От редакции
Мы планировали просто запостить неплохой переводной материал, но внимательно почитали его и решили сделать статью из трех частей.
Тема-то интересная.
И мы ее далеко не исчерпали.
Часть I. Зачем компании мерять KPI, взгляд изнутри
Мне как-то пришлось убедиться на личном опыте: какие-то KPI должны быть всегда. Просто чтобы можно было ответить на вопрос: за что я вам деньги плачу?
Почему одному сотруднику выплатили квартальную премию в 75% оклада, другому выдали целых 146%, а кто-то сидит на голом окладе, потому что не заслужил? И если это «не заслужил» основано на субъективной оценке, то всё, капут. Готовьте спасательные мероприятия, потому что команда пойдет вразнос.
Еще одно мнение довольно жесткого собственника компании.
Хорошо, когда у вас переплетный цех и для каждой переплетчицы можно тупо поделить количество сфальцованных буклетов на рабочие часы, чтобы получить производительность, а потом умножить это на тарифную ставку. Да вообще можно сделать сдельную оплату – и они будут выхватывать друг у дружки заготовки, чтобы набить себе побольше «сделки». Переплетчицы – они такие.
Вообще человек, который знает, от чего зависит толщина пачечки денег в день зарплаты, очень быстро находит, во-первых, все способы сделать больше, во-вторых, все лазейки, чтобы накрутить, и в-третьих – все поводы почувствовать себя незаслуженно обсчитанным.
Вот именно эта «незаслуженная обсчитанность» или недооцененность – основной бич больших компаний. Хорошо, когда у вас небольшой коллектив, у вас – лидера – глаза горят и сердце стучит, и вы можете транслировать вот это всё на коллектив. У вас есть Mojo и вы можете рассчитывать на подлинную страсть и общий порыв ваших друзей-сотрудников.
Но постройте команду побольше и посмотрите, как ваш порыв и горящие глаза скажутся на людях, которые отстоят от вас на 2-3 иерархические ступени. Да никак. Горят ли глаза у линейного диспетчера, который сидит дома на телефоне и принимает заказы интернет-магазина? Возит ли Mojo с собой ваш курьер, один из тридцати? Как дела со страстью у ассистента бухгалтера в далеком филиале?
Страсть – это хорошо. Но в день зарплаты каждому очень хочется почувствовать себя нужным и правильно оцененным. А измеримые KPI позволят руководству объективно, масштабируемо, без личных пристрастий и закидонов оценить каждого сотрудника и отвесить ему соответственно.
Часть II. Страсть необходима!
Этой осенью на киевской конференции по контент-маркетингу для В2В мне очень понравился один доклад. Люся Новак из Interpipe, Україна, рассказывала, как они справлялись с ужасным кризисом: после известных событий компания потеряла больше половины портфеля заказов – все российские компании ушли. Interpipe пришлось быстро переориентироваться на западные и азиатские рынки – наращивать объемы на этих направлениях, чтобы не закрыться.
История была просто завораживающая. Внутренний маркетинг компании получил задачу: вдохновить всех сотрудников, от грузчика до торгового представителя, на достижение нереальных целей.
Они стали выпускать газету. Рассказали людям честно о ситуации, постоянно показывали в газете – каких показателей добились, что вообще происходит. Занялись коммуникациями между разными уровнями производства, нашли и заткнули множество дыр во взаимодействии подразделений и т.п. Оказалось, что все подразделения жили в тихой непрекращающейся вражде (А чего они? А они чего? Они нам не отгрузили, вредители! А эти нам невовремя комплектующие подвезли и т.п.). Планерки, которые завели для координации работы, первое время были похожи на базар: руководители выясняли отношения.
Со временем начало получаться. Внимательно изучили рынок – выяснили, что мешает продавать больше. Оказалось, продажа страдает из-за товарного вида – буквально из-за маркировки и цвета заглушек. А это значит – надо не только придумать единую систему, но и подогнать под это рабочий процесс. И объяснить работникам, насколько это важно. Тут помогла газета.
Без страсти, без вдохновения и горящих глаз у них бы просто не получилось.
Они вовлекли всех – и победили.
А теперь – статья Лиз Райан.
Мнение редакции: это только часть правды. Скорее всего – мнение незаслуженно (или заслуженно) недооцененного офисного сотрудника. KPI нужны, важно правильно их выбирать и сочетать с другими методами управления.
Часть III. Правда о KPI и остальной корпоративной ерунде
Если в вашей компании нет KPI, вы можете прямо сейчас сказать про себя: «Слава Богу!»
KPI – это ключевые показатели эффективности. Это критерии. Они идиотские, но многие организации любят их. Измерение всего и вся – это любимое времяпрепровождение никчемных менеджеров!
В течение последних ста лет мы все делаем для того, чтобы сделать бизнес максимально механическим и бесчеловечным. Практически каждая должность во многих крупных организациях «порезана на мелкие кусочки», чтобы каждую часть можно было измерить и оценить по шкале, которая висит на стене.
Некоторые работодатели используют программное обеспечение, которое отслеживает каждое нажатие клавиши и продолжительность каждого телефонного разговора.
Другие организации считают минуты, которые их сотрудники проводят в комнате отдыха. Чем больше культура компании основана на страхе, тем больше вещей она оценивает и считает.
Мы относимся к людям на работе как к производственным машинам, что, в свою очередь, не только неэтично, но и глупо.
Люди способны на большее, чем машины, потому что люди синтезируют знания и опыт и выдают новые идеи каждый день, если они подключены к своему собственному источнику питания на работе.
Они выходят за рамки, особенно когда группа людей сосредоточена на одной миссии.
Единственная загвоздка в том, что если людей постоянно тыкать носом, измерять и держать под напряжением, они прекращают выигрывать. Они прекращают сотрудничать. Они прекращают заботиться.
Гусыни уже не несут золотые яйца.
Каждый человек на планете Земля знает это, но на работе мы притворяемся, что это неправда. В реальной жизни мы знаем, что люди пребывают в своей лучшей форме, когда им интересно то, что они делают. А на работе мы затыкаем уши и говорим: «Если вы не можете измерить это, вы не можете управлять этим».
Когда люди вместе стремятся к большой цели, которой они живут, их невозможно остановить. Вот почему глупо издеваться над сотрудниками, измеряя каждое их движение, так что почти все их внимание сводится к достижению ежедневных и еженедельных целей. Можете забыть о вашей миссии!
Как наша одержимость вокруг показателей производительности каждого работника помогает покупателю и миру? KPI – это порождение страха. Эти показатели не несут в себе никакой бизнес-цели, кроме как успокоить «верхушку», которая настолько не доверяет себе, что не может доверять другим.
Когда к сотрудникам относятся как к машинам, единственной целью которых является ответить на сорок звонков в день, обслуживая каждого абонента в течение трех минут, им будет наплевать на успех компании. Как потом их можно в чем-то винить?
Они никогда не дадут вам больше, чем сдержанное «соответствие правилам и стандартам». Разве это кому-то нужно?
Что происходит в большинстве организаций, когда вы достигаете поставленных целей? Они становятся еще выше на следующий период. Никто не говорит вам: «Отличная работа!». Никто не признает ваш успех.
Пришло время, когда мы должны сказать правду. Мы пытались изобрести научный подход к работе, а KPI и культ измерения являются свидетельством этой глупости.
Что делает организацию успешной? Усилия команды, направленные на выполнение миссии компании и их собственной миссии – вот очевидный ответ.
И этот импульс – который мы называем Mojo – нетрудно запустить. Для этого нужно лишь доверять людям, которых вы наняли, а это означает, что вы должны в первую очередь верить в себя.
Вы должны говорить о страхе и доверии на работе, чтобы возродить Mojo команды. Вы должны быть честным и говорить о том, что идет хорошо и что идет не так. Вы должны признать свои ошибки и перестать притворяться, что вы можете сделать вашу организацию успешной, заполняя ячейки в электронных таблицах.
Вы должны направить свою лидерскую энергию на построение доверительных отношений на работе. И не забудьте избавиться от бессмысленных критериев, которые препятствуют потоку энергии.
К сожалению, многие лидеры не уверены в своих способностях, поэтому они изобретают много правил и всевозможных критериев.
Мы руководим глупо, а потом удивляемся, почему опрос за опросом говорит нам о том, что наши работники понятия не имеют о целях работодателя.
Мы дали им четко понять, что если они будут больше заботиться о смысле своей работы, они будут напрасно тратить свою энергию и усилия, потому что нас они интересуют только в качестве «производственных машин».
Сегодня выигрывают только те организации, которые видят связь между страстью и производительностью.
Они избавляются от KPI и бюрократических систем, и они будут говорить о миссии и препятствиях, которые возникают.
Они будут говорить об этих вещах каждый день, и они также будут оставаться людьми. Это очень просто. Это цепная реакция – нужно только начать!
В корпоративном мире есть много мусора, и каждая организация должна решить, что с ним делать. Каждый человек должен сам выбрать, насколько он готов посвятить себя работе.
Хотите вы быть человеком или машиной – вам решать. Работающие люди должны сами выбрать, куда они будут вкладывать свой драгоценный талант, время и страсть.
Мы уходим от старой религии, в которой мы верили, что данные и показатели являются ключом к успеху.
Теперь мы знаем, что есть ключ, но он связан с человеческой энергией. Мы можем сосредоточиться на ней так же, как мы традиционно концентрировали внимание на цифрах – и мы должны это сделать. Тогда и мы сможем говорить о доверии и страсти в наших командах.
Ни одно исследование не сможет помочь организации, которая не знает, чем живут ее сотрудники.
Хватит ли вам смелости отказаться от устаревшей модели ведения бизнеса в пользу человеческого рабочего места?
Это может сделать каждый, независимо от должности и места работы. Сейчас прекрасное время, чтобы начать. И ваше пламя будет гореть только ярче!
Лиз Райан
Перевод: Татьяна Горбань
Оригинал: https://www.linkedin.com/pulse/truth-kpis-other-corporate-bullsht-liz-ryan