (они же потом будут делиться ссылкой на ваш текст) и как часто ее ищут в Google (сервис Google Trends).
Какой длины наша публикация?
Следует быть готовым к тому, что если вы написали по-настоящему длинный текст, то большая часть зашедших на него посмотреть людей не прочитает его до конца. Не нужно думать, что люди не дочитывают тексты только потому, что тексты скучный или пользователи интернета разучились долго читать, на дочитываемость влияют многие факторы, не только способность журналиста интересно рассказывать.
О том, что влияет на это, мы поговорим позже. Пока — простое старое правило: если при отсечении вон того абзаца смысл текста не изменится, то лучше его отрезать, а не мучить читателя. А также новое правило: читатель в интернете нетерпелив, вокруг него много других ссылок, на которые можно кликнуть, помимо ссылки на ваш текст, в том числе уведомления о сообщениях от друзей. Лучше сделать так, чтобы хотя бы на первых полутора экранах текста у него сложилось четкое представление о том, о чем он читает.
Кто будет читать наш текст?
Каждый хороший медиаменеджер знает, что чтобы сделать медиа, нужно представлять себе, для кого будет это медиа: какого пола читатель, сколько ему лет, где он живет, чем занимается на работе и в свободное время, сколько он зарабатывает и так далее. Но когда медиа уже запущено, у его редакторов появляется искушение написать обо всех интересных темах сразу: так реальная аудитория издания перестает совпадать с воображаемой. Большая часть аудитории может постареть и поглупеть, и редакторы, поняв это, начнут метаться между целевой аудиторией и реальной и писать для обеих, пытаясь и сохранить трафик, и не потерять лицо.
Чтобы спать ночами спокойнее, журналисту нужно знать человека, для которого он пишет, как родного. Зная уровень интеллекта, интересы и привычки этого человека, в большинстве случаев вы будете выпускать успешные тексты. И это, конечно, легко сказать и очень трудно сделать.
Когда мы говорим о привычках, мы имеем в виду не только субботний алкоголизм и выбор магазина одежды, но и то, где читателю удобнее потреблять контент (и в реальном мире, и в виртуальном), в какое время и с какого устройства, а также где он проводит свободное время (снова и в реальном мире, и в виртуальном) — в том числе перекуры на работе.
Для кого мы пишем?
С этого следовало начать
Маркетологи СМИ обычно пишут в медиакитах что-то такое: 18–35 лет, молодые успешные жители мегаполисов с доходом выше среднего. То есть кто угодно. Моему мужу 34 года, он сотрудник крупной компании с доходом выше среднего. Глаза у него загораются только при виде текстов про Формулу 1. Лояльно он еще отнесется к интересно сделанным статьям про политику и социалку. Откроет ли он GQ? Нет. Контент он потребляет в главных СМИ страны, ему неинтересно серфить в интернете в поисках нишевых сайтов.
Итак, мы должны хорошо представлять себе нашего читателя, и возрастные и географические рамки здесь — далеко не всегда главное. Нам необходимо знать привычки нашего читателя: где он проводит свободное и рабочее время в онлайне и в оффлайне, любит ли он читать или смотреть, сколько у него денег и на что он их тратит и какое у него образование.
Если наш читатель во время публикации текста или вообще всегда чаще попадается нам за компьютером, чем со смартфоном в руке, у нас меньше шансов, что он прочитает длинный текст — с десктопа просто неудобно читать тексты на полчаса. Если наш читатель обычно приходит к нам из соцсетей, нам нужно посмотреть его глазами на то, как мы рекламируем наши тексты в соцсетях, и сделать посты удобнее для восприятия. Если наш читатель проводит каждые выходные в торговом центре, не нужно подсовывать ему в это время сложные научные тексты. И каждый раз, когда мы придумываем темы и структуры текстов, нам нужно представлять, насколько это может заинтересовать нашего читателя, в какое время, на каком устройстве, с какого источника ему удобнее получить этот контент, какую эмоцию он должен вызвать.
Случается, что редактор поддается искушению опубликовать что-нибудь стопроцентно трафикогонное, но не подходящее его аудитории, и это приводит на сайт других людей. А потом еще раз. И еще. И большая часть читателей со временем превращается в совершенно незнакомых редактору людей. В таком случае нужно сделать выбор между двумя аудиториями, а не надеяться, что они полюбят все тексты на нашем сайте, и отказаться от лишних тем. Смягчить удар от отказа от части читателей поможет грамотное усиление продвижения контента в сторону целевой аудитории: посев в тематических сообществах в соцсетях, таргетинг и ретаргетинг, партнерство с площадками с потенциальными читателями и пиар — как будто бы мы начинали все сначала.
В идеале редакторы должны делать то, что интересно им самим. Заинтересованный контентом редактор сам захочет добавить или убрать какой-либо элемент публикации. Все знают, что журналистика — не творчество, а ремесло, но в тот момент, когда редакторы начинают автоматически выполнять свою работу, изданию нужно начинать перемены.
Чего ждут от журналистики?
Пользы
Аудитория отлично подсаживается на хорошо составленные публикации, отвечающие на вопросы «как» и «зачем».
От повседневной журналистики теперь ждут мгновенной пользы. В Москве сносят дома, покажи мне, какие дома сносят, как получить новый дом или как сохранить свой — коротко, только нужная прямо сейчас информация, которую я применю на практике. Я бюджетник и меня перевели на карту «Мир», какая от неё мне польза, какой вред, как избавиться от карты. Мнения экспертов, эмоции колумнистов не нужны, на них нет времени.
За «просто почитать» все меньше хотят идти к журналистам, все больше — к друзьям и кумирам, то есть в соцсети. Производить информационный шум сейчас может каждый, для этого больше не нужны журналисты, ведь контент (жизнь и мнения) знакомых интереснее, чем контент московских офисных работников.
Журналистика сегодня должна быть энциклопедией повседневности, отвечать на вопрос «как сделать жизнь полезнее, интереснее и проще». Причём буквально.
Журналист отличается от копирайтера качеством и ресерчем. Копирайтеры давно превратились в рерайтеров, переживывая все что есть. Копирайтеру надо писать много, чтобы зарабатывать. Журналисту писать качественно, чтобы разбогатеть.
Новости отличаются от статей сильно. Сложно брать сразу 2 направления самостоятельно. Качественные статьи – это постоянный трафик, даже в отпуске.