Опасности поведенческой экономики

Управление бизнесом

Комментарий Котиков

Будучи представителями тех самых СМИ, которых хлебом не корми, дай вытащить на свет какую-нибудь интересную историю, подтверждаем — рассказы о нарушениях бизнес-этики всегда популярны. Люди обожают читать о том, как именно их обманули. А еще они обожают делать негативные выводы о тех, кто ими манипулировал. И обожают делиться этими выводами с окружающими.

Так что автор прав, этичность может стать конкурентным преимуществом.


Наверное, один из самых серьёзных запросов от бизнеса на текущий момент — это трансформация организации с целью получения выгод от поведенческой науки. Т.е. внедрение выгод поведенческой экономики для радикального усиления влияния компании на рынок и потребителей.

Очевидность этого влияния никто не отрицает, но мало кто доходит дальше изучения когнитивных искажения (исключая blind spot, конечно же) и чтения Дэна Ариели. Но если копать глубже и стараться собрать выгоды внутри своего бизнеса, то постоянно возникает масса совершенно новых (лишь на первый взгляд) вопросов, напрямую связанных с особенностями человеческого восприятия.

Например, как далеко готова зайти компания в манипулировании потребителем? Судя по обилию любителей «Взлома маркетинга» такой вопрос даже не стоит. Но давая ощутимое преимущество, нехитрые советы Фила Бардена могут нанести существенный урон репутации вашей компании. И механизм крайне прост.


banner-to-text-KM


Механики поведенческой экономики и темы когнитивных ловушек и особенностей восприятия — это «жирные» темы, с точки зрения не только экономических изданий, но и СМИ, ориентированных на потребителя. Пример, недавно обсуждаемая у меня на странице в Facebook статья BBC о том, как рестораны манипулируют гостями, продавая вместо «картошки с мясом» блюдо из «среднего ребра ягнёнка травяного откорма с чипсами из вяленого деревенского картофеля». Это приятное чтиво. Но давайте посмотрим на него иначе.

Что если в качестве примера компании-манипулятора журналисты выберут именно вас, методично применяют советы Фила и его австралийского друга Байрона Шарпа? И если применить Decoded по отношению к вашему бизнесу, то из эксперта в behavioral science вы превратитесь в грязного манипулятора на зависть вашим конкурентам. Бинго! Кладезь тем для репортёров НТВ и прочих летучих охотников за скандалами.

В том числе и поэтому каждый проект, связанный с тем или иным способом с инструментами поведенческой экономики всегда приходится пропускать через морально-этический фильтр.

Бизнес-этика перестаёт быть абстрактной фигнёй и становится для современного бизнеса инструментом защиты от конкурентов и инструментом создания рыночных барьеров. И это даже не про честность или открытость. Это про банальную безопасность вашего бизнеса.

А ведь кто бы мог подумать еще пять – десять лет назад: мораль, нравственность, этика — и всё это инструменты, которые позволяют вам получить рыночные преимущества. Но времена меняются.

Подпишитесь на рассылку новостей. Никакого спама!

Оцените статью
Поделитесь статьей с друзьями
madcats.ru
X