Disclaimer. Статья носит дискуссионный характер. Можно и нужно предлагать свои точки зрения и вступать в конструктивный диалог.
Пока ещё значительная часть бизнесов относится к своей цифровой представленности как к добыче нефти и газа. Ресурс «клиенты из Интернета» считается неисчерпаемым, а в качестве основной маркетинговой задачи рассматривается умение найти месторождение «трафика» или «лидов».
Но есть и другой взгляд: взгляд ответственного владельца цифровых активов. Он возникает в ситуации дефицита. В ситуации, когда нельзя просто оставить за собой выжженую землю, когда в цифровой среде хочется максимально эффективно и долго использовать то, что с таким трудом удалось добыть.
Иначе говоря, некоторые владельцы бизнесов уже начали довольно чётко транслировать: то, что создано в цифровой среде (в том числе и силами digital-маркетологов, но и не только), принадлежит бизнесу. И существование этого «чего-то» должно подчиняться более-менее единой схеме использования бизнес-активов. Чаще всего — схеме развития и коммерческой эксплуатации.
Это не самая очевидная мысль, как ни странно.
Дело в том, что «люди цифры» привыкли относиться к digital-сущностям в рамках двух широко распространённых в нашей стране концепций отношения к чужой собственности.
- «Я сделал — значит, это моё». Например, технари попроще часто именно так относятся к созданным ими на работе IT-системам — как владельцы. Ревностно защищают от постороннего вмешательства, политическими интригами перехватывают у бизнеса право решать, как этим IT-системам развиваться, часто даже ставят владельцев компаний в ситуацию просителя: ну пожаааааалуйста, ну прикрути вот этот сервис, ну оооооочень надо. Отсюда свежий мем про «договариваться с программистами».
- «Что начальство не видит, то его и не касается». Типичный пример такого подхода со стороны маркетологов — попытка уничтожить весь негативный feedback, не обращать внимание на жалобы клиентов в соцсетях, игнорировать прямые обращения. Часто страх столкнуться с неприятным типом бизнес-актива (а каналы получения обратной связи от клиентов — это безусловно актив) блокирует проекты по созданию digital-проектов: «Они будут туда жаловаться».
Большого отличия от лозунга «Тащи с завода каждый гвоздь: ты здесь хозяин, а не гость!» в этих подходах, конечно, нет.
Первая идея не даёт толком эксплуатировать свежесозданные активы. А вторая — не даёт их развивать.
Повторюсь: в условиях грабительского отношения к ресурсам это допустимо. Эка невидаль: ушли клиенты — ещё нагоним.
Но если компании надоело грабить? Если она хочет уже осесть на цифровой земле и спокойно выращивать урожай?
Первым делом придётся изменить отношение сотрудников к виртуальным активам.
- Да что за активы такие?
- Что происходит?
- Передел digital-собственности
- Набирает популярность повторное использование аудитории
- Снижается рекламный накал
- Оживает русский язык
- 35+ получает признание
- Спам становится релевантным
- Появляются «числа-долгожители»
- Грабители маскируются
- Бизнес покупает инструменты
- Публичные скандалы разруливают
- Данные ценят
- Сайты делают в последнюю, а не в первую очередь
- И как теперь работать digital-маркетологам?
Да что за активы такие?
Может быть, текст выше был слишком абстрактным. Перейдём к конкретике.
Вот перечень тех цифровых активов, которыми обычно обрастает (и довольно быстро) любой бизнес. И которые сейчас только частично попадают в круговорот осознанной эксплуатации-развития.
Экспертный контент: кейсы, know how, свои книги, white papers, собственные исследования.
Публичный контент: статьи в бумажных СМИ, медиаконтент, слайды презентаций, видео и расшифровки выступлений и т. п.
Рабочий контент: проектные файлы, Dropbox, SlideShare.
Библиотека: электронные книги, доступ к платным библиотекам, закупленные исследования.
Контактные данные: сотрудников, клиентов, всех кто мимо проходил.
Инструменты для внешней и внутренней коммуникации:чаты, видеокомнаты, Skype, облачная АТС, настройки электронной почты, callback-системы.
Инструменты для совместной работы: любые облачные инструменты, требующие скорее экспериментов, чем порядка (и обычно желающие денег за использование).
Инструменты для управления бизнес-процессами: таск-менеджеры, системы управления проектами, CRM, регламенты, скрипты продаж.
Публичные маркетинговые каналы: соцсети, контент сайта, списки рассылки, карточки на внешних ресурсах.
Рекламные активы: контекстная реклама, доступы в рекламные площадки (в т. ч. соцсетевые), поисковое ядро, текстовый кит.
Аналитические инструменты: Google Analytics, Яндекс.Метрика, специфические.
Медиатека: фотобанк, архив внутренних (корпоративных) фотографий, бизнес-портреты начальства, видеоролики, видеозаписи выступлений-вебинаров-конференций-совещаний.
Софт: лицензии, дистрибутивы (особенно специфичный софт), готовые модели и чертежи для ЧПУ и т. п.
Кастомные программерские разработки: сайт, системы автоматизации бизнеса.
Хостинг: домены, виртуальные машины, почта.
Юридика: шаблоны договоров, допников, инвойсов, процедур и прочего, что обычно просто так не меняют без консультации с юристом.
Финансы: первым делом доступы к банк-клиентам, токены, цифровые подписи, логин-пароль в 1С бухгалтерию.
Фирстиль: от логотипа в разных вариантах, исходники всяких там визиток в разных непонятных форматах (корел, индизайн — обычно владелец бизнеса даже не понимает, что это и как использовать), иногда даже шрифты (ворованные зачастую), брендбук в продвинутом случае.
Профили оборудования: принтеры, WiFi, производственное оборудование.
Календарь: когда у кого отпуск, когда налоги платить, зарплату или еще что-то, когда у кого отпуск из сотрудников, когда встречи, дедлайны по проектам.
Что происходит?
Каждый из этих активов проходит (но не всегда в таком порядке) примерно следующий путь восприятия в голове владельцев бизнеса.
- Нам это не надо.
- Зачем нам это надо?
- Как это можно получить бесплатно?
- Как это можно получить подешевле?
- Как это можно получить получше?
- Как это не потерять?
- Как из этого извлечь ещё больше прибыли?
Теперь смотрите, что произошло между пунктами 5 и 6.
Сначала бизнес долго-долго сопротивлялся: ну поуговаривайте меня, поуговаривайте. Поговорите в терминах производства и экономии.
А потом хоп! и вопросы уже носят пожалуй что и инвестиционный характер.
Совсем другой коленкор, верно?
Проблема в том, что наёмные сотрудники (и digital-маркетологи не исключение) к инвестиционным вопросам не готовы. Совсем-совсем.
Потому что первые пять вопросов: они про грабёж. В лучшем случае — про одноразовые игрушки: поматросил и бросил. Не про «давайте жить с этим долго всем на радость».
А согласитесь, для разбойничьих набегов и для посева-сбора урожая всё-таки нужны очень разные способы думать и действовать.
Теперь напомню, что до этого момента (до п. 5) бизнес не осознавал себя владельцем цифрового актива (хотя юридически им, конечно же, являлся). Зато — свято место пусто не бывает — владельцами себя чувствовали сотрудники бизнеса. Или вообще бесхозное валялось. И неизвестно, что хуже.
Теперь бизнесу предстоит мягко, без пролития крови, забрать своё. У своих же собственных сотрудников. Или с пола подобрать.
Иначе говоря, нужно как-то донести до сотрудников две новых задачи: важно актив не потерять, и важно научиться извлекать из него побольше прибыли.
Как именно это происходит? Посмотрим.
Передел digital-собственности
Какие практически наблюдаемые (и часто остроконфликтные) феномены мы наблюдаем при самоосознании бизнеса как владельца цифровых активов? Рассмотрим только digital-маркетинговую часть, да и ту коротко.
Набирает популярность повторное использование аудитории
Это самый сильный (и, к счастью, уже не первой свежести) приём игры вдолгую. Ретаргетинг и ремаркетинг во всех видах. Напоминания про «выдавноунаснебыли». Скидки постоянным (да-да!), а вовсе не новым клиентам. Особо смелые даже рискуют поговорить с покупателями напрямую: выяснить, что им нужно, попробовать это предложить, оценить коммерческую востребованность новой идеи…
Снижается рекламный накал
До среднего и малого бизнеса тоже уже дошло (а крупный давно это знал), что с покупателями иногда надо просто общаться. Без попытки впарить. Без истерик «Только сегодня два по цене трёх». Вообще без подтекста. В основном это вырождается в практики контент-маркетинга (тоже не вчера выдуманная техника) — ну что ж, неплохо, очень даже неплохо, особенно учитывая стоимость упражнения.
Оживает русский язык
Вышеупомянутый контент-маркетинг обретает человеческое лицо. Всё меньше и меньше разговоров о «продающих текстах». Некоторые бизнесы даже, о чудо, начали шарахаться от SEO. Тексты всё ещё адски неграмотны, но давайте верить в лучшее. В целом задача разговаривать с клиентом так, чтобы клиент понял — наконец-то сформулирована. И в неё даже местами пытаются вложить деньги (верный признак инвестиционного подхода к маркетингу).
35+ получает признание
Люди разные. И покупатели тоже. Конечно, эта идея с трудом доходит до каждого нового поколения, которое (вновь и вновь) считает, что «Интернет изобрели мы». И делает digital-маркетинг на себе подобных. Точнее, делала, когда бизнес не очень задумывался на эту тему. Теперь задумался — и вот уже, о чудо, digital-маркетологи пытаются достучаться до разнообразной аудитории. Хотя, может быть, тут дело идёт и не слишком хорошо: всё-таки молодёжный сленг и решения «для Садового кольца» пока побеждают.
Спам становится релевантным
Автор спокойно относится к спаму. И даже с интересом. Так вот, в последнее время этот интерес резко вырос. Дело в том, что англоязычные спамеры продолжают слать какую-то однообразную ерунду в случайные моменты времени. А вот наши, русскоязычные, наконец-то подключили к email технологии ретаргетинга (см. п. 1) и принципы человеколюбивого контент-маркетинга — поэтому рекламные рассылки становятся прям по настоящему полезными и кастомизированными. Что до других видов спама (не по электронной почте), то тут совсем интересно: похоже, общество становится к нему всё терпимее и терпимее, это позволяет развивать спам-технологии и экспериментировать с форматами, а отсюда в свою очередь следует и повышение качества этих форматов.
Появляются «числа-долгожители»
CTR, CTR! Дурное дело нехитрое CTR-то выдать на гора. Но есть нюанс: LTV с CTR плохо дружит. Иначе говоря, чем ядрёней применяемый рекламный инструмент, тем сильней он отпугивает спокойных — но исправно платящих — посетителей. Бывают случаи почти анекдотические: например, сексизм и объективизация женского тела в digital-рекламе — может быть, и способ увеличить кратковременные продажи мужчинам, но у женщин память хорошая, и бренд (не буду называть) хорошо если молча в бан попадает, без публичного скандала.
Грабители маскируются
Сколько раз мы слышали с разных конференц-сцен публичные завывания: «На самом деле SEO теперь хорошееее!!!». Ага, очень хорошее. Уже который год всё хорошеет и хорошеет. На словах. Что там на деле, не хочется обсуждать, пусть каждый бизнес сам для себя решает, стоит ли пользоваться серыми и чёрными методами. Но вот то, что на словах разбойники с большой дороги начинают прикидываться экологами-вегетарианцами, говорит о том, что на экологию (и вегетарианство) есть рыночный спрос.
Бизнес покупает инструменты
«Ааа, почему MailChimp такой дорогой!» Это правда, дорогой. И хотя есть российские инструменты (цены сравните сами), суть не в дороговизне-дешевизне. А в том, что бизнес наконец начал (хотя, может быть, и не слишком бодро) платить за инструменты доступа к аудитории. Начал отдавать самое святое — деньги. Разговоры «Да не буду я платить за контекстную рекламу, этот [название поисковика] и так богатенькие!» что-то тоже поутихли. Иначе говоря, люди готовы не платить «одному человечку-программисту» за наколенные поделки, а инвестировать в бизнес-решения. Пусть и копеечку, пусть и с неохотой.
Публичные скандалы разруливают
Ещё года два-три назад вежливое общение с представителями накосячившей компании в соцсетях было приятным, но редким исключением. Сварки на тему недостаточно шустро оказанных услуг возникали регулярно. А нынче — погляди в окно: даже государственные учреждения местами-временами справляются с публичной дискуссией на тему качества сервиса. И это верный признак того, что к аудитории перестали относиться как к одноразовому ресурсу. Хотят её ценить, хотят возвращения недовольных, хотят прилично выглядеть. И вкладываются в задачу.
Данные ценят
Несколько лет подряд я исправно заполняла все анкеты на получение скидочных карт, которые мне только попадались под руку. Не потому, что мне так уж нужны были эти карты. Суть в другом: там ведь уже довольно давно у многих появилась графа «Адрес электронной почты». И вот я честно указывала свой адрес и ждала: ну когда же? Когда же меня завалят спамом, спецпредложениями и прочей цифровой маркетингово-рекламной ерундой? Ура, за последние полгода-год лёд тронулся: данные из бумажных анкет наконец-то добрались до digital-маркетологов. И это только один маленький пример. А про big data вы и сами всё знаете.
Сайты делают в последнюю, а не в первую очередь
Клиенты там, где они есть. На вашем сайте их нет — и после открытия сайта они там волшебным образом не появятся. Так может, и не стоит этот сайт такого уж пристального внимания и вложений сил-средств? Может, к клиентам сначала пойти? Там, где они тусуются, с ними в сети потусоваться? А потом уже, если деньги появятся, и сайт делать? Уф, наконец-то эта простая и понятная логика стала стандартом — особенно в малом бизнесе. Среднему тяжелей освоить эту мысль, а у крупняка своя игра.
И как теперь работать digital-маркетологам?
Самая короткая часть.
Вы же задаёте себе вопрос «А не херню ли я делаю?»
Ну вот. Теперь осталось его декомпозировать.
В получившийся checklist обязательно включите такие проверки.
- Как отреагируют на мои действия нынешние клиенты?
- Помогут ли мои действия побольше продать нынешним клиентам?
- Не уничтожу ли я своими действиями какой-то цифровой актив или его часть?
И помните: это не ваше. Вам платят за эксплуатацию и развитие. Иначе говоря, доверяют инвестиции. Относиться придётся соответственно.
Пока так. На этом стоп. Давайте обсуждать.