По большей части работа диджитал-студии состоит из рутинных процессов. Пришёл новый клиент — провели комплексный аудит сайта и составили план работ. В плане — SEO, рекламная кампания в Директе, «медийка», управление репутацией… И каждую из этих работ надо проводить по однотипному, выведенному из опыта алгоритму.
Чтобы стандартизировать и автоматизировать работу, мы в студии Solvintech используем чек-листы.
Они помогают ничего не забыть и ведут по плану. Некоторые работы очень объёмные. Даже если проводим их регулярно — что-то можем упустить из виду, а это скажется на результате.
Чек-лист — это ещё и подробный план работы. Когда не перескакиваешь с пятого на десятое, не возникает путаницы и работа проходит быстрее.
А главное — содержат чёткие критерии качества работы. В каждом пункте мы можем обозначить, какой результат оптимален, а какой — недопустим. А заодно указать все промежуточные вариации.
Сразу понятно, что хорошо, а что — плохо
Чек-листы можно подогнать под каждый вид работ, который поддаётся стандартизации. То есть почти под любой. Но есть сложности.
Грань между рабочим и нежизнеспособным чек-листом тонка
В случае с чек-листами действует правило: они должны во всём соответствовать реальному процессу работы. Если это условие не выполняется — чек-лист не будет работать.
Пример. Студия предлагает новую услугу — управление репутацией компании в интернете. Это нелинейная услуга: ход работ зависит от возможностей и ресурсов студии, там много подводных камней, неочевидных тонкостей. Худшее, что можно сделать — составить чек-листы формально. Если брать в расчёт только теоретические предпосылки — между чек-листом и реальным положением дел возникает куча мелких противоречий. Сотрудникам и руководителям придётся постоянно всё согласовывать и переделывать.
Оторвать чек-лист от жизни могут завышенные требования, небрежная проработка содержания, пропуск важных моментов. Тогда он становится негодным инструментом. Это всё равно что забивать шурупы молотком.
Каким должен быть хороший чек-лист
Надо держать в голове две вещи:
- Ваша задача — создать слаженный механизм, когда каждый сотрудник понимает, что и как делать поэтапно.
- Все пункты чек-листа должны быть взаимосвязаны. Нельзя наваливать в таблицу всё подряд без внятной системы.
Чтобы создать рабочий чек-лист, нужно сперва разложить каждую из операций на составляющие. Выпишите все действия, которые вы совершаете, вплоть до самых малозначимых. Можно сделать это в майндкарте, а потом оформить в чек-лист — так удобнее.
- Структурируйте по порядку действий. Например, от простого — к сложному, от общего — к частному.
- Разделите на отдельные этапы. Для аудита контекстной рекламы этапы могут быть такими: проверка настроек аккаунта, параметров РК, групп объявлений и отдельных объявлений, ключевых слов.
- В каждом пункте — только одно действие. Если оцениваете шапку сайта — выпишите отдельные пункты про высоту шапки, наличие и размер логотипа, информативность, вид телефонного номера и т.д. Ключевые действия можно выделить жирным шрифтом.
- Обозначайте только конкретные действия и возможные (допустимые или недопустимые) варианты результатов, к которым они приводят. Теория не нужна — чек-листы не для этого.
- Сделайте чек-лист максимально понятным для сотрудника. Используйте чёткие, лаконичные и ёмкие формулировки.
Пример чек-листа в работе
В идеальном случае сделать 10-20 типовых чек-листов можно за пару дней, и увидеть первые результаты от внедрения уже на этой неделе. Но так получается редко. Настройтесь на то, что внедрение чек-листов будет долгим. Их нужно разработать (или скачать готовые), протестировать на практике. Скорее всего — несколько раз отредактировать. И окончательно утвердить только после того как они докажут свою эффективность.
Готовые чек-листы
Ниже — несколько чек-листов, которые мы составили и используем в работе каждый день. В основном они регулируют универсальные процессы, где все этапы примерно одинаковы вне зависимости от специфики бизнеса. Поэтому их можно доработать под себя, а можно использовать как есть. Сделайте копию документа и настраивайте под себя.
В чем делать чек-листы: Google Sheets и аналоги
Мы рекомендуем использовать Google Sheets. В них всё просто, функционально и наглядно. И бесплатно.
Одна из наших таблиц
Обычно этот способ подходит для студий и компаний, в которых работает до 50 специалистов. В идеале — 20-30.
Аналоги Google Sheets:
1. Sitechco. Здесь можно создавать чек-листы и группировать их в рамках разных проектов. Ещё есть несколько готовых «чит-листов». Вот, например:
Чек-лист для проверки формы невалидности e-mail
Интерфейс не самый простой — надо потратить час-другой, чтобы разобраться. Зато функционал хороший, а облачная версия сервиса бесплатна.
2. Чек-лист | Эксперт. Здесь удобнее: регистрируемся, составляем чек-лист, пользуемся. Внутри есть неплохие шаблоны. Правда, в бесплатной версии можно создать всего 10 чек-листов. А вот в платной — делить листы на логические разделы, добавлять интерактивные подсказки при наведении на каждый пункт, смотреть аналитику заполнения и использования, добавлять видео. Всё это полезно и стоит 450 руб/месяц.
Так выглядит часть информационного чек-листа по составлению офферов в «Эксперте»
Если речь идёт о простейших процессах (например, о размещении статьи в блоге) — достаточно распечатать чек-листы и раздать их сотрудникам.
Таск-мессенджеры для чек-листов
Иногда таблиц Google и аналогов не хватает. Если над проектом по одному и тому же чек-листу работают несколько специалистов, им нужно взаимодействовать: обсуждать задачи и возникшие сложности, искать пути решения. Лучше, чтобы работа и обсуждение проходили в одном окне.
В таких случаях помогут таск-мессенджеры. Вот самые удобные из них.
Wunderlist. Это сервис-органайзер: здесь можно ставить задачи на день (себе и сотрудникам), делать заметки, создавать чек-листы и тут же превращать их в задания со сроком выполнения.
Если нужно — добавляем медиафайлы, справочные или методические материалы
К каждому чек-листу можно прикрепить несколько исполнителей.
Отправляем приглашения — и рабочая группа собрана
Trello. Это приложение, где каждой задаче соответствует своя карточка. К каждой карточке можно добавить ответственных сотрудников, прикрепить документы, медиафайлы и чек-листы. Список для чек-листа можно копировать прямо из таблички Excel.
Создаём чек-лист, назначаем ответственных
Минус один, но серьёзный: нет вложенности. Нельзя добавить варианты ответов по пунктам. Зато можно создать в каждой карточке по несколько отдельных чек-листов — каждый из них станет логическим блоком единого чек-листа. Либо даже сделать пунктом чек-листа целую карточку (карточки здесь можно группировать на отдельных «досках»).
Rovertask. Здесь тоже можно экспортировать чек-листы в формате .xls. Прикрепляете их к заданию — и система сама разделяет каждый лист на отдельные задачи. Сотрудники берут их в работу и выполняют. Если нужно — обсуждают какие-то моменты в чате. Чат автоматически создаётся для специалистов, работающих над конкретной задачей (руководитель и клиент тоже могут участвовать в обсуждении).
Это удобно: несколько кликов, и не нужно расписывать всё вручную.
Если кликнем по любой из задач, появится окошко с соответствующей частью чек-листа
Rovertask предлагает несколько готовых чек-листов — с подробными пояснениями и примерами использования.
Если пользуетесь Мегапланом или Битрикс24 — создавайте чек-листы прямо там:
Нужны ли чек-листы вашей студии?
Чек-листы незаменимы при масштабировании. Их потенциал раскрывается, когда вы расширяетесь: оказываете всё больше услуг, проводите объёмные, комплексные работы. В чек-листах вы фиксируете лучшие (и уже отработанные) практики для новых сотрудников. Создаёте для них отправную точку в работе.
Если вы работаете маленькой командой, не собираетесь масштабироваться, а комплекс ваших услуг ограничен — эффект от чек-листов будет слабым. Почти все процессы и так в головах у сотрудников. Переизбытка информации нет. Тут стандартизация может оказаться излишней. Чек-лист станет «ещё одной бумажкой», без которой и так было нормально.
Честно ответьте себе на вопрос: вы планируете расширяться? Если да — чек-листы вам помогут. Если сейчас главное — удержаться на плаву, потратьте время на более срочные дела.
Разработка чек-листов как новая услуга
Автоматизировали работу сами — помогите другим. Когда внедрите чек-листы в студии и увидите результат, сможете делать то же самое для своих клиентов. Ведь вы погружаетесь в их бизнес и понимаете, как и что должно работать. Предлагайте разные варианты услуги:
- можно составлять чек-листы на заказ под каждый рабочий процесс;
- давать их бонусом при заключении сделки;
- брать на себя контроль за внедрением.
Чек-листы — отличная вещь для стандартизации практически любых процессов. Используйте их, чтобы масштабировать бизнес без провалов и осечек.