Представьте: тётка Авдотья печёт пироги — объедение. Вся деревня знает, как они хороши. Когда Авдотья затевает стряпню, дымок из печки разносит запахи и односельчане начинают собираться в гости.
Это ваш продукт. Он полезен всем, кто о нём знает. Но знают его только причастные люди, односельчане.
Племянник Илья решил, что грешно пироги отдавать гостям за так. И сделал маленькую корчму на перекрестке. Специалитет корчмы — чудо-пироги тётки Авдотьи. Но односельчан недостаточно, чтобы корчма приносила доход.
Племянник поехал на ярмарку и нанял глашатая. Тот целый день ходил по ярмарке и кричал: «А вот новая корчма на перекрестке! А вот кому пирогов тётки Авдотьи, пальчики оближешь, из-за стола не встанешь, пока все не попробуешь!».
Это была реклама.
Второй глашатай обходил публичные места, собирал побольше народу и говорил то же, что и первый, но солидно. Эдак с расстановкой, со всеми подробностями. Мол, не пожалеете, пироги так и тают во рту, а всё Авдотья-кудесница. И на вопросы отвечал, всё как договорено было. Везде зашёл, всем рассказал про новую корчму.
Это был PR.
Ещё ушлый племянник нанял пару односельчан. Они затевали разговоры с незнакомцами, между делом рассказывая про чудо-пироги. Мол, вчера с друганом так посидели, пироги перепробовали, и с налимом, и с вязигой*, да расстегай с телятиной…
Это был крауд.
Всё сработало. В корчму решили заехать городские гуляки. И вот они на пороге. Темноватая комната, ароматы — ух, слюнки текут. Но городские же такие щепетильные, в простоте слова не скажут, кусок не откусят. Спрашивают — а что за пироги, отчего такая слава пошла? Что за Авдотья такая вообще?
Эх, вот тут племянник и не подумал. Он-то решил, что пирог сам себя покажет, довольно корочку срезать, чтобы дух сытный пошел.
И верно, продукт-то у вас хороший. Да только кто вас знает, да и как вас узнать получше? У вас же пока только лояльные односельчане, которым не надо рассказывать, как Авдотья месит тесто.
К гостям вывели Авдотью. Увы, у нее только руки золотые, а язык не тренирован. Слова красиво не скажет, не приспособлена. Илья тоже больше по части посчитать монету. Посмотрели на них гости городские и пошли себе — в знакомое место, где давно всё распробовали.
Что делать племяннику?
Контент-маркетинг, что же ещё.
На следующий день он нанял гусляра-пересмешника. Тот посидел на лавке у печи, посмотрел, как Авдотья пироги свои лепит, да пошёл сказки баять. Ходит по городам-весям, поёт-рассказывает.
Как Авдотья в лес за лисичками ходила. Как она малину с медведем делила на лесной полянке. Как Степан-мельник муку для Авдотьи в особый мешок отсыпает. Как барыня из города пирожки на крестины внука заказывала. Как вчера последний пирог на пять частей делили, всем хотелось, да не всем досталось.
И повалил народ в корчму, да так, что Авдотье в помощь пришлось Феклушу да Маврушу взять. И вся семья при деле. Дед Семён мёд несёт, брат Иван дрова рубит для печи, а племянник Илья — хитрый жук — денежки считает да второго гусляра байкам обучает.
И ещё нанял местного мазилу — сперва вывеску нарисовать, а потом ещё и лубки делать про Авдотью и медведя, про Петра да налима для начинки, про то, как барыня в корчму заехала… Инстаграм вести, в общем.
Если вернуться в наши реалии, PR и реклама — это похвастаться, что у вас есть что-то ценное. А контент-маркетинг — это объяснение ценности вашего продукта. То, что увидят ваши гости, когда перейдут по ссылке из хвастливой статьи.
Разумеется, основная ваша ценность — ваш продукт. Но если не рассказать, какие вы молодцы, то ваши пироги так и остынут на прилавке.
PR и реклама приведут вам заинтересованных в продукте напрямую. Тех, кто узнал, что есть вкусные пироги от Авдотьи в корчме на перекрестке.
Контент-маркетинг подогреет их аппетит. И вернёт их ещё раз. И два.
А ещё он приведет тех, кто не слыхал о ваших пирогах, но просто хочет есть. Тех, кто не знает про Авдотью, но знает мельника Степана. Тех, кто любит пироги с малиной. Или мечтает о пирогах с лисичками. Тех, кто ценит легкие пирожки, не отягощающие фигуру. Кому надо накормить сотню гостей на свадьбе (вот заработает Илья-то — если Авдотья с Феклушей да Маврушей справятся).
Глашатай с гусляром — два сапога пара, да разные — левый и правый.
Надо делать пиар и гонять рекламу — чтобы ваш бренд появился в инфополе. И надо делать контент-маркетинг, чтобы нарастить на названии бренда «мясо» — реальные доказательства, что бренд недаром тесто месит и грибочки солит.
Пиар и реклама нужны срочно на старте — чтобы заявить о себе. А контент-маркетинг надо было заказывать вообще до начала проекта — чтобы тем, кто придет на зазывные речи глашатая, было понятно, куда они пришли-то. А потом вести работу постоянно — чтобы не забыли ненароком да не спутали Авдотью с Ангелиной из соседнего села.
* Кстати, вязига — вовсе не ягода, как многие подумали. Это мясо (точнее, хорда) с осетриного хребта.
Класс!) чудесное сравнение, сразу становится все понятно)
Как говорили на конференции, “Объяснение должно быть таким, чтоб его понял и ребенок, и Нобелевский комитет премию дал”. Спасибо за отличную статью.
Нехристи! За что Авдотью в корчму??? Трактир, там, или чайная – куды ни шло! Но в корчму-то “за шо”???
Хотя, если помещение тёмное, то тараканов полно и там, и там!(((