Других интернетов дофига
- Глянцевый интернет, Фейсбук и Линкедин, диджитал конференции и прочая красота — это один интернет. Мы сейчас в нем. Это тут говорят, что транспарентность — новый тренд и надо говорить правду, причем непременно инфостилем. Не все верят.
- Лендосы, партнерки, биржи, монетизация всего что шевелится, контентные проекты, рассылки всякой хрени, арбитраж и т.п. — это другой интернет. Оттуда к нам тянутся загребущие щупальца впариваю… простите, продающих текстов.
- Блоги и форумы, о, эти городские форумы… — третий интернет. Самый консервативный, пожалуй. И наиболее близкий к реальности. Попробуйте на проф.форуме запилить рерайтовую статейку, огребете сразу и без душевного трепета. Именно там умирает крауд-маркетинг.
- Мамские площадки, Одноклассники, анекдоты, варез, треш и угар — четвертый. Слава богу, тут царит UGC, и вы можете просто сюда не ходить.
- Дорвеи, карусели и сетки сайтов, агрегаторы и прочие игрища вебмастеров — еще один мир. Здесь контент … обняться и плакать. Это мясорубка какая-то. А на вид не отличить от самого первого слоя. Все то же самое, но почему-то не радует™.
- А интернет-магазины? Это же вообще всё не то и не так. Это поляна сеошников и хм… таких копирайтеров, которые очень странно думают о нас с вами и пользуются странными словами. Вам что-нибудь говорит слово «триграмма»? А «полный пассаж»? Нет, это не то, что вы подумали. Люди, пишущие в этом мире, считают своим долгом рассказать вам, из чего состоит нагревательный котел, кто такой меринос (а правда, кто?), как правильно застегивать пуговицы и подбирать пластиковую посуду для пикника. Тексты для инопланетян, которые хотят выглядеть людьми.
Переходы между этими интернетами иногда (всегда!) вызывают когнитивный диссонанс. Знание из одного пласта интернета, перенесенное в другой, иногда выглядит откровением. Чаще бредом.
Труднее всего работать с авторами, выросшими в биржевом и контентном мире, у них рефлекс «тематическое бла-бла-бла на 3к знаков к утру» врастает так глубоко, что никаким Главредом не выжечь.
Вторые по трудности — блогеры, особенно из мира «как найти свою мотивацию» и «все мамочки в декрете — готовые копирайтеры». Это не ужас, нет, это просто непрофессиональные авторы. Привыкшие писать на основе личного опыта, причем писать легко, в блоговом формате, они просто не видят нужды в исследованиях, подборе фактов и анализе. Пока вам нужны тексты на женский портал, вы этого не замечаете. Но не всем нужны тексты на женский портал.
Полезно понимать, что за углом ты можешь со всей дури вступить в такое … И выйти оттуда новым человеком.
Не всем нужен Главред. Не всех Главред может вылечить. Не всякий блогер хороший автор. Не всякий хороший автор стоит тех денег, что запросил. Всему в конце концов найдется место. Зачем-то же выпускают карманные совочки для собачьего дерьма.
Чтобы перейти из одного интернета в другой, надо учиться.
Не обязательно в упомянутой ранее школе. Просто осваивать банальные вещи. Расчеты в Экселе — ох, как это иногда помогает. Верстку в Тильде, а то и просто HTML. И типографику. Графические редакторы. Аналитику на уровне «посмотреть статистику за период». Etc.
И писанина! Писать надо учиться непрерывно. У кого хотите, как хотите, но учиться надо. Расширять словарь, учиться думать и строить тексты. Однажды количество перейдет в качество и вы очнетесь автором-аналитиком большого портала. Или ведущим автором популярного блога. Или прикованным к батарее наемным писакой (но кормить будут икрой, устрицами и каперсами, не переживайте).
Да, тут сразу наша реклама: мы к батарее не приковываем, но на устриц вы заработаете. Если умеете писать.
На этом все, рефлексии закончены, пойдемте работать.
Итоги Котиков
1. Редактор супротив автора
2. Поговорим о редакциях
3. Поговорим наконец о клиентах
4. И напоследок: другой интернет
5. Год Котиков