«Когда-то я хотел качать нефть, а не порно»

Социальные сети

Даже те, кто не подписан на соцсети Aviasales, слышали шутки про шуваловский самолет, Брэда Питта, желающего сэкономить на перелетах, Анапу с казаками и моднейшее место отдыха — Панаму. При этом далеко не все знают автора эпатажного креатива, вызывающего у читателей реакцию от «какая тупость и мерзость, больше не буду пользоваться вашим сервисом» до «парни, респект за остроумие, вы снова сделали мое утро».

Корреспондент Rusbase Мария Соснина встретилась в Москве с Дмитрием Колодиным, который три года отвечает за SMM в Aviasales, а с мая является админом паблика Pornhub «ВКонтакте».
Мы встречаемся с Димой в пабе на Пятницкой. На столе перед ним — пивной кран Guinness и ноутбук. И тот и другой используются на полную мощность.

 

— Каждый час мне падают в почту десятки писем и комментариев, — стучит по клавиатуре Колодин. — Я уже слегка подзадолбался и всерьез задумываюсь нанять человека, который мне будет помогать с перепиской.

— Что ты делаешь в Москве?

— Я здесь ненадолго. Три года практически безвылазно работал в Таиланде, и теперь мне хочется покататься по свету. Начал с Грузии, а дальше посмотрим. Но вообще осень — время семинаров, все зовут выступать и рассказывать про SMM.

— Тебе платят за выступления? 

— По договоренности с организаторами эти деньги уходят на благотворительность.

— Расскажи, как ты получил работу в Pornhub.

— Мне написала Ария, маркетолог Pornhub, которая занимается всеми англоязычными соцсетями компании. Забавно, что это произошло в тот же день, когда я узнал, что Pornhub ищет комьюнити-менеджера в России. Ария спросила, есть ли у меня опыт ведения сообществ «ВКонтакте».

— Ее настолько впечатлили твои «дикие оргии на крымских пляжах» и «горячие французские булочки»?

— Я узнал об этом уже постфактум. Я не спрашивал, чем именно приглянулся. Мы пообщались в чатике, обо всем договорились, и я довольно быстро приступил к работе, не дожидаясь подписания контракта. Через три дня все начали писать о новом SMM-щике Pornhub, а ребятам из TJournal удалось взять комментарий у вице-президента Кори Прайса. Он рассказал, что знал о спецпроекте Aviasales, который мы делали в прошлом сентябре, когда PornHub заблокировали в России. Конечно, я не думаю, что они прямо следили за мной. Скорее всего, им подсказали общие знакомые. Кто-то дал ссылку на спецпроект, и они его увидели.

— На сколько рассчитан контракт? 

— На год. Если все будет окей, он будет продлен.

— Где платят больше — в Aviasales или PornHub? 

— Деньги — брызги. Мне нужна сумма, которая позволит не прекращать путешествовать. В Aviasales платят больше, потому что там у меня раз в пять больше обязанностей. Pornhub я сам зарядил цену, и они на нее согласились. Правда, потом у меня появились дополнительные обязанности, о которых мы вначале не договаривались.

— Какие конкретно? 

— Изначально я должен был развивать и наращивать официальное сообщество Pornhub во «ВКонтакте». Сейчас я также отвечаю за контакты с журналистами и потенциальными рекламодателями плюс регулярно общаюсь с главным офисом компании, где нет русскоязычных сотрудников. Нужно объяснять всякие шумные истории, которые у нас происходят, а им могут быть непонятны.

— Как твои боссы из Aviasales относятся к такому совмещению? 

— Нормально. У меня есть задачи, которые я должен выполнять, а как я буду это делать и когда, никого особо не волнует. Моя новая работа не влияет на обязанности в Aviasales. Хотя свободного времени не осталось от слова совсем. Я не представлял себе объем того, что нужно сделать. Иногда думаю — черт, куда я вообще залез?

— Кто занимался пабликом Pornhub до тебя? 

— Они сами что-то периодически постили раз в две недели или месяц на ломаном русском. Когда я пришел, там было 30 тысяч человек. Думаю, большая часть набралась, когда Pornhub заблокировали в России, и их паблику дали фирменную оранжевую галочку. Особой движухи в сообществе не было. Сейчас там уже 74 тысячи читателей (на момент выхода интервью — почти 79 тысяч — прим. Rusbase).

— Сколько порнухи ты смотришь каждый день? 

— Очень много, иногда по несколько часов. Чтобы сделать мем, надо найти классный ролик. Желательно с каким-то нестандартным сюжетом, должны быть дурацкие костюмы или ситуации. Нужно выбрать место, где нет обнаженки — всегда же все с чего-то начинается, чувак пиццу приносит или еще что. Приходится отсмотреть восемь — десять страниц с видео, но, к счастью, есть превью: можно навести мышку и быстро понять, что за сюжет.

— То, что раньше приносило удовольствие, стало работой. Напрягает? 

— Думаю, через год понадобится карлица на слоне, чтобы меня заинтересовать. Я уже практически все видел. Иногда натыкаешься на такие ролики, что волосы дыбом. Я видел, как люди трахаются, спускаясь со скалы, видел, как мамаша застревает в стиральной машине и, в общем-то, не сильно расстраивается.

— Возможно, тебя бы удивило видео с Навальным

— Если он захочет, он всегда может выложить свое видео на Pornhub, у нас для этого на сайте есть кнопка загрузки. От этого поста мне нужны были лайки, репосты, внимание СМИ и новые подписчики. И я это получил.

— По образованию ты преподаватель русского языка и литературы. Видела твой семинар «Как заработать 4000 рублей в день, ничего не делая». Кажется, это единственный раз, когда ты чему-то учил?

— У меня незаконченное высшее и да, я ни дня не провел у доски. Зато в 13 лет я был бэбиситтером. Я жил в городке Стрежевой на севере Томской области и был влюблен в одну девчонку. Она работала волонтером в социальной организации и нянчилась с двумя 11-месячными крохами, которых бросили родители. Я решил, что буду ей помогать, и примерно год учил этих малышек ходить и говорить. Это был удивительный опыт. Для меня, мелкого пацана, было круто видеть, что работа приносит плоды.

— Стрежевой — это же город нефтяников? 

— Да, и во времена моего детства там хозяйничал «ЮКОС». Нефтяники отгрохали новый корпус для нашего центра дополнительного образования. Помню, как один из уроков был посвящен карьере — мы в виде пирамиды расписывали, чего хотим добиться в жизни. Первая ступень — школа, вторая — универ, верхняя — конечная и самая важная цель. Я написал, что стану гендиректором НК «ЮКОС». В тот же день ко мне подошел какой-то мужик, поговорил со мной и сделал пару снимков. Позже выяснилось, что это был журналист «Известий», который работал над серией материалов про север.

В итоге текст в газете вышел под заголовком «Ходорковский готовит себе замену» и с подзаголовком «Через 20 лет гендиректором „ЮКОСа“ станет Дмитрий Колодин», а в последнем абзаце было написано: «14-летний Дима выбрал цель будущей карьеры и заявил, что через 20 лет заменит Михаила Ходорковского на посту президента компании». В электронной версии они убрали подзаголовок.

— Ты встречался с самим Ходорковским? 

— Позже он приехал в Стрежевой, где дал пресс-конференцию — причем прямо в нашем центре допобразования. Видимо, не было другой нормальной площадки. Нас посадили вместе с журналистами и даже разрешили задавать вопросы. Я, конечно, чувствовал, к чему дело идет. В какой-то момент моя преподавательница показала на меня и сказала, что этот тот самый Дима из газеты. Ходорковский улыбнулся и ответил, что читал. Потом мы немного пообщались с ним у гардероба, он был в обычных джинсах и свитере, простой такой чувак.

— Расскажи про свой питерский период жизни. 

— Я приехал в Петербург в 2008 году и кем там только не работал. Начал с завода по производству бетона. Потом ушел в бармены, причем мне повезло попасть в один из лучших на тот момент питерских ресторанов — «Волна» на Петровской набережной, напротив летнего домика Петра Первого. Там каждый день обедал полпред. Позднее я познакомился с Антошей Белянкиным, вокалистом группы «Два самолета» и человеком, основателем баров «Грибоедов», «Дача» и «Фидель». Тогда он открывал новый бар «Эпсилон», я ушел работать к нему, и мы стали хорошими друзьями. Бар успешно просуществовал шесть лет, и сейчас, насколько я знаю, Антон пересматривает его концепцию. Когда я в Питере, найти меня по вечерам всегда можно там.

— Окей, а когда на горизонте забрезжил маркетинг?

— Помнишь время, когда были популярны биржи текстов? Копирайтинг, рерайт, тексты с 90-процентной уникальностью для SEO, вот это все. Я решил попробовать, и выяснилось, что нормально отрерайтить текст я могу за полчаса. У меня появился автомобильный клиент, который довольно неплохо платил. Куча статей о тачках в 2008–2009 годах в рунете была написана мной, хотя впервые за руль я сел два года назад. Все это было мне дико интересно, я постоянно тусил на сеошных форумах. Потом занялся SMM, ушел в местное рекламное агентство, работал с клиентами вроде Carlsberg. Это был хороший опыт, с другими масштабами и другими мощностями. Но развернуться особо никто не давал — все истории, что мы придумывали, проходили по 50 согласований.

— В 2014 году ребята из агентства «Мохнатый сыр» предложили тебе работу в Aviasales. Как это было? 

— Они придумывали для Aviasales SMM-стратегию и искали под нее человека. Я сделал тестовое задание, накидал пару мемов за 10 минут и отправил им. Мне почти сразу пришел ответ — чувак, давай встретимся.

— Ты был с ними знаком? Игорь Белкин и Андрей Коняев — бывшие сотрудники «Ленты.ру» и основатели паблика «Лентач» — по сути, придумали хулиганский стиль подачи новостей в «Твиттере» и во «ВКонтакте».

— Мы не были знакомы, и они, предлагая встретиться, даже не знали, что я живу в Питере. Я приехал в Москву и провел с ними две недели. Познакомился с Антоном Носиком (Носик запустил «Мохнатый сыр» летом 2014 года — прим. Rusbase), меня немного потестили, после чего я улетел в Таиланд. Весь SMM, придуманный агентством, изначально строился на мемах. Хулиганским и провокационным его начали называть позже. Со временем стиль изменился, все-таки я провел в Aviasales три года и набил руку.

image1

— Слышала, что тебя называют гуру ситуативного маркетинга. У гуру есть свои секреты? 

— Ха-ха, меня часто спрашивают, как создать хайп. Да никак. Я не создаю хайп, и СМИ не создают, он сам по себе рождается. Моя задача — его оседлать.
Для начала нужно дождаться повода — хайповой новости, о которой мы узнаем сразу, потому что все о ней начинают говорить. В этом плане по-прежнему хорош Twitter, где все появляется гораздо быстрее, и можно оценить уровень ажиотажа. Конечно, важны идея и скорость. Мне не нужно согласовывать свои посты: придумав что-то, я уже через десять минут закидываю это в сеть. Картинки почти всегда тоже рисую сам. Первый пост я обычно делаю в Twitter, смотрю на реакцию людей. В запасе остается немного времени, чтобы скорректировать текст перед тем, как запостить его в Facebook и во «ВКонтакте».

— Если будет хайповый новостной повод, кому ты его отдашь — Aviasales или Pornhub? Ты сможешь шутить на одну и ту же тему и там, и там? 

— Такого до сих пор не было. Все-таки это довольно разные ниши и аудитория. К порно можно привязать практически все, с путешествиями приходится быть тоньше и умнее.

— Твое лицо, когда ты видишь, как другие пытаются скопировать стиль SMM у Aviasales? 

— Ну, это почти всегда разочарование. Этот тот самый момент, когда ты пытаешься что-то из себя выжать, а у тебя не получается. Вообще я стараюсь придерживаться правила, что если нечего сказать, то и не надо. Вся эта история с ситуативным маркетингом стала такой масштабной во многом из-за Aviasales. И теперь клиент приходит в рекламное агентство и говорит, что хочет то же самое. Им начинают планировать: вот сейчас декабрь, пора придумывать, что сделать такого веселенького на 8 Марта. Когда у нас такие темы поднимались, я всегда говорил: «Ребята, не надо ничего придумывать, давайте подождем». Потому что, как правило, это история не про даты и праздники, а про хайповость. И заранее хайповый повод ты никогда не придумаешь.

image3

— Сколько книг по маркетингу ты прочитал? 

— Ни одной.

— Ты знаешь, кто такой Филип Котлер? 

— Впервые слышу.

— Люди, которые годами учатся на маркетологов в вузах, сейчас схватились за голову. 

— Я считаю, что учиться маркетингу, особенно SMM, смешно. В этом мире слишком быстро все меняется. Если ты начнешь, к примеру, изучать рекламные инструменты соцсетей, они уже через год будут другими. Пару лет назад в инстаграме не было никакой рекламы, и что происходит сейчас? Именно поэтому я считаю, что все так называемые курсы и вебинары по маркетингу — полная херня.

— Даже если этот вебинар будешь вести ты? 

— Тем более. Я не коуч, чему я могу научить людей? У меня те же самые инструменты, которые есть у всех — Facebook и Twitter. А научить кого-то шутить невозможно, это либо есть, либо нет. Я в своей жизни прошел только два онлайн-курса, и оба не по маркетингу. Первый интенсив — у Максима Ильяхова — был посвящен редактуре текста, второй — на Coursera — был про то, как работают социальные связи в интернете.

Комментарий Котиков

На этой напряженной ноте Котики прерывают текст интервью с Дмитрием и отправляют всех на первоисточник. Котики соблюдают джентльменские соглашения, поэтому мы не только ценный мех, но и пример взаимовыгодного сотрудничества. Например, в контент-маркетинге.

Подпишитесь на рассылку новостей. Никакого спама!

Оцените статью
Поделитесь статьей с друзьями
madcats.ru

Комментарии закрыты.

  1. Аватар
    Пашкевич Дмитрий

    Дико радовала что страница Порнхаба во ВК, что твиттер Авиасэйлза, а оказывается их ведет один человек) Очень интересное интервью, спасибо.

X