Проблемы людей-брендов, или Как не разорвать свой Фейсбук

Картина с портретом Социальные сети

Людовик XIV де Бурбон сказал: «Государство — это я!». Таких абсолютных монархов сейчас много — вот я, вот мой бренд, сегодня постим демотиваторы, завтра — продаем вертолеты. Людовика можно понять, но как жить обычным людям, которые используют социальные сети для работы, любви и любования котиками — по заданию Котиков рассказала журналист и контент-технолог Майя Богданова.


«Сижу-чешу репу. Думаю. Прошу помощи зала… С одной стороны, фейсбученька и Инстаграм для меня место где про котиков, путешествия, потрындеть, проклинать строителей, погоду и ну и иногда похвастаться результатом красивого окрашивания. Тут всякие прекрасные люди, которые любят и котиков, и путешествия, а некоторые даже меня, а уж скольких я люблю, чтоб вы знали! …

С другой стороны, у меня ребрендинг Академии, расширение обучающих программ, много всяких историй для парикмахеров, я сама по уши в запланированных обучениях («эта музыка будет вечной, если я не сменю батарейки») и команда мне прозрачно намекает, чтобы я своих котиков засунула бы уже куда подальше. С другой стороны, команда ещё более прозрачно намекает, чтобы я прекратила выкладывать всякое фуфло, а выкладывала волосы…»

Такой пост недавно опубликовала у себя в социальных сетях директор сети салонов красоты Cut&Color, руководитель Академии парикмахерского искусства, колорист и парикмахер Ольга Колесникова.

Все, кто пытается совместить в социальных сетях «и жизнь, и слезы, и любовь», прекрасно ее поняли и одобряюще покивали головами. Потому что уже нет смысла никому рассказывать, что социальные сети — это такое же отражение вашей личности, как и пальто, шляпа, личное письмо или трудовая книжка. В то же время все прекрасно понимают, что социальные сети — это идеальный канал продаж. Как же совместить два в одном и что нужно сделать, чтобы Боливар все-таки выдержал двоих?

Нет, это не Боливар. Это Людовик XIV, Король-Солнце, абсолютный монарх, Инстаграм которого создавали гениальные художники, а Фейсбук вели придворные биографы и сплетницы Нет, это не Боливар. Это Людовик XIV, Король-Солнце, абсолютный монарх, Инстаграм которого создавали гениальные художники, а Фейсбук вели придворные биографы и сплетницы

Мне кажется, что противопоставление личного и публичного больше кажущееся, чем истинное. «Людям интересны люди». И какой бы B2B (сугубо для бизнеса) продукт вы ни продавали — выбирают его все равно не абстрактные компании, а живые люди. Что уж говорить о тех из нас, кто работает в сегменте B2С, то есть с живыми клиентами… Осознав все это, мы бежим развивать личный бренд, начинаем писать о себе и бизнесе. И вот тут нас поджидает некоторое количество радостей и некоторое количество проблем. Чаще всего это две стороны одной медали.

Да, важное уточнение, я не уверена, что могу давать кому-то советы, но могу рассказать о своем опыте, как человек, находящийся в такой же ловушке. Мой ФБ — моя радость, мой четвертый ребенок, мой основной канал продаж, повод для гордости и для вечных сомнений. С одной стороны, он приводит от 20 до 40 клиентских заявок в день и мне, и моему агентству. И это означает, что я безусловно могу купить себе табличку с надписью «человек-бренд». Но что еще это приносит в мою жизнь?

Умение доносить идеи и считать проценты

Примерно 70% контента на моей личной странице посвящено работе, и только 30% — моим детям, мне, фоточкам еды и жалобам на то, что у нас опять отключили свет или воду. Я старательно блюду это процентное соотношение и понимаю, что хотя большая часть подписывается на меня, как на эксперта, узнав обо мне на вебинаре или конференции, в ленте есть и просто живые люди. Им интересно узнать, как дела у моих детей и выздоровел ли мой папа, о котором я писала все лето, что он болеет. Да и мне самой важно периодически говорить о себе не только, как о человеке, который делает то и это, но и как о девочке, которая печет пироги, варит борщ, целует детей, ходит на свидания et cetera. И это добавляет тепла и осознанности в мою жизнь, и в жизнь моих читателей.

Кроме того, если я умею доносить идеи (читай — делать так, чтобы меня поняли, услышали, согласились) про котиков, выставку у братьев Люмьер, ангину у детей и дизайн спальни, совершенно точно я буду эффективнее доносить идеи в рабочих текстах.

Обратная сторона медали: Я зависима как наркоман от одобрения и неодобрения в социальных сетях. Легко могу отказаться от текста, который не понравился подписчикам, плохо умею жить без телефона и постоянно отвечаю на комменты. И что не менее важно, успех моего бизнеса зациклен на мне. Пока я в сети — у нас есть клиенты. Но что будет если я заболею или решу создать франшизу? Нет ответа…

Любые посты в публичном блоге — это только половина истории. Вторая, и она же самая главная часть истории начинается в комментариях. И навык вести дискуссию — отдельный, совершенно отдельный. Тут и необходимость отделить себя от своего текста, тут и благодарность к тем, кто приходит к тебе с иным мнением, тут и умение задавать вопросы и открытость к чужим идеям… Такой «психологический тренажер» покруче иных жестких тренингов.

Более того, если вы умеете вести дискуссию (в смысле, не вестись за троллями и обидчиками, как осел на веревочке, а вести дискуссию, куда вам надо) — то вам совершенно неважно, о чем писать. О Путине, цирке Шапито, бородатых женщинах или о котиках. Вы все равно приведете людей туда, куда и вели. Не умеете? Учитесь у того студента, который сдавал экзамен по биологии, выучив один билет про блох.

Обратная сторона медали: Подписчики привыкли к тому, что я доступна в любое время дня и ночи и, кажется, уже считают меня своей собственностью. Стоит мне не ответить быстро на комментарий или сообщение, как я получаю в личные сообщения гневную тираду. Что ж, мы в ответе за тех, кого приручили — похоже, здесь это правило тоже работает.

Модерация «поляны»

Место, где собралось много людей, о чем бы вы ни писали, превращается в поляну для социального эксперимента (стэнфордского или еще какого). И обязательно находятся те, кто «выше» и те, кто «ниже». Что вы можете с этим сделать?

Во-первых, принять, что так всегда было и так всегда будет, это деление устроено человеческой природой и не вам его менять. А во-вторых, все-таки следить, чтобы ваша площадка для общения не превратилась в зоопарк.

Как хозяин площадки вы обладаете бОльшим весом, чем любой другой участник. Поэтому ваша поддержка тем, кого «клюют», будет ценна, а вам поможет вернуть дискуссию в конструктивное (и нужное вам) русло. А «сильным» ваше вмешательство покажет, кто тут «король горы», и поможет в дальнейшем вести себя более конструктивно. Поверьте, умение это делать — ничуть не менее важный навык, чем выбор темы для поста.

Обратная сторона медали: Никакая «рабочая страница», которую ведут наемные копирайтеры, не заменит присутствия руководителя бизнеса в соцсетях. Особенно если речь идет о сфере услуг. С товарами вполне можно обойтись без такого интима, но у большинства экспертов заявки падают в личные сообщения. Известные мне люди-бренды — Левитас, Кузин и Каплунов — жалуются именно на это. На все сообщения приходится отвечать лично, адресно и по существу. Считайте пол-жизни коту под хвост.

<<Котики: Что??? Неправда!>>

Много рефлексии и разборок с собой

Если честно, для меня это едва ли не более терапевтичное занятие, чем собственно терапия. Когда мне больно и холодно или наоборот, хорошо и тепло, я иду в соцсети. Я приучила себя делить свою жизнь с внешним наблюдателем и теперь у меня всегда есть несколько точек зрения на то, что в ней происходит. На это нужны здоровые, крепкие нервы и недюжинная смелость. И искренняя, подлинная любовь к своему делу, без которой вообще ничего невозможно.

Обратная сторона медали: Писать тексты — огромное счастье и тяжелый труд. Писать искренние тексты для соцсетей — это как каждый день ходить к психотерапевту, только вас слушает не специально обученный человек за деньги, а совершенно необученные люди и бесплатно. И вам приходится встречаться с их агрессией, самоутверждением, попытками нарушить ваши границы, любопытством и многим другим…

Есть шанс прийти в соцсети немножко не в том состоянии и такого там понаписать, что потом не всякая пиар-служба сможет объяснить. Требует аккуратности, выдержки и мастерства. Потому что иначе получается, как у компании Aviasales и ее лидера…

Новые темы и идеи для разработки в компании

То, что мне каждый день дарят социальные сети — это новые темы для разработки в нашей компании. Это возможность проверить гипотезу. Это счастье не запускать проект, который не взлетит и не позовет за собой тысячу человек. Потому что прежде чем что-либо делать, я спрашиваю у людей, надо ли это кому-то.

Это совершенно новый формат мышления и совершенно новый способ работы. Когда перед тем, как выпустить книгу, ты не обиваешь пороги издательств, а собираешь на нее 300–500 предзаказов. Это совершенно другая реальность для бизнеса и если вы этого пока не поняли или не используете, то это прямо жаль.

(Котики писали об этом).

Обратная сторона медали: Для того чтобы собрать 500 предзаказов на книгу, которая еще не вышла, нужно много сил, упорства и мастерства. А иллюзии о том, что все это легкотня и вовсе не работа никакая, разбиваются о суровую реальность и нежелание людей расставаться с нажитым тяжким трудом. И нет — никакого «менеджера, который соберет все за вас» просто не существует.

Привычку «отвечать за базар»

У привычки тестировать все продукты на френдленте есть масса достоинств. Но. Ты не можешь слиться, замолчать и забыть то, что обещал три недели назад. Обязательно найдется тот, кто напомнит тебе о твоих планах и обещаниях. Обязательно найдется тот, кто придет и будет допытываться, где же тот продукт или проект, который ты анонсировал месяц назад.

Не получится «спустить на тормозах». Не получится сказать «я этого не писал». Придется расшифровывать и объяснять, что ты имел в виду, когда сказал то или это. Придется научиться отстаивать свою точку зрения. Придется быть четким и внятным, последовательным и простым. И мне кажется, это бонус. Но конечно, и проблема тоже.

Обратная сторона медали: Как мне кажется, тут она очевидна. Плюс и минус звучат одинаково — ты вынужден отвечать за каждое слово. Да, даже за то, что ты написал в подпитии из бара.

Отсутствие необходимости «продавать»

Это, наверное, самое главное, что нам дают социальные сети. И именно поэтому я оставила этот пункт на финал. Сейчас я скажу очень резкую и неприятную вещь, и со мной можно не соглашаться.

Все, кто приходят в социальные сети продавать — продадут раз, продадут два и сломаются. Все, кто приходят в социальные сети жить — научатся там зарабатывать.

Когда я веду обучающие курсы или вебинары студенты часто спрашивают «Майя, а когда уже мы будем писать продающие тексты?» Страшная правда, говорю я им, состоит в том, что все тексты, которые мы пишем — продающие. Нет такого, что если вы не поставите в конце поста или статьи «Call to action» или неправильно его сформулируете, то никто не придет к вам в клиенты. Неправда, что если вы не будете следовать формуле «боль — больше боли — решение», то никто не станет у вас покупать.

И абсолютная правда, что если вы будете рассказывать истории про себя и про клиентов, про партнеров и про подрядчиков, если вы просто будете любить свое дело и писать о нем с любовью, вам никогда больше не придется продавать. Да что там продавать! Если вы будете любить свое дело, вам больше ни дня не придется работать. Но это уже не я сказала, а классики. А вы домысливайте.

Обратная сторона медали: Человек, создавший личный бренд и бизнес на этом бренде, рискует попасть в зависимость от своего публичного образа. Когда образ продает, ты начинаешь изо всех сил бояться сказать или сделать что-то не так. Ты начинаешь ограничивать себя (читай — перестаешь постить котиков). Потом тебя начинает тошнить от соцсетей, продажи почему-то падают, ты списываешь все на то, что «все ломается и даже соцсети», и забиваешь на все. (А если и когда потом опять начинаешь пописывать в ФБ и постить котиков в Инстаграм, то все опять восстанавливается, и дай тебе бог, мил человек, уловить связь между искренностью и продажами).

Рабочие кадры фильма «Смерть Людовика XIV». Короли рождались, жили и умирали публично — и не всем такое подходит Рабочие кадры фильма «Смерть Людовика XIV». Короли рождались, жили и умирали публично — и не всем такое подходит

P.S.

А надо ли Колесниковой переставать писать про котиков, я не знаю. Это зависит от того, чего больше хочет ее команда: погубить бренд или его продвинуть. Если погубить — так нет ничего проще. Больше причесок, меньше личности. А вот если продвинуть, то задача гораздо сложнее. Приходите, разберемся 😉

Комментарий Котиков

Ха, вот нам-то не на что жаловаться. Когда вы говорите «постить Котиков» … ну вы поняли.

Подпишитесь на рассылку новостей. Никакого спама!

Оцените статью
Поделитесь статьей с друзьями
madcats.ru
X