3. Поговорим наконец о клиентах

Блокнотный лист с надписью: кое-что о магии Безумные котики

Интересно, когда я сама выступаю в роли клиента, я тоже доставляю много радости исполнителю. Нет, не придираюсь. Но сначала стараюсь сделать часть работы за него, потом принимаю все, что сделано, а потом начинаю вспоминать, что я еще хотела-то тут сделать. В общем, тоже не подарок.

Сделайте мне красиво — прямо сейчас

Ни для кого не новость, что каждый второй клиент идет за магией. Особенно если идет на волшебство бренда. Особенно если уже имел печальный опыт.

«Мы пробовали работать с разными копирайтерами, все нас не устраивает, вас посмотрели на Яндексе, нам нравится, как вы говорите, давайте вы нам сделаете хорошо. Лично вы. Про нашу доставку прикольных конвертиков для новорожденных в городе N».

Я не сноб. Я скорее антисноб, но это сейчас неважно. Я бы написала про эти конвертики, будь я одна и без денег. Сейчас у меня за спиной команда, и работу принесли всем нам. Поэтому мое участие тут — это контроль проекта и подбор автора. Хорошо, если клиент это поймет. Но в двух случаях из трех он перенесет ожидание магии с моей персоны на команду. В третьем случае он тоже это сделает, но никому не признается.

Что значит «ожидание магии»? Да все просто. Принцессы не какают, именитые копирайтеры не лажают, мне сейчас вынут кролика из шляпы.

А мы будем тупить.

Об этом в следующем блоке, просто давайте договоримся: принцессы какают. Мы можем что-то не понять, можем не угадать с автором, можем не сразу подхватить терминологию или просто не попасть в стиль заказчика. И затянуть сроки тоже можем. Shit happens.

О стиле заказчика надо отдельно

Все продвинутые заказчики кивают с энтузиазмом на разговоры про ЦА. Да, говорят они, наши клиенты вот такие — миллениалы, жадные, нищие, осторожные, непросвещенные. Надо писать для них. Но согласование текстов обычно продолжается до тех пор, пока клиент — не миллениал, тоже жадный, но состоятельный, знающий продукт изнутри — пока он не примет текст.

Потому что ему должно быть комфортно. Он за это платит.

А так как к нам пришли за магией — любой косяк моментально вызывает дискомфорт. И чем выше были ожидания, тем сильнее дискомфорт.

Вот тут я, плохой редактор, сдаюсь. Мне кажется, что согласование, продавленное через сопротивление клиента, — это как-то неправильно. Он все равно на каждой итерации будет оглядываться на руины своих ожиданий.

Возможно, я неправа. Наверное, мне не хватает «звездности», чтобы заворожить клиента своим видением. Или уверенности, что мое видение правильное. На любой косяк я смотрю с позиции клиента: да, мы облажались. Это мешает работать, честно.

Но магии у меня нет. И ни у кого нет.

И да, мы очень любим работать с клиентами, которым нужна не магия, а обычная слаженная работа. Когда понятно, куда и с кем мы идем, и какие вехи расставлены по этому пути.
insert

Журналист в цеху: тупизм как он есть

Представьте себе журналиста в цеху. Я при этом почему-то всегда вспоминаю фильм «Москва слезам не верит», был там такой киношник-красавец.

Он снимает кучи хлама по углам, потому что они очень загадочные. Выбирает для интервью самую симпатичную девочку, хотя она еще стажер, причем на грани увольнения. Называет разводной ключ «вот эта штука» и просит точить деталь, чтобы искр побольше было.

Возможно, он неплохой журналист. Но нихрена не понимает в холодной ковке, пластике груди или алгоритме начисления сложных годовых процентов.

Каждый раз при входе в новую тематику мы вот так тупим.

Профессионализм, по-моему, состоит как раз в том, чтобы период тупизма осознанно сокращался до минимума. За счет брифования клиента, изучения сферы, ведения своих глоссариев и накопления опыта.

Но это же нормально: мы разбираемся в другом, за это нас и наняли! Это вы — клиент — начинали бизнес с маленького ларька и 5 лет учились на конструктора женской одежды. А у нас другой жизненный опыт, мы умеем то, что вы не умеете и хотите купить. Давайте уважать друг друга. А мы постараемся как можно быстрее вникнуть в особенности вашей сферы.

Но мы все равно какое-то время будем тупить.
insert
История, которая повторяется уже не один раз.

«Мы сами ведем блог уже не первый год, чего вы такого сделаете, чего мы не делали? Ну давайте, доказывайте».

Вот на недавней конференции руководитель одного агентства четко сказал: отказываемся работать, если на стороне заказчика нет команды, лояльной к проекту и готовой работать вместе.

Чаще всего на стороне заказчика находится человек, чью работу нас наняли делать. Наверное, потому что у него не получилось. Или получилось, но он не смог продать это начальству. Или он делает часть, а нас наняли на все. Подробности не так важны — в любом случае мы выглядим узурпаторами. Отнимаем хлеб у кого-то.

Мы наблюдали уже три разных реакции на интервенцию:

  1. Местный редактор вдохновляется соревнованием и начинает сам двигаться живее. Обновляет пул авторов, поднимает интересные темы, делает что-то такое, чего не делал. Как бы намекая руководству — мол, а я? Я-то лучше собаки! ©
    Делу от этого только лучше, хотя совместные усилия принесли бы больше пользы.
  2. Местный редактор начинает сопротивляться. Тормозит нашу работу, если имеет голос при согласовании. Интригует. Иногда сопротивляется не сам редактор, а кто-то из руководства, кто его протежирует. В результате мы работаем в атмосфере вынужденного соперничества, делу от этого только хуже.
  3. Иногда мы начинаем что-то делать — и это показывает, как не дорабатывал местный редактор. По неумению, по стечению обстоятельств, не важно. Иногда нам позволяют то, чего он долго не мог добиться — и мы выглядим дартаньянами. Это самая печальная ситуация. На нашем счету один уволенный редактор и, вероятно, один менеджер. Но он правда был странный.

Ревность не окупается, к сожалению. Во всех трех случаях результаты были бы лучше, если бы мы объединили усилия.

Это наше слабое место — не всегда получается наладить сотрудничество внутри компании. И мы тоже теперь смотрим, есть ли на стороне компании лояльная к нам команда. Если вы придете к нам со словами «вы станцуйте, я посмотрю» — музыка не заиграет.


Итоги Котиков

1. Редактор супротив автора
2. Поговорим о редакциях
3. Поговорим наконец о клиентах
4. И напоследок: другой интернет
5. Год Котиков

Подпишитесь на рассылку новостей. Никакого спама!

Оцените статью
Поделитесь статьей с друзьями
madcats.ru
X