Мы все привыкли понимать под стратегией план (недетализированный, как правило) по достижению целей, привязанный к срокам. А если нет сроков, то называть подобный план «дорожной картой». И, порой совершенно обоснованно, сомневаемся: зачем создавать себя план на пять, десять или пятнадцать лет вперед, если то, что будет в следующем месяце, предсказать порой невозможно.
Но есть и другой взгляд на стратегию и её функцию. Не как на план достижения цели, а как на источник альтернативных вариантов достижения цели. Грубо говоря, пока рынок в случае воздействия непредвиденных обстоятельств двигается по варианту А, вы рассматриваете и выбираете между А, Б, В и даже Г. При чём каждый из этих вариантов не нарушает ваших грандиозных планов по завоеванию мира или по зарабатыванию первого миллиарда. И в этом можно сильно преуспеть, развивая стратегическое мышление в противовес стереотипному.
Грубо говоря, если спрос падает, ты рынок стереотипно прибегает к инструментам сбытового маркетинга: снижает цены и пытается расшевелить всеми способами потребительскую мотивацию. Лишая себя при этом прибыли. Но ведь есть и другие варианты. Не сохранить спрос, а сохранить лицо, например. Т.е. упасть вместе с рынком в объемах, но не в качестве. И кому нужны такие жертвы? Только тем, кто понимает, что за спадом следует стадия роста, когда испортившие себе репутацию игроки уйдут с рынка, а вы займете их место. Или, например, вовсе заморозить данное направление бизнеса и начать получать доходы от другого. А может быть активнее начать развивать свой продукт на других рынках через географическую экспансию?
Что общего у всех этих практически «мифических» с точки зрения малого и среднего бизнеса вариантов? Всего лишь одно. О них подумали заранее. Заранее спланировали своё поведение, смоделировав ситуацию: снижения спроса, роста цен поставщиков, падения рыночных цен, усиления конкуренции. Именно для этого и нужна стратегия: проанализировать различные пути сохранения и защиты бизнеса в будущем, на каждый из непредвиденных случаев имея свой план. Потому как неизвестность и неопределенность вполне систематизируются с точки зрения ваших доходов и расходов.
Вот вам и простой ответ на вопрос, зачем нужна стратегия. Для того, чтобы подстраховаться в будущем. И хоть это не единственная её функция, но драматически важная для бизнеса.
Но это еще не всё. Стратегия в её современном понимании и в нашем изменчивом мире превращается из статичного плана в динамически формирующийся. Это лишь звучит сложно на языке консультантов. На практике вместо того, чтобы делать стратегию несколько месяцев раз в пять лет, мы ей должны заниматься раз в неделю, но постоянно. Обновляя вводные, получаемые от рынка и смотря на то, как они повлияют на наши планы в будущем.
Т.е. вместо создания стратегии куда важнее заниматься стратегированием. Хотя, безусловно, вам понадобится сам объект изменений. Его как раз и создают вместе с ребятами со стороны, которые помогут избавиться от «производственного мышления» и «корпоративной памяти» — двух стратегических зол, подменяющих объективные оценки привычными для компании. Получив, как в медицине, «второе мнение» — далее можно двигаться самостоятельно создавая у себя новую привычку — думать над альтернативным будущим. Над тем, как обезопасить себя в процессе своего же развития.
Т.е. получается, что «фишка» стратегии вовсе не в том, чтобы разработать для себя четкий план и двигаться по нему ближайшие десять лет, чтобы стать номером один на своём рынке. Фишка в том, что решая эту абстрактную задачу постоянно, вы создаёте себе огромное количество готовых сценариев развития вашего бизнеса в зависимости от того, как может измениться рынок: резко вырасти, стагнировать, упасть или исчезнуть вообще. А это — даёт уверенность.
Сухой остаток:
- Стратегия нужна, чтобы иметь больше альтернатив отреагировать на изменения рынка, чем есть у ваших конкурентов. Вы будете точнее и эффективнее. Не важно на сколько вы большие или маленькие — это ваши «план Б», «план В» и так далее.
- Стратегия — это не только про цели, не только про «как сделать», но и про «что делать в случае, если…».
- Стратегия — не статична. Он начинает работать не когда вы её доделываете, а когда в привычку входит вносить в неё коррективы на постоянной основе.
- Стратегия делает вас увереннее, а значит вы меньше подвержены влиянию спонтанных ошибочных решений. Остаются лишь спонтанные безошибочные.
Ну и в завершении. Конечно, ваше полное право не иметь стратегии. Но просто представьте, что она есть у ваших конкурентов. Это уже повод задуматься.
На обложке: Винсент Ван Гог, «Большой платан», 1889