Джон Риггинс, журналист, представитель Bitcoin Magazine, на конференции CryptoSpace Moscow рассказал о влиянии блокчейн-технологий в медиа и о перспективах развития крипто- и блокчейн-медиа в следующие 5 лет.
Bitcoin Magazine входит в группу BTC Media — это топ-4 западных ресурсов по криптовалютам.
Кто выиграет от блокчейн-революции в СМИ
…Я работаю в «BTC Media». Мы выстраиваем коммуникацию с обществом через интернет-медиа и печатные журналы. Мы наблюдаем, как блокчейн влияет на три основных направления в области СМИ: на паблишеров, на рекламную индустрию и на новости.
Печатные издания управляли миром в 20 веке. Пристальное внимание аудитории получали журналы и газеты. Люди платили за физические копии изданий с большим количеством рекламы. Затем в девяностых появился интернет и печатные издания в конце концов умерли. Стали появляться технологичные компании, которые с самого начала развивались только в сети. Они во многом превосходили такие издания, как NYT или Time, которые были идеалами прошлого века, но сейчас безнадежно устарели.
С появлением интернета расцвели Google и Facebook. Цифровые компании смогли привлечь к себе трафик из социальных сетей. Сейчас цифровые СМИ работают в связке с Google и Facebook. Сами гиганты говорят: «У нас есть механизм дистрибуции контента, и стартапы, профинансированные из венчурных капиталов, могут привлечь внимание пользователей к своим видео и статьям». Сейчас на эти две компании приходится 90% дохода от рекламы в интернете.
- Мы увидели, каким образом блокчейн может повлиять на нашу индустрию. Блокчейн меняет финансы, интернет, а сейчас произведет революцию в СМИ.
Издатели
В первую очередь — выиграют издатели. Например, в BTC Media была проблема с сетью фрилансеров: каким образом получать от них контент, как им платить? Блокчейн позволил нам проводить микроплатежи, используя технологию смарт-контрактов. Для того, чтобы платить авторам, мотивировать людей делиться контентом, публиковать его, курировать, мы пишем смарт-контракты. У нас очень много контента, количество публикаций все время растет. Новые сайты его перепечатывают, взаимодействуют с авторами, верифицируют наш контент. Это уже целая сеть, как Биткоин.
Рекламодатели
Второй момент — рекламодатели. Так же, как ранее в Фейсбуке, они нашли свою собственную аудиторию. Сначала интернет захватила баннерная реклама, но у нее крайне неудачный пользовательский опыт, баннеры закрывают контент и раздражают. Сейчас рекламодатели монетизируют рекламу с помощью блокчейн-платформ. В обычных рекламных сетях десяток посредников получают кусок рекламного дохода. Наш рынок новый: группа выстраивает отношения с рекламодателем, находит правильные сайты, где есть крупные контракты. Через смарт-контракты публикуют контент. Это позволяет привлечь нужную аудиторию, так как нет лишних посредников.
Авторы
Хороших авторов мало, потому что им сложно искать заказчиков. Теперь они могут легко монетизировать работу, создавать свой собственный рынок и получать оплату через блокчейн. Для читателей проще найти автора, например, оплатив напрямую написание объяснительной статьи программистом, вместо поиска технического писателя.
Steemit — первая ласточка
Steemit — социальная сеть и медиачейн. Их в прошлом году купил Spotify, который занимается распространением музыки, чтобы защищать авторские права через блокчейн и платить создателям контента. Steemit децентрализован, в отличие от Google и Facebook, поскольку он финансировался через ICO и привлек 10 000 инвесторов. Их токены торгуются на биржах, что еще больше децентрализует платформу.
Этот ключевой фактор позволяет авторам и читателям получить оплату в любой стране, а следовательно, приносить доход участникам.
Риски децентрализованных платформ
Теперь поговорим о не самом веселом — факторах риска. Почему Гугл и Фейсбук стали доминирующими платформами? Это ключевой момент. В данном случае это произошло потому, что они стали интеллектуально самодостаточны. Фейсбук приобретал всех своих конкурентов в области социальных сетей или информационного поля. Это как сетевой фильтр: если вы на Фейсбуке нашли 7 друзей за неделю, то скорей всего вы останетесь на платформе.
Гиганты используют аналитику, недоступную другим, и концентрируются на сетевом эффекте платформы: чем больше становится сеть, тем больше людей к ней присоединяется. Facebook и Google сейчас очень мощны, потому что используют и анализируют большие данные. Это важно децентрализовать. Именно это обеспечивает блокчейн.
Децентрализованные платформы должны найти возможность использования сетевых эффектов, как в Google и Facebook. У каждого проекта будут сотни заинтересованных инвесторов, которые будут пользоваться проектом, участвовать в блокчейн-экономике и действие сетевого эффекта, особенно в контексте СМИ.
Что будет через 5 лет
Мы думаем, через 5 лет децентрализованные медиаплатформы усилят дистрибуцию контента по всем направлениям. Это принесет пользу всем: создателям контента, потребителям, любым медиа-компаниям, которые воспользуются новыми возможностями.