Безумные котики

«Я сделала это за шесть лет» или Еще один путь успешного копирайтера

kushnir-800

Ольга Фролова подняла интересную тему, с частью тезисов я не согласна и написала ответ. За шесть лет я успела поработать и с мелким бизнесом, и с известными брендами через топ-агентства, и с крупными компаниями.

Кстати, большинство агентств не ставили меня к стенке и не заставляли подписывать NDA, поэтому в моем портфолио вы найдете с десяток брендовых имен, хорошо известных каждому.

Сколько нужно опыта, чтобы работать с гигантами рынка

В статье Ольги меня «порадовала» классификация по опыту работы. Время работы имеет значение только для новичков без единого текста в портфолио. Я не раз видела людей, начавших на бирже с десяток лет назад — и до сих пор там работающих по цене ниже ста рублей за тысячу знаков. А есть и другие люди, достигшие вершины за год, два, три. На профессиональное становление влияет не время работы. А талант, желание расти, степень обучаемости, наличие свободного времени и множество других факторов. Никто из моих работодателей не обращал внимание на опыт работы в годах, всем интересно, как он отражается в портфолио.

Где же начинать новичку

Ольга оптимистично советует новичкам идти в агентства. Мой опыт говорит, что новичкам рады только контент-студии, штампующие говнотексты миллионами знаков. Хорошим агентствам нужны или профессионалы, чтобы спихнуть задачи, с которыми не справляются штатные авторы, или стажеры в офис.

Тем не менее, соглашусь с Ольгой в том, что работа или стажировка в штате — лучший вариант старта. Вакансии можно искать на сайтах вакансий или в социальных сетях. Я начинала именно так. Правда, мне пришлось потратить полгода на поиск подходящего места.

Работа с официальным оформлением решила сразу несколько проблем, меня научили базовым навыкам и я не теряла трудовой стаж. А еще никогда не работала по экстремально низким ценам — оклад был от 180 рублей за 1000 знаков. С этой же цены я начала в свободном плавании, а за четыре года повысила ее в 10-15 раз, у меня не было стереотипа — «копирайтерам мало платят».

Еще одно место для старта, доступное всем — сайты фриланса. Их преимущество перед биржами — возможность прямой связи с клиентами. Еще там реально встретить представителей крупных компаний и агентств.

Важно воспринимать сайты фриланса, как место для старта, которое вы перерастете. Слишком долго там работать опасно — есть риск привыкнуть получать заказы только с площадки и зависнуть на ценнике до 1000 рублей за 1000 знаков. Договориться об оплате выше сложно из-за того, что у местных специалистов установлены вилки цен и нужно постараться, чтобы убедить клиента в том, что ты пишешь лучше, а значит, и стоишь больше. Вы будете зависеть от рейтинга, а топовых клиентов придется вылавливать среди массы «мусорных» проектов. Сейчас я не работаю на сайтах фриланса, клиенты приходят по сарафанке, через мой сайт и соцсети.

Самое главное — никогда и ни за что не начинайте с бирж.

Я не хочу еще раз хаять биржевых авторов. Но путь через биржу самый долгий и трудный, вы не получите нужных навыков и не заработаете денег.

С кем лучше работать — с топовыми брендами, крупными компаниями или мелким бизнесом

Я работаю с компаниями и брендами разного уровня. И уверена в том, что громкие имена в портфолио — не вершина, к которой обязательно нужно стремиться.

Интересные проекты и креатив

Вы думаете, что крупным брендам нужен креатив, что вам придется, как Шугерману или Огилви, придумывать супер-концепции и фонтанировать идеями? Забудьте. Да, бывают интересные задачи. Но чаще нужно работать в строгих рамках. Большинство концептуальных идей придумывают штатные маркетологи, а не случайные фрилансеры. Интереснее работать с мелкими перспективными компаниями — там бывает неограниченный простор для творчества. И расти, когда на тебе лежит ответственность за проект, получается быстрее, чем когда твои действия под строгим контролем агентства или отдела маркетинга. В целом вы можете получить увлекательный заказ по замечательной цене и от крутого агентства, и от ИП Васечкина. Некоторыми проектами для малого бизнеса я горжусь сильнее, чем текстами для известных брендов, потому что в них больше моих идей и больше моего труда.

Согласования и переделки

В крупных компаниях больше замечаний к текстам и сложные процедуры согласования. Работаете через агентство — ваш текст прочитает три агентских менеджера, а потом с десяток представителей клиента. Работаете напрямую — работу будут принимать всем отделом маркетинга, а потом согласовывать у начальства. Вы можете писать, как бог, но количество правок пропорционально числу проверяющих. Ольга пишет: «если вы эксперт — не давайте вносить правки». Это прекрасно, но отстоять свое мнение не всегда легко даже на уровне малого бизнеса. А на крупном уровне нельзя рисковать репутацией бренда, каждая строчка текста должна работать на его имя и не противоречить концепции продвижения. Поэтому, если представителям клиента кажется, что идея не нужна или вредна бренду — их мнение выше вашего, даже если вы крутой специалист.

Уровень оплаты

Громкие названия компаний и брендов не гарантируют высокого ценника. Топ-агентства могут себе позволить хорошо платить, но об оплате надо уметь договориться. Я до этой светлой мысли дошла не сразу, но с опытом стала умнее. Кстати, первое международное топ-агентство нашло меня на известном сайте фриланса. Потому что любое агентство хочет сэкономить и, когда для пиар-компании бренда им нужно стопятьсот текстов, они ищут, где дешевле. Иногда компания среднего размера заинтересована во мне настолько, что предлагает ценник выше, чем агентство за текст для известного бренда.

Как считать — за знаки или за тексты

Еще один момент, в котором я не согласна с Ольгой. Я ушла от оплаты за знаки и даже цену статьи считаю за текст. Основная задача — не написание самого текста, а поиск и сбор информации, интервьюирование экспертов и т.д. В итоге — можно потратить неделю и насобирать материала на лист, а можно потратить день и накопать информации на книгу. Цены по знакам я указываю, если этого требует клиент, некоторые привыкли к таким расчетам, но большинство предпочитает платить за текст или проект.

Нельзя оценивать профессионализм автора по цене за 1000 знаков. У меня есть проекты, где цена в пересчете на знаки 700 рублей за 1000 знаков, и есть те, где цена 3500 рублей за 1000 знаков. Я считаю стоимость времени, а не букв, поэтому и первые, и вторые проекты для меня выгодны — свою 1000 рублей за час я всегда зарабатываю.

Все ли могут зарабатывать много

Есть стереотип, что высокая оплата — это везение. А тем, кому мало платят, просто не повезло. Но невезучих процентов пять от общей массы авторов. Остальные или плохо пишут, или не занимаются личным брендом, или теряются, когда нужно называть клиенту цену. У меня долго были проблемы с третьим пунктом — я понимала, что мои услуги должны достойно оплачиваться, но не совсем понимала, в каких цифрах оплата должна выражаться. Точное понимание ценообразования и своей стоимости ко мне пришло только в этом году.

В общем, если хотите хорошо зарабатывать — не гонитесь за громкими именами, смотрите на перспективность проекта. Не умеете писать и не дружите с русским языком — попробуйте поучиться, но не ждите, что курсы сделают из вас гуру копирайтинга. А если вы десять лет пишете и ничего не добились, значит, либо не пробовали перейти на следующий уровень и подтянуть качество, либо пора сменить работу.

Комментарий Котиков

Я заметила, что стоимость работы публично обсуждают копирайтеры, которые выбрались за пределы хотя бы 400 рублей за 1к. Никак не дождусь, когда же кто-нибудь расскажет секреты выживания при ставке 80/150 рублей за 1к. Биржевики, отзовитесь. Или страшно?

Мы коллекционируем статьи про экономику копирайтинга. Начали с нашего редактора — Анны Линнден: про дешевых копирайтеров и о собственных заработках. Теперь у нас есть еще и Ольга Фролова с ее 3000 рублей за 1000 и Екатерина Кушнир, которая утверждает, что не в знаках счастье.

Кто больше?

Комментарии

Комментарии закрыты