Иван Самойлик рассказывает о том, как соотнести реальные потребности и поисковые запросы пользователей. Вообще эту тему поднимают с обеих сторон баррикады. Например, от копирайтеров предлагают отказаться вообще (нереально). Иногда статьи о сочетании SEO и человеческого языка пишут вместе сеошник и копирайтер. На этот раз мы смотрим на сеошные запросы глазами нормального человека.
Откуда берутся ключевые слова
С детства. Сразу учат родители, потом учителя в школе, в университете получаем специализацию, а в жизни встречаемся с проблемами. А решение проблемы ищем в поиске.
До поисковиков мы ходили к специалистам. Заболело горло — сходили к врачу. Научиться новой профессии — курсы и университеты. Узнать новое — в библиотеку и газетный киоск. Кстати, в библиотеках пользуются ключевыми словами еще со времен средневековья. А сейчас есть статьи, видеоуроки и форумы, где каждый специалист.
Откуда поисковик знает что нужно показывать
Он не знает. Он догадывается.
Поисковик — огромный склад, но он не придумывает запросы. Он их кропотливо собирает. В начале двухтысячных сайтов было мало, а алгоритм работал плохо, и люди нечасто заходили в интернет. Сеошники писали на странице несколько раз ключевое слово, выделяли жирным и попадали в топ. Решение проблем пользователя не предлагали, потому что не разбирались в теме.
Но каждый день сайтов становится больше и поисковики уже могут выбирать, какой сайт отправить в топ, а какой в бан. Алгоритм улучшает сам себя, изучая статьи и как люди взаимодействуют с ними. Чем больше людей поделилось статьей, больше времени провело за чтением, тем лучше поведенческие факторы и выше сайт в поиске.
Спасибо, Кэп, верно. Но это стоит вспоминать почаще.
Как все это должно работать в идеале
У человека проблема, а у поисковика есть сайты с решением. Чтобы помочь с решением проблемы, сеошники локализуют тему, формируют поисковые запросы, авторы пишут контент, редакторы его структурируют, удаляют мусор и оформляют. Тексты отвечают на боль посетителя. Если решить проблему можно меньшим контентом — его сокращают, записывают видео или рисуют инфографику. Главное — чтобы посетитель стал более осведомленным и принял верное решение.
Как это работает на самом деле
Семантическое ядро показывает проблемы людей, как они их видят. А ключевые слова определяют тему и структуру статьи. Главное тут — «как они их видят». Уже отсюда начинается недопонимание.
Сеошники составляют ТЗ, а копирайтеры пишут по нему текст. Чтобы не переплачивать, сеошники нанимают недорогих копирайтеров, которые одинаково плохо разбираются в ядерной физике и автомобилях. Они рерайтят тексты конкурентов и не думают о решении проблемы. Главное для подобных копирайтеров — добавить подзаголовков и списков, чтобы текст выглядел красиво, и вписать нужные ключевые слова.
Прим. Котиков: и не говорите, что таких копирайтеров уже нет. Просто попробуйте заказать пару недорогих текстов на бирже.
Если ключевого слова нет в Вордстате или другой базе — его не существует для сеошника. А около 15% от всех запросов в поиске вводятся впервые — их поисковики не отображают в базе. Если убрать брендовые и коммерческие запросы, то процент будет больше. Это значит, что больше 15% всех запросов останется без решения, потому что ключевое слово не попало в базу.
Люди не специалисты в своих проблемах и могут неправильно или общими словами формулировать запрос. На запрос «не заводится машина» можно написать пару сотен статей, и человек все равно не поймет, как решить проблему, потому что не знает, в чем она состоит.
Чем больше мелких ключевых слов в статье, тем больше вопросов охватывает статья, но это не значит, что на все вопросы будут ответы. Ключевые слова могут стоять для сбора трафика и не отвечать на проблему человека.
Если собирать ключи только на основе предыдущих поисковых запросов, вы попадаете в порочный круг, из которого пользователь давно уже вышел — и нашел свое решение на другом сайте.
Как делать правильно
Собрать семантику — как умеете. Согласовать ее с владельцем сайта и отметить актуальные и пустые запросы. Он лучше вас знает своих клиентов и свой бизнес. Хорошо бы вообще начинать сбор семантики с глубокого опроса специалистов заказчика.
Перепроверить слова. Вордстат, подсказки в поиске, конкуренты. Собрать дополнительные слова, перепроверить то, что собрали раньше.
Найти редактора или ответственного автора. Познакомить его с клиентом, чтобы согласование проходило быстрей, а текст стал лучше — да-да, потому что клиент знает все детали бизнеса, а автор и редактор только начитались чужих статей.
Анализировать результаты. Смотреть, как и что ищут пользователи, куда и откуда они переходят, что делают на страницах. Корректировать свою стратегию.
Комментарий Котиков
Эх, снова не волшебная таблетка.
Знаете, какой вопрос мне задали вчера на вебинаре? «А что делать, если клиент не хочет делиться информацией?».
Это вот вообще катастрофа, по-моему. Продвижение сайтов настолько мифологизировано, что владельцы многих сайтов, как мне кажется, вообще не соотносят их со своим реальным бизнесом. Мол, мы не знаем, как эти ваши поисковые роботы работают, сделайте нам хорошо, вы специалисты. А специалисты ищут информацию у таких же, как они, бойцов, которые просто раньше начали. Сопоставление интернета и реальности — вот звено, за которое можно вытянуть всю цепочку. Мне так кажется.